Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках географии через организацию самостоятельной деятельности


Содержание:

  1. Возможности организации и проведения самостоятельных работ для формирования ключевых компетентностей учащихся.
  2. Практика организации и проведения самостоятельных работ в осуществлении компетентностного подхода на уроках географии.
    • Планирование самостоятельных работ по курсам и основным разделам.
    • Классификация и примеры самостоятельных работ.
    • Этапы в проведении самостоятельных работ.
    • Оценка эффективности выполнения самостоятельных работ по формированию ключевых компетенций учащихся.

1. Возможности организации и проведения самостоятельных работ для формирования ключевых компетентностей учащихся

На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Решение ее координируется с требованиями, сформулированными в стандарте географического образования, в рубрике «применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Речь идет об особом уровне учебно – познавательной деятельности учащихся — овладении умениями применять географические знания и умения в повседневной жизни. [5 ]

Содержание дисциплины «география» становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе.

Географическое образование должно вооружить школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей геосреды.

Поэтому в содержании географического образования увеличился объем практической компоненты.

Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на использование компетентностного подхода в обучении географии, реализовать его возможно, если в комплексе всех видов учебной деятельности и форм учения школьников самостоятельным работам придать особую весомость.

Для усиления практической направленности в содержание уроков по географии могут быть включены следующие виды заданий:

  • ориентирование на местности и проведение съемок местности;
  • проведение наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности;
  • проведение самостоятельного поиска географической информации из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных, космических;
  • выполнение задач на определение качества окружающей среды, по ее использованию, сохранению и улучшению по оценке последствий хозяйственной деятельности человека.

Обучение географии, подкрепленное позицией учителя, позволит повышать уровень овладения познавательными и практическими умениями и навыками каждого учащегося, увеличивает прочность формируемых географических знаний и умений школьников, раскрывает прикладной аспект школьной дисциплины, способствует повышению качества географического образования, играет существенную роль в формировании мировоззрения и географической культуры обучаемых



В школьной географии системообразующим фактором выступает геообразовательная потребность. Геообразовательные цели при этом становятся функцией системы, цель, следовательно, становится решением системы. Отсюда вытекают задачи методики обучения географии, где функциональными компонентами выступают не столько знания, сколько личность ученика.

Сегодняшняя школьная география как особая конструкция научного знания должна ориентироваться на усиливающуюся практическую значимость современных географических исследований (М.М.Голубчик, А.Г. Исаченко, В.М. Котляков).

Согласно Концепции учебная дисциплина выступает одной из основ практической повседневной деятельности, а планируемые результаты обучения определяются умениями школьника применять приобретенную сумму знаний на практике. Этот результат подчеркивает конструктивный характер географического знания, представляющий собой, по И.П. Герасимову, «… мостик между географической наукой и современной хозяйственной практикой»

Сущность данной связи заключается в использовании школьниками комплекса специальных умений и практических знаний, развивающихся на основе адаптированных методов.

Сформированные системы географических знаний должны стать основой практической деятельности, а системы учебных умений – фундаментом его будущей (в том числе профессиональной) деятельности.

Именно поэтому важно развивать те интеллектуальные и навыковые качества ученика, которые в последствии позволят ему видеть и понимать окружающий мир.



Опираясь на положения Концепции и Стандарта, выделяю те ключевые компетентности, которыми овладевают учащиеся в результате географического образования:

  • умение пользоваться географической картой; умение работать с числовой информацией;
  • умение работать с ГИС и информацией средств массмедиа;
  • умение самопрезентации и способность к самоопределению;
  • способы социально – ответственного поведения в природе и антропогенной среде;
  • умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них;
  • навыки толерантного отношения к культурным особенностям народов и регионов, умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Решение задачи компетентностного подхода ориентирует на усиление практической направленности обучения географии, направленную, прежде всего, на увеличение прочности формируемых умений учащихся как показателя качества географического образования.

Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают включение школьников в самостоятельную работу Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий — раскрытию причинно – следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук.

Самостоятельные работы способствуют развитию самостоятельности школьников – важнейшего качества человека.

Не смотря на большое значение самостоятельных работ, они не заняли еще должного места в школе. Задания не дают достаточной нагрузки на мыслительную деятельность учащихся.



Существенный недостаток самостоятельных работ состоит в том, что содержанием их часто являются второстепенные вопросы, которые не способствуют усвоению географических закономерностей, существенных связей, ведущих понятий. В методике их проведения часто нарушается последовательность в постепенном усложнении заданий.

В практике школ нередко к самостоятельным работам относят практические работы. В определении понятия «самостоятельные работы», данном Е.П.Есиповым, выделяются следующие существенные признаки: работы выполняются учащимися в специально отведенное для этого время по заданию учителя, без непосредственного его участия; выполнение самостоятельных работ требует от учащихся значительной мыслительной деятельности, применения ранее полученных знаний и приемов учебной работы, методов учебного познания

Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Перед самостоятельными работами ставиться цель развить самостоятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует подготовке молодежи к жизни. Выполняя самостоятельную работу, учащиеся для решения той или иной учебной задачи применяют соответствующие умения и знания. Поэтому самостоятельные работы мы можем рассматривать как путь повышения новых и совершенствования имеющихся знаний и приемов учебной деятельности. В отличие от практических работ самостоятельные не включены в программу.

Задачи, поставленные перед современной школой о развитии учащихся, подготовке их к жизни, вызывают необходимость повышать теоретический уровень выполнения самостоятельных работ.

Что выражается, во–первых, в изменении их содержания – преобладании вопросов и заданий на усвоение понятий, выявление закономерностей, причинно – следственных связей, систематизацию знаний, во – вторых, в изменении способов выполнения заданий; содержание курса может быть усвоено учащимися при условии усиления внимания к использованию приемов умственной деятельности, овладению соответствующими данному возрасту методами географической науки, в–третьих, в повышении творческой, познавательной деятельности учащихся при выполнении работ.

Чтобы самостоятельные работы дали наибольший эффект, могли охватить разнообразные стороны учебной деятельности школьников и способствовали развитию их познавательной самостоятельности, задания должны отвечать следующим основным требованиям:

  1. Отражать ведущие понятия, причинно – следственные связи, мировоззренческие идеи, т.е. должны быть направлены на выполнение целей курса в целом, а также по отдельным разделам и темам.
  2. Охватывать все компоненты знаний (факты, общие и единичные понятия, причинно – следственные связи и закономерности, вопросы взаимодействия природы и общества, приемы учебной работы, приемы умственной деятельности)
  3. Обеспечивать формирование умения работать с различными источниками знаний
  4. Способствовать развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления учащихся
  5. Вызвать у школьников интерес и занимать как можно меньше времени.
  6. Отражать этапы формирования знаний и умений.

Выполнение требований, предъявляемых к заданиям, а также творческое использование заданий в учебном процессе возможно при условии четкого понимания целей обучения курсу, этапов формирования понятий и приемов учебной работы.

В целом система самостоятельных работ определяется целями обучения курсу географии:

  1. Сформировать у школьников знания о строении, закономерностях развития географической оболочки и крупных ПТК Земли, а также дать знания о населении и политической карте материков.
  2. Сформировать знания о роли природных условий в жизни людей, отрицательном и положительном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, раскрыть зависимость характера воздействия человека на природу от социальных условий.
  3. Научить приемам учебной работы с различными источниками знаний.
  4. Воспитывать высокие нравственные качества человека, чувство интернационализма, патриотизма, эстетическое восприятие природы.

Полностью с текстом статьи можно ознакомиться в Приложении.




Следующий: