Формирование информационной компетентности учащихся при изучении нового материала на уроке Реальный газ. Воздух. Пар


Модуль М1, 1-й уровень
сложности.

Реальный газ. Воздух. Пар.

УЭО

Постановка цели. ДЦМ: Познакомиться
с понятиями: реальный газ, пар, насыщенный пар;
повторить явления испарения и конденсации;
изучить характеристики влажности воздуха. Уметь
рассчитывать влажность воздуха при решении
стандартных задач.

Учебный материал с
указанием заданий
Интегральные стили (ИТ,
ИЭ, ИД)
Дифференциальные стили
(ДТ, ДЭ,
ДД)
Руководство по усвоению
учебного содержания
Содержание учебного материала Содержание учебного материала Руководство по усвоению
учебного содержания
УЭ1.Изучение нового
материала.

ЧДЦ

Знакомство с понятием:
реальный газ. Изучение характеристик влажности
воздуха.

Работайте с логической схемой
Воздух (см. Приложение 1) Теоретические средства
описания и законы запишите в тетрадь. (1балл)
Пользуясь учебником, §74 физика-10, выпишите в
тетрадь. (1балл) информацию о новых для вас
величинах, используя обобщенный план Приложение
2. (1балл) Поработайте с таблицей Зависимость
давления насыщенного пара от температуры,
используя Приложение 2. Подготовьте сообщение об
измерении влажности. Расскажите соседу по парте.
(1балл)
Окружающий нас воздух
представляет собой смесь газов. Основными
компонентами смеси являются: азот 78%, кислород 21% .
Водяной пар составляет 1%. Водяной пар,
находящийся в воздухе, не является насыщенным.
Содержание водяного пара в воздухе
характеризуется несколькими величинами: P-
парциальное давление пара. Парциальное давление
водяного пара- это давление, которое производил
бы водяной пар, если бы все остальные газы
отсутствовали. P0- давление насыщенного
пара для данной температуры является постоянной
величиной (см таблицу Зависимость давления
насыщенного пара от температуры).
= P/P0·100%
– относительная влажность воздуха, показывает,
на сколько водяной пар при данной температуре
близок к насыщению. Для измерения влажности
служат психрометр и гигрометр. Действие
психрометра основано на разности показаний
сухого и влажного термометров. Знание влажности
позволяет: создавать комфортные условия для
жизни человека; более точно предсказывать
погоду; обеспечить более длительное хранение
произведений искусства и тд.
1.Изучите текст §74 физика-10,
учебник Г.Я. Мякишева. Выпишите в тетрадь
информацию о новых для вас величинах, используя,
обобщенный план (Приложение 2). (1балл) . Используя
Приложение 1 Теоретические средства описания и
законы запишите в тетрадь. (1балл) Поработайте с
таблицей Зависимость давления насыщенного пара
от температуры, используя Приложение 2.
Подготовьте сообщение об измерении влажности.
Расскажите соседу по парте.(1балл)
УЭ2 Приобретение
опыта практической деятельности.

ЧДЦ

:
Осмысление понятия влажность воздуха в процессе
решения стандартных задач.

1.Найдите в Приложении 1
формулу для расчета влажности воздуха,
посмотрите какие величины в нее входят. Выясните,
в каких единицах измеряются данные величины.
Откройте таблицу Зависимость давления
насыщенного пара от температуры. (1балл) 2. Решите
задачу. (1балл)

3.Воспользуйтесь обобщенным алгоритмом решения
задач такого типа; примените его к решению данной
задачи, расписав пошаговые действия, выполненные
вами при получении результата. (1балл)

Парциальное давление водяного
пара в воздухе при 190С было 1,1кПа. Найти
относительную влажность воздуха.
Относительная влажность
воздуха при температуре 200С составляет 60%.
Найти парциальное давление водяного пара,
содержащегося в воздухе.
1.Найдите в Приложении 1
формулу для расчета влажности воздуха,
посмотрите какие величины в нее входят. Выясните,
в каких единицах изме-ряются данные вели-чины.
Откройте таблицу Зависимость давления
насыщенного пара от температуры. (1балл)

2.
Решите задачу. (1балл) 3.Распишите пошаговые
действия, выполненные вами при решении задачи.
Сравните выделенные вами шаги с действиями
обобщенного алгоритма решения задач такого типа.
(1балл)

Обобщенный алгоритм
решения задачи.

1.Используя, таблицу
Зависимость давления насыщенного пара от
температуры запишите давление насыщенного пара
при данной температуре. 2.Выразите все единицы в
системе СИ. 3.Запишите формулу влажности воздуха.
4.При необходимости выразите из нее неизвестную
величину. 5.Подставьте числовые данные в формулу,
получите числовой результат. Проанализируйте
полученный результат.


Модуль М1, 2-й уровень
сложности.

Реальный газ. Воздух. Пар.

УЭО

Постановка цели. ДЦМ: Познакомиться
с понятиями: реальный газ, пар, насыщенный пар;
повторить явления испарения и конденсации;
изучить характеристики влажности воздуха. Уметь
вычислять величины, характеризующие влажность
воздуха в измененной ситуации.

Учебный материал с
указанием заданий
Интегральные
стили (ИТ, ИЭ, ИД)
Дифференциальные
стили (ДТ, ДЭ,ДД)
Руководство по усвоению
учебного содержания
Содержание учебного
материала
Содержание учебного
материала
Руководство по усвоению
учебного содержания
УЭ1.Изучение нового
материала.

ЧДЦ

Знакомство с понятием:
реальный газ. Изучение характеристик влажности
воздуха.

1.Изучите схему
Приложение 1. (1балл) 2.Найдите соответствующую
информацию в доступных вам источниках. (1балл)
3.Сверните информацию в удобной для вас форме
(схема, таблица, цепочка итд) (2балла).
Окружающий нас
воздух представляет собой смесь газов. Основными
компонентами смеси являются: азот 78%, кислород 21% .
Водяной пар составляет 1%. Водяной пар,
находящийся в воздухе, не является насыщенным.
Содержание водяного пара в воздухе
характеризуется несколькими величинами: P-
парциальное давление пара. Парциальное давление
водяного пара- это давление, которое производил
бы водяной пар, если бы все остальные газы
отсутствовали. P0- давление насыщенного
пара для данной температуры является постоянной
величиной (см. таблицу Зависимость давления
насыщенного пара от температуры).
= P/P0·100%
– относительная влажность воздуха, показывает,
на сколько водяной пар при данной температуре
близок к насыщению. Для измерения влажности
служат психрометр и гигрометр. Действие
психрометра основано на разности показаний
сухого и влажного термометров. При понижении
температуры воздуха при постоянной массе
водяного пара относительная влажность
возрастает, так как чем ниже температура воздуха,
тем ближе водяной пар к состоянию насыщения. При
какой-то определенной температуре относительная
влажность становиться равной 100%, и дальнейшее
понижение температуры приводит к конденсации
водяного пара. Появляется туман, “запотевают”
окна, на траве оседают капельки росы.
Температуру, при которой пар при данном давлении
становиться насыщенным, или, что то же самое, при
которой относительная влажность воздуха
становиться равной 100%, называют точкой росы.
Действие гигрометра основано на определении
точки росы. Знание влажности позволяет:
создавать комфортные условия для жизни человека;
более точно предсказывать погоду; обеспечить
более длительное хранение произведений
искусства и тд.
1.Найдите информацию по
предложенной теме в доступных вам источниках.
(1балл) 2.Сверните информацию в удобной для вас
форме (схема, таблица, цепочка и тд.) (2балла)
3.Сравните свои записи с Приложением 1. При
необходимости внесите поправки. (1балл).
УЭ2 Приобретение
опыта практической деятельности.

ЧДЦ

:
Осмысление понятия влажность воздуха в процессе
решения задач.

1.Из источников
информации, подобранных самостоятельно запишите
табличные и постоянные величины, которые, по
вашему мнению, потребуются для решения задачи.
(1балл) 2.Решите задачу (Ответ 50%) (2балла)
3.Сформулируйте обобщенный алгоритм решения
задач такого типа. Распишите пошаговые действия,
выполненные вами при получении результата.
Сравните свои действия с действиями
предложенного алгоритма. (2балла)
В помещении объемом 60м3
при температуре 200С относительная
влажность воздуха составляет 30%. Какова будет
влажность воздуха, если испарить 200г воды?
В комнате объемом 40м3
температура воздуха равна 200С, его
относительная влажность составляет 20%. Сколько
надо испарить воды, чтобы влажность достигла 50%?
1.Из источников
информации, подобранных самостоятельно запишите
табличные и постоянные величины, которые, по
вашему мнению, потребуются для решения задачи.
(1балл) 2.Решите задачу (Ответ 0,208г) (2балла)
3.Сформулируйте обобщенный алгоритм решения
задач такого типа. Распишите пошаговые действия,
выполненные вами при получении результата.
Сравните свои действия с действиями
предложенного алгоритма. (2балла)
Обобщенные
алгоритмы решения задач
1.Запишите
формулу влажности. 2.Выразите парциальное
давление для первого значения влажности.
2.Используя уравнение Менделеева- Клапейрона
определите первоначальную массу водяного пара в
воздухе. 3. Изменив массу, снова примените
уравнение Менделеева-Клапейрона для нахождения
парциального давления во втором случае. 4.
Определите влажность. 5. Проанализируйте
результат.
1.Запишите
уравнение Менделеева- Клапейрона и выразите из
него массу пара. 2. Используя формулу влажности,
найдите парциальное давление в первом случае и
определите начальную массу пара.

3. Используя
формулу влажности, найдите парциальное давление
во втором случае и определите конечную массу
пара. 4.Сделайте вычисления. 5. Проанализируйте
результат.

Приложения

Следующий: