Формирование интереса глухих к современным технологиям посредством знакомства с работой персонального компьютера


Трудно переоценить роль современных
технологий, в частности компьютеров, в жизни
нашего общества. Это и работа диспетчера в
аэропорту и железнодорожном вокзале, и
диагностика в больницах и поликлиниках, и работа
в банках и на почтах, на фирмах и предприятиях.
Скорость и точность работы вычислительных машин
позволяет решить множество задач в рекордно
короткие сроки. компьютер хранит в себе огромное
количество информации, несравнимое даже с
библиотеками. Иногда от скорости обработки
информации зависит даже жизнь человека [1].

Нужно также вспомнить и об обучающих
возможностях компьютера. Любого ребенка, начиная
с 3 лет можно научить элементарной работе на
компьютере. А сколько обучающих программ
разработано в настоящее время! Не все родители
эрудиты, а компьютер может послужить хорошим
помощником в изучении математики, родного и
иностранного языков, не говоря уже о развитии
логики, быстроты мышления… А компьютерные игры?
Тысячи мальчишек и девчонок погружаются в мир
сказок и приключений. Можно долго и долго перечислять возможности
персонального компьютера. При соблюдении
техники безопасности компьютер может стать
надежным другом и помощником, и, что немаловажно,
работа на компьютере – это перспективная работа
даже для глухих людей. Научившись владеть
компьютером, глухие приближаются к миру слышащих
и не окажутся на обочине жизни.

Мы мало соприкасаемся с миром глухих
людей, редко встречаем их в повседневной жизни, и
увидев на улице глухих подростков, общающихся
непонятными жестами, редко задумываемся: а что
ждет этих ребят во взрослой жизни? Кем они станут,
где будут работать и найдут ли вообще свое место
в обществе? Мир глухих — это другой мир, чуждый
слышащим людям, странный и порой даже пугающий.
Может, именно поэтому глухие люди не могут найти
и занять свою нишу в окружающем мире. Считается,
что государство создает условия для работы
инвалидам, но в результате максимум, на что может
надеяться глухой человек — это малооплачиваемая
профессия швеи, столяра, слесаря. Среди
них встречаются настоящие мастера, талантливые
люди. Но редко глухому удается занять место
служащего. Мы можем представить таких людей на
заводе, фабрике, работниками артели инвалидов, но
часто вы видели глухого оператора ЭВМ?

Не все неслышащие люди могут
устроиться даже на место рабочего. Мы не понимаем
их, они не любят и бояться нас. Не находя себя в
жизни, они часто «скатываются» вниз,
проживая и пропивая нищенскую пенсию. И часто
виноваты бывают не они сами и их слабая воля, а
наше равнодушие и неприятие.

В школах-интернатах для глухих детей
ребята осваивают рабочие профессии при школьных
мастерских, но все хотят работать потом по
полученной специальности. Отсутствие
альтернативы часто приводит к отчаянию.
Призвания всех людей разные, не исключение и
глухие. В последнее время практикуются платные
компьютерные курсы при бирже труда для
выпускников школ-интернатов, но не все родители,
зачастую сами инвалиды, способны их оплатить. Это
и привело к идее создания компьютерного кружка
при специальной школе-интернате №1 для глухих
детей г.Энгельса Саратовской области.

Организация занятий

Занятия по знакомству глухих детей с работой
персонального компьютера с параллельным
привитием элементарных навыков работы
проводились в форме кружковой работы с 5”б”
классом школы-интерната №1 г.Энгельса в 2002-2003
учебном году. Количество детей на занятии – 6
человек. Возраст детей: 12-14 лет.

Занятия построены на классических для данных
детей наглядных и практических методах, что
является особо важным при работе именно с
глухими.

Занятия проводились один раз в неделю.
Общая продолжительность занятия – 2 часа 10 минут:
небольшая вводная часть в начале занятия для
всех детей, постановка задачи и повторение
пройденного ранее материала по тетрадям, которые
завели себе ребята. Форма занесения материала в
тетрадь оставалась свободной, воспитателем
тетради проверялись только на аккуратное
ведение. После вводной части – индивидуальная
работа с каждым ребенком в течение 20 минут.
Остальные дети занимаются выполнением
коллективного задания.

Таким образом, общее время,
проведенное каждым ребенком у экрана монитора,
составляло не более 30 минут, что вполне
соответствует технике безопасности при работе с
персональным компьютером, а также данная
организация занятий отвечает индивидуальным
особенностям глухих детей.

В наших занятиях мы старались
использовать минимум текстовой информации,
трудной для восприятия глухими детьми. Принципы
работы строятся на практических примерах,
результаты которых строго определены. Таким
образом, дети на каждом этапе работы могут
сказать, достигли они
результата или нет. При этом обучение
разбивается на небольшие шаги. Мы надеялись, что,
достигнув определенного результата на каждом
шаге, у глухих детей появится уверенность в своих
силах и процесс занятий не будет туманным и
нудным.

Вместо того, чтобы долго обсуждать
возможности компьютера, мы постарались научить
детей их использовать.

Кроме обязательного минимума знаний
по компьютерам мы задействовали самые
простейшие и популярные на сегодняшний день
программы работы: Microsoft Word и Paint.

Возможные вопросы и разъяснения по
данной теме..

  • Структура занятия:
  • Занятия состояли из вводной части, где
    детям давалась установка на предстоящую работу и
    вспоминались термины, названия частей
    компьютера, необходимые для работы в ходе
    занятия. Основная часть состояла из шести этапов
    – индивидуальные задания каждому ребенку и
    общие задания для остальных детей со сменой
    видов деятельности. В заключительной части
    каждый учащийся рассказывает (с использованием
    дактильной речи) о своем задании и его
    выполнении, воспитателем дается оценка работе
    детей и подводится итог занятия.

  • Методические средства, используемые на
    различных этапах занятия и способствующие
    реализации поставленных задач.
  • На вводном этапе занятия
    использовались вопросы, написанные на листе
    бумаги, устные вопросы слухо-зрительно. На
    основном этапе использовался наглядный метод
    (памятки-подсказки), практический во время
    непосредственной работы с машиной, словесный в
    работе с другими детьми.

  • Учет содержания занятия и возможностей группы.
  • Учитывая специфические возможности
    глухих детей, на занятии подбирались задания с
    минимумом словесной деятельности, основанные
    лишь на практических знаниях и умениях.
    Учитывались и индивидуальные возможности детей.



  • Что было важно в содержании подобранного к
    занятию материала и удалось ли на этом
    сконцентрировать внимание воспитанников?
    Из всего материала, подобранного к занятию,
    особенно важными были плакаты-памятки со
    словесным материалом для заданий. Это было
    сделано для того, чтобы дети во время выполнения
    задания не отвлекались на ошибки, часто
    допускаемые глухими детьми, а концентрировались
    именно на выполнении самого задания. Дети часто
    обращались с памяткам и это позволило
    значительно сэкономить время выполнения
    заданий.
    1. Как создавались условия
      для выполнения развивающих задач?
      Для развития логического мышления и памяти у
      детей задания подбирались по алгоритмам
      действий и команд, выполняемых на ПК. Дети должны
      были запомнить последовательность выполнения
      работы и по предыдущей операции логическим путем
      подобрать следующую.

    2. Формы контроля за
      усвоением знаний, умений и навыков
      воспитанников. Содержание вопросов и заданий
      (для самоподготовки).
      Формой контроля на данном занятии являлся
      просмотр на мониторе ПК выполненного задания
      воспитателем и детьми и оценка выполненной
      работе.

    3. Что способствовало
      повышению работоспособности и предупреждению
      перегрузки?
      Повышению работоспособности и предупреждению
      перегрузки способствовала игровая обстановка на
      занятии, смена видов деятельности и разнообразие
      заданий, предлагаемых детям для коллективной и
      индивидуальной работы. Предлагаемые детям
      индивидуальные номера и задания способствовали
      поддержанию интереса в течение всего занятия.

    4. Работа по РСВ (развитие
      слухового восприятия).
      По плану работы кружка в течение календарного
      года дети обучаются работе на компьютере без
      перегрузки речевыми терминами. Данная форма
      обучения предполагает практические задания с
      заранее определенным результатом, что
      способствует быстрой ориентации в операциях на
      ПК. Тем не менее, необходимые термины (название
      частей компьютера, блоков клавиатуры, некоторых
      основных программ) в речи детей активно
      присутствуют. Сложность в работе с речью при
      обучении глухих детей на ПК заключается не
      только в их специфике как неслышащих, но также в
      использовании в работе с программами терминов в
      основном на английском языке, трудноусваиваемых
      даже слышащими людьми, не владеющими английским.

    5. Учет психологических
      особенностей детей.
      Задания на занятии подбирались для каждого
      ребенка индивидуально, с учетом особенностей
      психики глухих, уровня знаний и степени
      заинтересованности.

    Конспект занятия кружковой работы на
    персональном компьютере

    Тема: «Веселая компьютерная контрольная»

    Программное содержание:

    воспитывать
    самостоятельность при работе с компьютером при
    выполнении индивидуальных заданий в Microsoft Word и программе для создания
    графических изображений Paint.

    Коррекционные задачи:


    1. Продолжать адаптацию детей в мире
    слышащих, формировать интерес к актуальным
    проблемам человечества и современным
    технологиям посредством привития элементарных
    навыков работы на персональном компьютере.
    2. Расширять кругозор глухих детей, прививать
    интерес к работе программистов и операторов ЭВМ,
    развивать логическое мышление, память, умение
    выполнять простейшие задания.
    3. Учить воспринимать слухо-зрительно информацию
    воспитателя, отвечать, тщательно проговаривая
    слова без помощи дактиля и не используя жестовую
    речь.

    Воспитательные задачи


    Воспитывать
    усидчивость, терпеливость, изобретательность и
    любознательность.

    Оборудование:

    компьютер, кроссворд,
    плакаты-памятки, ватман, фломастеры, карточки с
    номерами от 1 до 6 для детей, карточки с заданиями.

    Ход занятия



    Воспитатель:

    Ребята, сегодня мы будем
    считать, что у нас контрольная.

    Скажите, что это такое? (указывает на компьютер)

    Дети:


    Компьютер.

    Воспитатель

    : Из каких частей состоит компьютер?

    Сегодня мы будем работать и с мышью, и с клавиатурой.

    Расскажи, Марина, из каких блоков состоит клавиатура.

    Дети:

    системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

    Марина:



    Цифровой блок, функциональный, управляющий, блок алфавита,
    клавиши курсора.

    Молодец, Марина. Ребята, у каждого из вас есть свой номер. Выберите
    каждый карточки с заданиями со своими номерами.

    Дети выбирают карточки.

    Воспитатель:

    Номер 1 – Лева. Прочитай нам свое задание.
    Говори хорошо и правильно.

    Лева:

    «Напечатать текст: как меня зовут, сколько
    мне лет, где я учусь и кто мои друзья».

    Воспитатель:

    Лева, ты можешь смотреть сюда, это
    тебе поможет.

    Плакат-памятка:

    “Меня зовут… Мне… лет. Я учусь в
    школе-интернате №… в … классе. Моих друзей
    зовут… и …”

    Воспитатель:

    А вы, ребята, пока отгадайте кроссворд,
    главное слово которого – компьютер.

    Воспитатель

    : Лева, ты закончил работу?

    Лева:

    Да, я закончил.

    Воспитатель

    : Прочитай, что ты напечатал.

    Лева читает напечатанный текст.

    Воспитатель: Номер 2 – Тарасов Вова. Прочитай свое задание.

    Вова:

    «Создать таблицу и
    напечатать имена, фамилии и возраст всех
    учеников 5 б класса».

    Воспитатель:


    Пока Вова выполняет задание, я предлагаю
    нарисовать вам “веселый компьютер”.

    Раздаю детям фломастеры и ватман.

    Вова:

    я выполнил задание.

    Воспитатель:

    Молодец, Вова, ты
    хорошо справился и все сделал правильно. А теперь
    посмотрим, какой компьютер нарисовали ребята.

    А теперь номер 3 – Сергей. Прочитай
    задание.

    Сергей:


    Нарисовать рамку, добавить ей цвет и объем.

    Воспитатель

    : Пока Сережа
    выполняет задание, я предлагаю вам, ребята,
    ответить на эти вопросы:

    1. Зачем нужен коврик для мыши?
    2. Зачем нужна клавиатура?
    3. Что самое главное в компьютере?
    4. Что похоже на телевизор?

    Ответы детей:

  • Чтобы хорошо работало колесо прокрутки.
  • Чтобы печатать текст и отдавать команды.
  • Системный блок.
  • Монитор.
  • Воспитатель:


    Молодцы, вы хорошо отвечали. А вот и Сережа
    справился со своим заданием. Номер 4 у нас — Марина.
    Прочитай свое задание.

    Марина:




    Нарисовать новогоднюю открытку.

    Воспитатель:

    А
    ребята пока придумают свои новогодние открытки,
    нарисуют их на бумаге, а потом мы с вами на
    следующем занятии нарисуем их на компьютере.

    Дети рисуют открытки.

    Марина

    : Я закончила.

    Воспитатель:

    Молодец, Марина,
    очень красивая открытка. И ребята молодцы. Мы
    обязательно нарисуем ваши открытки с помощью
    компьютера. Номер 5 – Витя. Прочитай свое задание.

    Витя

    : Нарисовать цветок.

    Физминутка.

    Воспитатель

    : Молодец, Витя,
    красивый цветок. И последний номер – 6. Это
    Наташа. Прочитай задание.

    Воспитатель:

    Пока Наташа
    рисует, вы, ребята, представьте, что нам сейчас
    нужно выключить компьютер. Возьмите эти таблички
    и разложите в той последовательности, в которой
    нужно выполнять операции по выключению
    компьютера.

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель

    . Вот и подошло к
    концу наше занятие. Скажите, ребята, чем мы
    сегодня занимались.

    Наташа:

    Нарисовать снеговика.

    Дети рассказывают каждый о своем задании.

    Воспитатель

    : Все ребята молодцы,
    хорошо выполняли все задания.

    Литература:

    1. Комягин В.Б., Концюбинский А.О.
    Современный самоучитель работы на персональном
    компьютере. Быстрый старт.: Практ. пособ. _ М.:
    Издательство ТРИУМФ, 1997




    Следующий: