Формирование интереса к изучению физики в условиях системы НПО


Цели:

  1. Развивающая: — способствовать овладению основными способами
    мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное,
    строить аналоги, обобщать, систематизировать, доказывать).
  2. Образовательная: – способствовать формированию представлений об
    оптических свойствах тканей на основе волновых свойств света.
  3. Воспитательная: – способствовать воспитанию правильного отношения
    к общечеловеческим ценностям.

Тип урока: интегрированный (материаловедение и физика).

Оборудование и УНП:

Для учителя:



  • учебники: «Материаловедение швейного производства», «Физика 11»;
  • Интерактивная доска, проектор, зарисовки электронного урока: «Свет.
    Оптические явления»;
  • Плакаты: Оптические свойства тканей, Дисперсия света, Цветовой круг.

Для учащихся:

  • раздаточный материал – образцы тканей, задания для бригад.

Ход урока

N п/п Структура урока Время (мин) Деятельность
Учителя Ученика
1 Организационный момент. 2 Приветствие, проверка присутствующих.
2 Контроль, оценка. 10 Контролирует и оценивает ранее изученный материал. Повторяют ранее изученный материал, самостоятельно
анализируют ранее приобретенные знания.
3 Презентация нового. 15 Организует условия для самостоятельного поиска
закономерностей между пройденным материалом и новым, предъявляет
новый.
Самостоятельно добывает знания, частично осваивает
новые.
4 Проработка нового. 10 Организует проработку нового материала на
практическом уровне и его применение.
Усваивает и применяет новый материал, осмысливает,
анализирует, систематизирует.
5 Контроль, оценка. 5 Контролирует и оценивает уровень овладения новым
материалом.
Самоконтроль и самостоятельно анализирует уровень
овладения новым материалом.
6 Организационно-связующий этап. 3 Предложение домашнего задания по опережению темы. Фиксируют письменно задание.

Конспект урока



- Здравствуйте девочки, мы очень рады видеть вас здесь на уроке. Сегодня вы
будете присутствовать на необычном уроке, потому что вести его будем мы вместе с
преподавателем спецтехнологии.

А знакомиться мы будем сегодня с теми же физическими свойствами, о которых
говорили на прошлом уроке, и прежде, чем перейти к новым понятиям, давайте
вспомним о том, что к ним относится.

- Три человека работают письменно с карточками-заданиями(см. приложение) в течении 7 минут, затем проверяют полноту ответов(см. приложение) и ставят оценки.

- Устно отвечают на вопросы:

1. Какие физические свойства вы знаете?



Ответ: гигиенические, теплозащитные, оптические, электрические.

2. Чем характеризуются гигиенические свойства тканей?

Ответ: гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, водоупорностью,
пылеемкостью.

3. Какое свойство характеризует способность ткани впитывать влагу из
окружающей среды?

Ответ: гигроскопичность

4. А почему все эти свойства называются физическими?

Ответ: потому что в их природе лежат физические законы, сейчас мы их
вспомним.

5. Вспомним законы отражения и преломления света.

  1. падающий и отраженный луч и перпендикуляр, восстановленный в точку
    падения луча лежат в одной плоскости или угол падения равен углу отражения
  2. падающий луч и преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точку
    падения луча, лежащий на границе падения двух сред, лежат в одной плоскости
    или отношение синуса угла преломления есть величина постоянная для второй
    среды и называется абсолютный показатель преломления среды. (Ответы
    сопровождаются показом иллюстраций опытов на экране)
  3. Как вы думаете, используются ли эти законы при создании различных
    тканей.

Ответ: для получения атласной ткани используется закон отражения, а
для прозрачной ткани – закон преломления.

Итак, вы приобрели одно понятие о том, что зная физику, а конкретно законы
отражения и преломления света, можно создать такие красивые ткани. А как из них
правильно и красиво шить одежду? Посмотрите на атласную и прозрачную ткань. Они
имеют одинаковый цвет – желтый, но на атласной поверхности он воспринимается
более ярко и контрастно, чем на прозрачной. Матовая поверхность ткани придает
цвету более приглушенный, спокойный характер. Скажите можно ли девушке, имеющей
склонность к полноте, одевать яркую, контрастную одежду? Почему? Так как такая
одежда увеличивает зрительно объем. А если она все же хочет использовать яркий
материал в своем гардеробе? Можно использовать его в небольшом количестве около
лица.

И вновь вы приобрели новые знания о том, что прежде чем выбирать материал,
фактуру его поверхности, нужно обязательно подумать о том, как он будет
гармонировать с вашей внешностью, фигурой.

А теперь посмотрите на эти ткани (Учитель показывает разные по цвету ткани).
Чем они отличаются? Цветом. А как объяснить, что нас освещает один и тот же
свет, а ткани мы все видим разные? И тут на помощь вновь приходит физика.

- Рассмотрим открытие Исаака Ньютона.

Дисперсия – это разложение светового луча на составляющие, при
прохождении его через прозрачную призму. Его опыт объясняет, если я вижу белый
свет – все длины волн отражаются, черный – все поглощаются, красный – все длины
волн за исключением красного поглощаются, а красная отражается. Сочетание
основных цветов позволяет создавать различные оттенки: бирюзовый, алый и т.д. до
10000 оттенков.

Теперь мы получили новые знания о том, почему все ткани имеют разные цвета. А
как нужно правильно выбирать рисунок, цвет ткани. Что влияет на выбор цвета
ткани?

(Учащиеся называют факторы, а учитель записывает их на доске). А
теперь давайте обсудим все ли факторы являются столь важными и какие из них
нужно поставить на первое место.

  1. Возраст человека.
  2. Пол.
  3. Стиль одежды.
  4. Направление моды.
  5. Индивидуальное восприятие цвета.
  6. Психологическое воздействие цвета.

И вот мы с вами вновь получили новое понятие о том, что цвет ткани важная
вещь, и надо очень осторожно относиться к выбору цвета ткани.

А сейчас мы перейдем к самому интересному. Вы станете
модельерами-дизайнерами. Для этого разбейтесь на бригады и, получив задание(см. приложение), поработайте с тканями. Через 10 минут вы должны
представить свою работу, защитить ее, ответить на вопросы задания.

Итак, выслушав ваши ответы и посмотрев работы, мы с Н.К. решили, что вы
усвоили сегодняшний материал и смогли практически реализовать ваши знания.

И последний на сегодня вопрос: А как можно сгруппировать те свойства
материалов, о которых мы говорили? Под каким общим названием? Оптические
свойства тканей – это и есть тема нашего урока, но у нее есть продолжение, ведь
законы физики в области оптики на этом не заканчиваются, но об этом мы поговорим
на следующем уроке. Итак, записываем домашнее задание: Подумать, что такое
светлота, насыщенность, и как они связаны с физическими законами.

И последнее – у вас у каждого на столе лежит лист определения
результатов урока. На нем каждый из вас должен поставить себе оценку за то, как
он сегодня поработал на уроке. Критерии оценки такие: «5» — усвоила материал,
«4» — не полностью усвоила, «3» — есть что-то, что я не поняла, «2» — не хотела
работать на уроке. Листы можно не подписывать, но нужно сдать.




Следующий: