Формирование ключевых компетенций учащихся при использовании ситуационного метода обучения

Современное общество требует осведомленной и компетентной личности, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Поэтому в своей деятельности я ставлю задачи формирования общеучебных, социальных, коммуникативных, информационных, личностных компетенций учащихся.

Ситуационный метод обучения способствует формированию ключевых компетенций школьников, поэтому я часто использую его в процессе обучения и воспитания.

Предлагаю вам освоить данную методику на примере урока по теме «История развития письменности» для внедрения в своей педагогической деятельности. Представленный урок проводился мной в рамках экспериментальной работы по повышению грамотности учащихся средней школы.

Ситуационную методику обучения часто называют кейсом-методом. Кейс-метод предлагает решить поставленную проблему на основе анализа кейса, т.е. текста. Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовки учащихся.

Алгоритм работы с кейсом

  1. Постановка проблемы;
  2. Извлечение смысловой информации из кейса;
  3. Анализ дополнительных материалов кейса;
  4. Выводы учащихся по данной проблеме.

Наблюдение свидетельствует о том, что если с учащимися работать по данной методике, то они легче вступают в общение, аргументировано отвечают на вопросы, у детей повышается интерес к исследовательской деятельности, формируется гражданская позиция.

Трудоемкость опыта состоит в том, что деятельность учителя должна быть творческой в ходе разработки кейса, т.е. подборе соответствующего определенной проблеме материала.

Урок по теме «История развития письменности»

На уроке использованы следующие приемы.

Постановка проблемы

Когда и где возникала письменность?

Учитель: «Нам трудно представить современную жизнь без письменности. Она стала настолько обыденным делом, что кажется существует вечно. Более того, письменность – это наилучший способ сохранения информации, передачи исторических знаний.

Письменные памятники – это все типы записей, которые сделаны на различных материалах: камне, глине, дереве, бересте, бумаге.»

Извлечение смысловой информации

Учитель: «Откроем страницу 80 книги «Путешествие в историю». Прочтите текст «Нити с узелками». А теперь попытайтесь сами на ваших шнурках изобразить числа, слова.»

Школьники показывают, что они смогли сделать. Делают выводы, какую роль играло узелковое письмо в древности. Ребята обмениваются информацией в группе и показывают лучшие работы всему классу.

Прием общения в группе

Дети не только обмениваются информацией, но в следующем задании (Петроглифы) на больших листах бумаги рисуют целые смысловые картинки. Каждый выступающий старается объяснить, что он хотел сказать своим рисунком.

Дети сравнивают узелковое письмо и петроглифы, делают выводы.

Анализ содержания кейса

Учитель: «Ребята, давайте заглянем в нашу папку. Что интересного вы там нашли?»

Ученики: «Какую-то странную бумагу, а на ней значки»

Учитель: «Это, дорогие мои, не бумага, а настоящий папирус. Эти листочки сделаны из растения, которое растет в Египте. Кто из вас бывал в Египте?»

Дети, побывавшие в Египте рассказывают о том, как изготавливается папирус, показывают те рисунки на папирусе, которые есть в их папках – пиктографическое письмо (письмо рисунок).

Учитель: «Давайте попробуем и мы написать по одной фразе»

Учитель: «Итак, что у нас получилось?» «Молодцы! Все с заданием справились, хотя оно было сложным»

Учитель: «Давайте снова заглянем в папочку. Что интересного вы там нашли?»

Ученики: «Глину и палочки»

Учитель: «Это палочки для письма на глине. Откройте страницу 83-84 книги «Путешествие в историю». Прочтите текст. Вам все понятно? Теперь давайте попробуем сделать глиняные таблички и написать на ней письмо клинописью. Образец на странице 84 книги «Путешествие в историю»»

Дети пишут, советуясь в группе и с учителем.

Учитель: «Как вы думаете, где было легче научиться писать? В Египте или Двуречье? Аргументируйте свой ответ»

Учитель: «Давайте снова заглянем в папочку и прочтем о том, когда и где появился алфавит.» «Правда, интересные вещи мы узнали об алфавите? Им вы будете заниматься на уроках русского языка и литературы» «А теперь давайте послушаем сообщение 2 группы о славянской письменности»

Ребята показывают глаголицу и кириллицу. В папках все дети находят славянские алфавиты.

Учитель: «Как вам понравился алфавит, какой вывод мы можем сделать о значении подвига Кирилла и Мефодия?» (Используется прием незаконченных предложений – один ученик начинает говорить, второй, третий, четвертый заканчивают)

Учитель: «Давайте посмотрим, что интересного у нас осталось в папочке»

Ученики: «Березовая кора и палочки»

Учитель: «Об этом хочется поговорить особо» «Обратите внимание ребята, какая толстая у березы кора. А как из нее можно сделать тонкую бересту на которой писали наши предки».

Рассказ ученика с рисунками.

Учитель: «А теперь откройте страницу 86 книги «Путешествие в историю» и давайте прочтем о берестяной грамоте» «Посмотрите на экран».

Демонстрируется короткий фильм о том, как находят берестяные грамоты.

Учитель: «Ну а сейчас мы с вами напишем такие грамоты сами».

Учитель: «Подводим итоги» «У кого получилось интересное письмо? Письмо можно взять домой».

Рассказ учителя об изготовлении пергамента и написании книг на нем.

Учитель вместе с учащимися делает вывод о значении письменности. Дети говорят о ценности знаний, которые дает книга и необходимости ее беречь

Необходимое оборудование:

  1. Берестяные грамоты;
  2. Веревки;
  3. Глина;
  4. Писало;
  5. Бумага;
  6. Папирус;
  7. Фломастеры;
  8. Карандаши.

Использованная литература для кейса:

  1. Саплина Е.В., Саплина А.И. «Путешествие в историю», Москва, ЦГО, 1995 г.;
  2. А.В. Арциховский «Новгородские грамоты на бересте», Москва, «Наука», 1978г.;
  3. А.Осипова кинофильм «Берестяные грамоты», Россия, 2008г.

Следующий: