Формирование интереса учащихся к изучению физики через внеклассную работу по ПДД

Физика как учебный предмет создает у учащихся
представление о научной картине мира,
обеспечивает продвижение по пути
научно-технического прогресса, вносит вклад в
развитие духовного облика человека.

Физика должна рассматриваться как один из
важнейших предметов, выполняющих не только
познавательную, но также развивающую и
воспитательную функции. Этот предмет необходим
всем – и естественникам, и гуманитариям. В наше
время все чаще ставится под сомнение польза от
изучения физики или все чаще недооценивается эта
польза. По поводу пользы физики можно вспомнить
случай, произошедший с Майклом Фарадеем в 1800
году. Как-то в лабораторию ученого, проводившего
эксперименты с токами и магнитными полями, зашел
министр и задал вопрос: “Какая от всего этого
польза?”. Фарадей ответил: “Не знаю, но уверен,
что когда-нибудь правительство установит плату
за это”. Таких примеров в истории физики немало.

Физики накопили значительное количество
сведений, которые понадобились и представителям
других естественных наук. Это не удивительно,
ведь открытия физиков касаются всех тел и
явлений природы. Знающий физику инженер (химик,
биолог, энергетик…) выиграет, будет работать
успешнее. Физика позволит ему глубже понять
процессы, анализировать их и намечать кратчайший
путь к цели. Физика сыграет роль путеводной нити
в сложнейших лабиринтах и переплетениях явлений.
А вот в сознании учеников отрыв схемы от
реальности происходит достаточно часто и надо
найти способ “вернуться из заоблачного мира
абстракции на реальную почву вещей и событий” по
словам М.М.Балашова.

Сегодня многие школьники считают, что в
дальнейшем физика им просто не нужна, так как
заниматься наукой и техникой не собираются.
Многие жалуются на трудности усвоения
абстрактных понятий и формул. Поэтому просто
необходимо показывать ребятам, какую пользу
приносит обучение физике.

Среди множества путей формирования интереса к
физике можно использовать и внеурочные занятия
по ПДД (правилам дорожного движения). На базе
нашей школы методистом Центра внеклассной
работы Шаветовой Л.С. совместно с классными
руководителями созданы отряды ЮИД (юные
инспектора движения) с 5 по 9 классы. На занятиях
ребята изучают правила дорожного движения,
решают задачи, участвуют в конкурсах, готовят
выступление агитбригады. Начиная с 7 класса, ряд
мероприятий проводится совместно с учителем
физики.

К началу седьмого класса ребята обладают
хорошими знаниями по ПДД, а физику они только
начинают изучать. На совместных занятиях
предлагаем ребятам рассмотреть правила
дорожного движения с точки зрения физики. Работа
проводится с отрядом ЮИД. На практических
занятиях рассматриваются задания и ситуации,
выполнение которых требует знания понятий,
законов и формул физики и которые обязательно
связаны с правилами дорожного движения. Цель
таких занятий проста: мы хотим показать
неразрывную связь физики с устройством и
действием автомобиля, с правилами дорожного
движения. Ведь каждый из нас является участником
дорожного движения, регулярно пользуется
транспортом. Шофер и автослесарь при вождении,
обслуживании и ремонте автомобиля очень часто
сталкиваются с физическими вопросами и
ситуациями. Знания, которые получат ребята на
таких занятиях, помогут им стать не просто
водителем, а водителем думающим, грамотным,
высококвалифицированным. А то, что каждый второй
будет шофером в наш век автомобиля и техники
является неоспоримым фактом.

На внеклассных занятиях по ПДД ребята могут
обмениваться друг с другом информацией,
советоваться, спорить, помогать друг другу, что
не всегда допустимо на уроках физики. В процессе
общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в
учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это
способствует тому, что ребята не механически
заучивают правила, а понимают, что в их основе
лежат физические законы. При таких занятиях
развивается наблюдательность, умение видеть
необычное в знакомых явлениях, с которыми
встречаются в жизни. Свободная форма общения
позволяет ребятам двигаться вперед своим темпом,
подтягивать слабых и не сдерживать сильных по
знаниям учеников.

Совместно проведенных занятий может быть
несколько в течение года. В качестве примера
рассмотрим некоторые рекомендации по проведению
занятий отряда ЮИД 7 – 8 классов.

1. Беседа “Прекрасный мир движений!”.

Каких только движений нет в мире: от
повторяющихся тысячелетиями неумолимо, как само
время, движений звезд до прихотливого, почти
непредсказуемого падения листочка березы в
порыве осеннего ветра; от суеты пылинок,
поблескивающих в солнечном луче, до определенных
разумом и волей человека движений рукотворных
тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих
людей связана с движением: шоферы, машинисты
поездов, пилоты, диспетчеры и др. Для удобства их
работы трассы заранее размечают на равные
отрезки (километражными столбиками) так, что
наблюдателям остается следить за временем по
своим часам. Правила дорожного движения
описывают одновременно движения нескольких тел:
автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они
должны учитывать законы физики и совершать
движения с учетом этих законов. Члены отряда ЮИД
могут подготовить с помощью учителя физики
сообщения о наиболее интересных видах движения.
Учитель может дать ребятам информативный обзор о
видах движений, которые будут изучаться ребятами
в рамках школьной программы. По ходу обзора
обсуждается вопрос о необходимости получения
таких знаний с целью применения их в жизни. В ходе
беседы необходимо показать ребятам, что между
физической картиной движений и реальным миром
существует тесная связь.



2. Беседа “Скорость” с обсуждением
ситуаций
.

Понятие скорости у всех “на виду, на слуху” и
не вызывает недоумение у тех, кто совсем плохо
знает физику. Но так ли все ясно?

Ситуация 1. Пусть вам сообщили, что
скорость автомобиля 60 км/ч. Что означает это
число? Что автомобиль каждый час проезжал ровно
по 60 км? Вряд ли. Были участки, когда за час
автомобиль проходил больший или меньший путь. В
среднем по 60 км? Но автомобиль мог вообще ехать
меньше одного часа и пройти путь меньше 60 км.
Кроме того мы не получили никакой информации о
направлении движения автомобиля, а это важно. Без
указания направления нельзя считать информацию
полной. Физика дает строгое определение
скорости, мгновенной скорости, средней скорости.
После обсуждения этих понятий можно перейти к
следующей ситуации.

Ситуация 2. О какой скорости идет речь
в правилах дорожного движения? О какой скорости
идет речь при расчете времени движения
дальнобойщика? О какой скорости идет речь при
обсуждении технических характеристик гоночных
машин?

Беседу можно разнообразить и ситуациями, в
которых необходимо выполнить расчеты. Например,
как в ситуации 3.

Ситуация 3. Вы ехали по городу и
увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в
городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30
м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного
движения? Ответ обосновать. (Нарушает, так как 40
км/ч это 11 м/с.) Дальше можно обсудить с ребятами
вопрос о том, что в нашей жизни мы сталкиваемся с
разными единицами измерения скорости, и скорости
эти надо уметь сравнивать.

3. Викторина “Сила трения”

Трение поругивают, когда оно препятствует
движению (“опять безобразное скольжение”),
похваливают, когда трение способствует движению
(“сменил покрышки – теперь благодать”, “очень
удобно подобрал смазку – никакой отдачи”), а, в
общем, к трению привыкли за 400 лет со времени его
открытия. Трение встречается на каждом шагу, без
него и шагу не сделаешь. В каких знаках правил
дорожного движения указывается на силу трения?
Полезно вспомнить тормозной путь автомобиля.
Дорога особенно полна неожиданностями в городах.
Какие принимаются меры, чтобы уменьшить
тормозной путь? Для чего делают шипы на шинах,
подошвах? Почему осенью появляются плакаты
“Берегись юза!”, “Осторожно, листопад!” и т.д.
Вопросов по данной теме можно подобрать
достаточно.

4. Беседа с элементами игры “Автомобиль и
история его создания”

Членам отряда ЮИД дается задание подготовить
сообщения об истории создания автомобиля, о
крупнейших фирмах по выпуску автомобиля, о
значении эмблем автомобилей. Например, эмблема
“Мерседес” говорит о том, что двигатели этой
фирмы используются в воздухе, на суше и в воде.
После заслушивания сообщений можно подробнее
поговорить о строении автомобиля (работа
двигателя, тормозной системы, система охлаждения
и т.д.). В конце беседы проводится игра “Проложи
путь”. Стрелками надо соединить элемент
автомобиля, физическое понятие или закон и
соответствующий элемент из ПДД. Например:

Как видим, форм проведения совместных
мероприятий достаточно много, темы также можно
варьировать.

5. КВН “Автомобиль. Физика. Дорога.”

В конце учебного года проводится мероприятие
для параллели учащихся КВН “Автомобиль. Физика.
Дорога.”. Соревнование проводят члены отряда
ЮИД, судит его Автоинспекция, в состав которой
могут входить старшеклассники и учителя.

Проходит соревнование в виде путешествия по
городам, в автопробег отправляются экипажи (по
числу ученических групп). От старта до финиша они
встретят несколько городов и постов ГАИ. В
городах они должны блеснуть знаниями по физике, а
вот на постах ГАИ показать свои знания по ПДД.

Весь маршрут представлен на магнитной доске в
виде карты – схемы, а экипажи перемещаются по ней
в виде небольших автомобилей. На старте все
равны, а к финишу придет сильнейший экипаж. На
разных этапах лидеры могут меняться в
зависимости от количества баллов, набранных при
прохождении маршрута.

Первым предлагается проехать через Город
историков и эрудитов, где сдается экзамен по
истории автомобиля, сведениям об автомашинах и
автозаводах. Например, предлагается вопрос с
выбором ответа: Кто сконструировал первый
автомобиль в России? (1. Ломоносов 2. Кулибин 3.
Ползунов 4. Шамшуренков ).

Следующий — Город Смекалистых. В этом городе
проводится игра типа “Что? Где? Когда?”. Вопросы
берутся из разделов физики. Правильность
оценивает учитель физики. Например, тема
“Строение вещества”. Вопрос “Автомобиль стоял
в гараже, затем находился в пути 1 час в летний
зной. Что вы можете сказать о поведении молекул в
скатах колес?”.

Следующий Город Мыслителей. Здесь команды
должны показать свои знания и умения при решении
задач. В городе Техноград вопросы касаются
сервиса машин. Например, “Почему надо беречь
смазочные материалы от попадания в них песка и
пыли?”.

Последний Город Неразгаданных Тайн. Здесь
экипажам предстоит разгадать кроссворд по
данной теме КВНа, вопросы могут быть любыми.

Опыт работы показал, что наибольший интерес
вызывают занятия, проведенные в форме игры или
КВНа. При проведении КВНа можно привлекать
родителей детей, в этом случае он вызывает ещё
больший интерес.




Следующий: