Формирование ключевых компетентностей учащихся при изучении раздела программы Берестяной мир

Наше время характеризуется
стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность
бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов  людей
осознания своей принадлежности к определенному этносу — ростом национального
самосознания или этнической идентичности. Понимание и признание 
поликультурного образования выдвинуло проблему национально-регионального
компонента, способствующего формированию у школьников нормального типа
этнической идентичности.

Программа «Берестяной мир»
является одним из возможных вариантов наполнения практическим содержанием
национально-регионального компонента в культурно ориентированном образовании.
Мы полностью разделяем позицию А.А.Штец, что только на основе национальной
культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона
возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого
воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может
стать субъектом культуры. С другой стороны, Россия — это многонациональная
страна с поликультурным пространством, в котором происходит активное
возрождение культуры этносов, развитие национального самосознания народов и углубление
взаимосвязей культур. Поэтому только с учетом национально-регионального
компонента в содержании образования, в его органичной связи с федеральным
содержанием может быть сохранено как единство федерального культурного и
образовательного пространства, так и защита и развитие системой образования
национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в
условиях многонационального образования.

Основной целью программы
является формирование основ культуры внутреннего мира школьника, нормального
типа этнической идентичности.

Достижение поставленной цели
предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование
    технологических умений при работе с местным природным материалом –
    берестой.
  2. Воспитание интереса к
    истории народного декоративно-прикладного искусства.
  3. Формирование активной
    позиции в вопросах охраны природы и экологической культуры.
  4. Формирование умений
    работать с различными источниками информации.

В нашей работе мы опирались
на следующие принципы:

  • принцип связи
    регионального компонента с федеральным;
  • принцип адаптации к
    экстремальным условиям северных регионов России;
  • принцип этнокультурной
    адаптации;
  • принцип диалога культур.

Как известно, формирование
этнической идентичности учащихся, осознания ими того, что мир многообразен, что
существует множество истин, среди которых необходимо найти те, что позволяют
понять себя и других людей, их ценности и особенности видения мира, возможно,
когда учащийся оказывается в ситуации диалога с культурой, осуществляемого в
форме взаимодействия с объектами культуры (материальной, художественной,
духовной). Решая осознаваемую учебную задачу, ученик изучает себя и других,
создает «новые формы культуры» — свои предпочтения, симпатии, антипатии. Таким образом,
осуществляется процесс интериоризации культур, превращая их в часть духовного
мира ребенка, формирования у школьников нормального типа этнической
идентичности, при которой он (школьник) осознает себя и членом этноса, и
носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности, россиянином,
и членом мирового сообщества, «гражданином мира».

Приобщение к народным
традициям художественной обработки бересты представляет в этом плане широкие
возможности. Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие
в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей важны для их
общего художественного развития, формирования смыслового отношения к миру -
основы внутреннего мира школьника.  Воспитание  учащихся осуществляется через
понимание ими художественных и технологических возможностей бересты, умение
сохранять и выявлять природную красоту материала. Натурные образцы не должны
просто копироваться учащимися. Необходимо с первых же занятий стимулировать
творческий подход к выполнению изделий, опираясь на важный принцип народного
творчества — работу по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой
подход способствует развитию у учащихся творческой инициативы, активно влияет
на качество работ учащихся.

Важно то, что ознакомление с
художественной обработкой бересты, практическое обучение учащихся приемам этого
ремесла  вполне возможно не только в центрах народных художественных промыслов,
но и в школах Камчатского края. Этот материал доступен, практически бесплатен,
хранится в течение четырех лет. Возможности его использования практически
безграничны.

Особенностью курса является
его вариативность. Распределение учебного времени по годам обучения, последовательность
изучения отдельных разделов определяются учителем в соответствии с его рабочей
программой (при этом необходимо учитывать, что данный курс расширяет
обязательный минимум, но не сокращает его). Возможна интеграция отдельных
разделов курса в базовый, согласно принципу содержательной целостности,
предусматривающему различный характер относительной самостоятельности
региональной составляющей в структуре общего содержания образования в
соответствии с разными возрастными возможностями школьников в освоении учебного
материала и целями образовательного процесса. Кроме того, количество часов
может быть изменено в зависимости от наличия материала, инструмента и
подготовки учителя. Примерное планирование раздела «Берестяной мир»  в курсе
технологии представлено в приложении 1.

Теоретические сведения и
практические работы подбираются по принципу усложнения материала. Учащимся,
проявляющим интерес и имеющим высокое качество работ, могут быть предложены для
выполнения усложненные  варианты заданий.

В коррекционных классах
рекомендуется организовывать работу учащихся по изготовлению более крупных по
размеру изделий, что менее утомительно для данной категории учащихся.

Одно и то же изделие может
быть выполнено учащимися разных классов исходя из их умений и навыков.

В данной работе представлен
банк практических работ (Приложение 2) разного уровня сложности, который может
быть изменен. Выбор практических работ рассчитан на разный уровень умений и
навыков школьников, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в
обучении.

Художественной обработкой
бересты рекомендуется начинать заниматься с учащимися 5-го класса, хотя
отдельные виды работ вполне доступны и ученикам начальной школы. В 5-м классе
школьники знакомятся с несложными, выверенными веками приемами плетения из
бересты, учатся выполнять аппликационные работы из бересты; в 6-м классе -
несложные картины; в 7-м классе — украшения (кулоны, бусы, обереги, браслеты);
в 8-м классе осваивают резьбу по бересте; в 9-м классе создают объемное изделие
из бересты. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение
теоретических сведений отводится  не более 20% учебного времени, обязательна
тесная связь теоретического материала с практическим.

Программа составлена для
учащихся 5-9-х классов. и является блочной. Рассчитана на 38 ч. за счет 10-15%
времени, предусмотренного на региональный и школьный компоненты обучения.

Апробация программы в течение
6 лет показала, что предложенный в ней материал интересен и доступен для детей.
С берестой охотно работают мальчики и девочки разного возраста как
общеобразовательных, так и коррекционных классов.

Береста дает возможность
заинтересовать детей местным природным материалом, воспитывает любовь к природе
своего края, стремление к экологической чистоте, уважение и любовь к народному
творчеству. Развивает наблюдательность и зоркость, аккуратность в работе,
усидчивость. Работа с берестой развивает художественные навыки (приемы работы с
художественным материалом), творческие способности, дает возможность
реализовать себя, как творца через работу с природным материалом. Работа
захватывает и формирует навыки самоконтроля.

Работа проводится с местным
материалом, который может быть заготовлен учителем и детьми в разное время
года. Все инструменты могут быть сделаны в мастерских по техническому труду.
Примеры  выполнения практических работ представлены в приложении 3.

Дети за короткий срок
осваивают приемы работы с берестой и выполняют качественные и красивые изделия,
которые с успехом демонстрируют на выставках, дарят своим родным и близким (Приложение
4).

Программа «Берестяной мир» заинтересовала
педагогов дополнительного образования, педагогического колледжа, учителей
городских и сельских школ Камчатского края.

На основе базовой программы
разработаны варианты для кружковой работы и программа для  студентов
педагогического колледжа.

Надеемся, что предложенная
рекомендация будет полезна всем, кто начинает увлекательный путь в мир бересты
и  интересна тем, кто познал радость творчества.

Библиографический список

  1. Арктика — мой дом. Полярная
    энциклопедия школьника.- М.: Северные просторы, 1999.
  2. Афанасьев А.Ф.  Резьба по
    дереву. М.: Культура и традиции, Легпромбытиздат,1997.
  3. Барадулин В.А. Сельскому учителю
    о народных промыслах.-М., 1979
  4. Василенко В.М. Народное
    искусство. — М., 1974.
  5. Гилева А.В, Пономарева Р.К.
    Кокошник и ожерелье из бересты.//Школа и производство. 2002.- №5.
  6. Круглова О.В. Русская
    народная резьба и роспись по дереву: альбом. — М., 1974.
  7. Канев В.Ф. Самодельные
    игрушки из бересты. //Школа и производство.  1996.-№3.
  8. Канцедикас А.С. Искусство и
    ремесло. -М., 1975.
  9. Лукин М.П., Давыдова Н.М.
    Умельцы Великого Устюга. -Архангельск, 1977.
  10. Митлянская Т.Б. Сельскому
    учителю о народных  художественных ремеслах Сибири и дальнего Востока.
    -М., 1983.
  11. Миловский А.С. Скачи,
    добрый единорог. -М., 1983.
  12. Нагибина М.И. Плетение для
    детворы из ниток, прутьев и коры:  популярное пособие для родителей и
    педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  13. Некрасова М.А. Народное
    искусство как часть культуры. -М., 1983.
  14. Новоселов А.С. Головной
    убор «Егерский» из бересты. //Школа и производство. 2003. №3.с.56.
  15. Оверин Н.Г. Использование
    компьютера в обучении обработке бересты. // Школа и производство. 2001.
    № 5.
  16. Попова О.С., Каплан Н.И.
    Русские художественные промыслы. -М., 1984.
  17. Прекрасное своими руками,
    сост. Газарян С.М. –М.: Детская литература, 1987.
  18. Рондели Л.Д. Народное
    декоративно-прикладное искусство. -М., 1984.
  19. Савиных В.П. Поделочные
    материалы :справочник мастера.- Минск: Хэлтон, 1999.
  20. Семенцов А.Ю. Резьба по
    дереву. –Минск: Современное слово, 2000.
  21. Федотов Г.Я. Дарите людям
    красоту. -М., 1985.
  22. Финягин В.В. Изделия из
    бересты.- М.: АСТ «Астрель», 2001.
  23. Черныш И.В.   Поделки из
    природных материалов. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  24. Народные художественные
    промыслы России: альбом / Сост. П.И.Уткин.-М., 1984

Следующий: