Формирование ключевых компетентностей на уроках информатики при изучении программы Excel


Организовывая свою педагогическую
деятельность, я старалась создать на каждом
уроке условия для формирования у
школьников способности к саморазвитию,
самосознанию, самовоспитанию,
самосовершенствованию через раскрытие их
творческих и интеллектуальных
возможностей; учу детей работать с
информацией: организовывать поиск,
отбирать, запоминать и применять её в
разнообразных жизненных ситуациях.



Формирование компетенции любого варианта
должно происходить через активную
деятельность учащихся на уроках. Поэтому
моя педагогическая технология основана на
использовании в учебном процессе
нетрадиционных форм урока и метода
проектов. Данная технология позволяет мне:

  • создать атмосферу заинтересованности
    каждого ученика в работе класса;
  • стимулировать учащихся к высказываниям,
    без боязни ошибиться;
  • использовать в ходе урока различные
    дидактические материалы, позволяющие
    ученику выбирать наиболее значимые для
    него формы и виды учебного содержания;
  • создавать педагогические ситуации
    общения на уроке, позволяющие каждому
    школьнику проявлять инициативу,
    самостоятельность в способах работы;
  • создавать обстановку для естественного
    самовыражения ученика.

Для проведения уроков требуется большая
подготовительная работа. Все материалы
которые я разрабатываю, имеют не только
обучающую направленность, простые и четкие
формулировки, но и содержат тесную связь с
другими учебными предметами, с жизнью, учат
детей работать с информацией.

По каждой теме уроки условно делю на три
вида:

  • уроки формирования основных, предметных
    умений;
  • уроки разработки творческих заданий,
    проектов;
  • уроки развития способностей, применение
    полученных знания и умения в жизни.

Например, при изучении электронных таблиц
Excel на уроках
формирования основных умений даю
конкретные задания, позволяющие в
дальнейшем решать задачи более сложного
уровня. Использую практические работы, в
которых учащиеся ищут различные пути
решения задач и выбирают наиболее легкий и
удобный.

Основной теоретический материал даю
блоком, используя не только раздаточный
материал по теории, но и задания
практического характера из рабочей тетради
№1 и №2 “Microsoft Excel.
Электронные таблицы” (автор Ефимова О.В.).

Задание №1.

Создайте таблицу по образцу:

№ поезда

Отправление из Москвы

Время в пути

Прибытие в Санкт-Петербург

36

0:30

8:50

9:20

20

1:00

8:25

9:25

30

1:52

9:08

11:00

24

12:57

8:13

20:40

14

20:30

9:00

5:30

8

20:32

9:43

6:15

1) Отсортируйте данные по времени
прибытия в Санкт-Петербург.

2) Отсортируйте данные по времени в
пути.

Работая над этим заданием, учащиеся
отыскивают алгоритм выполнения
сортировки данных в тексте учебника, т.е.
учатся выделять нужную информацию из
большого блока данных, и затем
применять её на практике.

Задание №2.

Контрольные задания.

  1. Используя маркер заполнения составьте
    последовательность чисел от –12 до 36
    кратных 3 и расположите их в столбце В,
    начиная с ячейки В3.
  2. Используя маркер заполнения составьте
    последовательность чисел кратных 7 ( от
    –21 до 49) и расположите их в 9 строке,
    начиная с ячейки С9.
  3. В ячейку F15
    введите название текущего дня недели (если
    нужно измените ширину столбца таким
    образом, чтобы текст поместился в ячейке).
    Используя маркер заполнения протащите его
    на 6 ячеек вверх. Запишите данное самой
    верхней ячейки.
  4. В ячейку C17
    введите текст “детская” (примените
    полужирный стиль начертания и
    выравнивание по правому краю). В ячейку C18
    введите текст “энциклопедия” (примените
    полужирный курсив начертания и
    выравнивание по левому краю). Используя
    маркер заполнения распространите текст “детская
    энциклопедия” на 7 ячеек вниз.
  5. В ячейку G22
    введите текст “школьные годы”, а в ячейку G23
    “студенческие годы” (если нужно измените
    ширину столбца таким образом, чтобы текст
    поместился в ячейке). Используя маркер
    заполнения введите эти две фразы в ячейки
    на 8 ячеек вправо.
  6. Составьте таблицу победителей
    собственного хит-парада в течении года по
    месяцам, указав лучшую музыкальную
    группу, лучшего исполнителя, лучшую
    телепередачу, лучший журнал.

Январь



Февраль

Март

……

…….

Декабрь

Музыкальная группа

Исполнитель

Телепередача

Журнал

Задание №3.

Построить график функции y=5/(3+7*sinx)
для х от 00 до 3600 с шагом 450.
Таблицу расположите на 1 листе, а график на 2
листе.

Задание №4.

Составить таблицу четвёртой степени
чисел первого десятка. (Использовать
относительные и абсолютные ссылки)

На уроках разработки творческих заданий,
проектов развиваю у детей
исследовательские и проектировочные
умения. Предлагаю задания творческого
характера.

Задание №1.

Создайте таблицу — рейтинг успеваемости
учащихся вашего класса (не менее 10 человек ).
В таблице указать количество пятерок,
четвёрок, троек, двоек, подсчитать средний
бал каждого ученика и отсортировать данные
таблицы по возрастанию среднего бала. (
Средний бал подсчитать с учётом четырёх
знаков после запятой.)

Задание №2.

В программе Microsoft Excel создайте
ведомость заработной

заработной платыООО «Золотое руно»
за октябрь 2002года

Ведомость

заработной платы

ООО «Золотое руно» за октябрь 2002
года

Ф.И.О.

Отдел

Оклад

Премия

Подоходный налог

На руки

1

Аксёнова Е.А.

2

880

150

133,9

896,1

2

Авдеев А.И.

3

860

120

127,4

852,6

3

Володина К.Н.



1

820

110

120,9

809,1

4

9

10

Итого

Примечание:

1. Подоходный налог берётся со всей
суммы 13%. Например: (880+150)*0,13

2. Сумма выдаваемая на руки
начисляется так:

оклад+премия-подоходный налог

Например: 880-150-133,9

Задание №3.

Используя дополнительную литературу,
возможности Internet
создайте таблицу, содержащую примерное
меню на 1 день для ребёнка от 1,5 до 3 лет. В
таблице укажите перечень блюд, их
количество в граммах и энергетическую
ценность в Ккал.

Задание №4.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

В программе Microsoft Excel подготовьте
таблицу для начисления пени

в соответствии с образцом.

Квитанция

за

месяц

года

Ф.И.О.

Адрес

Ф.И.О.

Адрес

Оплата коммунальных услуг задержана
на

дней

Вид оплаты

Начисленная сумма

Пении

Всего к оплате

Квартплата

Электричество

Газ

Телефон

Всего

Задания:

Установите для ячеек, содержащих
суммы, денежный формат числа.

Проставьте в своей таблицесуммы
оплаты платежей.

Введите формулу для начисления пени в
зависимости от срока за-

держки платежа в одну из ячеек и
распространите её вниз.

Введите формулу для начисления всей
оплаты и распространите её

в нужные ячейки.

Задайте формулу для вычисления общей
суммы оплаты.

Пояснения

:
Пени начисляются из расчёта 0,01%от суммы
за каждый

просроченный день.

Например: сумма платежа равна 215 руб.
задержка оплаты 11 дней,

следовательно пени расчитываются так:
215*0,01*11

На уроках развития способностей, урок
провожу в форме деловой игры.

План – конспект учебного занятия по


Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: