Формирование информационной компетентности учащихся на уроках информатики в групповой деятельности

Научно-технический прогресс, информационная
революция требуют от человека способность
ориентироваться в нарастающем потоке
информации. Поэтому считаю, что информационная
компетентность является одной из ключевых
компетентностей современного человека и
проявляется, прежде всего, в деятельности при
решении различных задач с привлечением
компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета
и др.

Информационную компетентность можно
определить как способность индивида решать
учебные, бытовые, профессиональные задачи с
использованием информационных и
коммуникационных технологий.

Современные школьники находятся в условиях
неограниченного доступа к информации, ее
избытка. Бессистемный выбор информации ведет к
её хаотичному использованию в процессе обучения
и не содействует реализации задач модернизации
образования. Для формирования информационной
компетентности учащихся средствами
информационных технологий, считаю наиболее
эффективным применение технологии групповой
деятельности учащихся на уроках информатики,
учитывая возрастные особенности учащихся.

Мы формируем умение самостоятельно искать,
отбирать нужную информацию, анализировать,
организовывать, представлять, передавать ее;
моделировать и проектировать объекты и процессы,
реализовывать проекты, в том числе в сфере
индивидуальной и групповой ученической
деятельности с использованием средств ИКТ.
Принципиальным считаю то, что
информационно-коммуникационная компетентность
носит надпредметный, общеучебный,
общеинтеллектуальный характер.

В традиционном обучении принято учитывать
активность учащихся на уроке по поднятым рукам,
выступлениям отдельных учащихся перед всем
классом. Но у многих детей стоит психологический
барьер перед публичным выступлением. Не всегда
дети, внешне принимающие активное участие на
уроке, имеют знания по данному материалу. Поэтому
считаю, что групповая форма работы является
одной из ведущих для ликвидации этих проблем. При
совместной деятельности проявляется, в первую
очередь, активность учащихся в малых группах –
там им комфортнее. В группе ребенок занимает
активную позицию, обсуждает наравне со всеми
предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой
ситуации чувствует себя увереннее, что
достаточно важно, особенно на первом этапе
обучения. Групповая работа позволяет активное
включение каждого ученика в учебный процесс.

Использование методики групповой деятельности
не ново. Учителя — практики используют ее
достаточно часто и она прекрасно вписывается в
современные требования ФГОС начального и
основного образования. Групповая деятельность
формирует не только предметные результаты, но
что и особенно важно: метапредметные,
познавательные, регулятивные и личностные.

В разных возрастных группах я использую разные
приемы групповой деятельности. Применяю
следующие способы деления учащихся на группы:

1) По желанию (объединение в группы
происходит по взаимному выбору, как минимум, в
двух вариантах: разделитесь на группы по 3-4
человека или разделитесь на 4 равные группы).

2) Случайным образом (группа, формируемая по
признаку случайности, характеризуется тем, что в
ней могут объединяться учащиеся, которые в иных
условиях никак не взаимодействуют между собой
либо даже враждуют; работа в такой группе
развивает у участников способность
приспосабливаться к различным условиям
деятельности и к разным деловым партнерам).

Способы формирования “случайной” группы:
жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном
ряду, в одной половине класса); с помощью
импровизированных “фантов” (один из учеников с
закрытыми глазами называет номер группы, куда
отправится ученик, на которого указывает в
данный момент педагог) и т.п..

3) По определенному признаку (можно
разделиться по первой букве имени (гласная –
согласная), в соответствии с тем, в какое время
года родился (на четыре группы), по цвету глаз
(карие, серо-голубые, зеленые) и так далее).

Этот способ деления интересен тем, что, с одной
стороны, может объединить детей, которые либо
редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще
испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой –
изначально задает некоторый общий признак,
который сближает объединившихся учащихся. Есть
нечто, что их роднит и одновременно отделяет от
других. Это создает основу для эмоционального
принятия друг друга в группе и некоторого
отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4) По выбору “лидера” (“лидера” в данном
случае назначаю сама (в соответствии с целью,
поэтому в качестве лидера может выступать любой
ученик), либо он выбирается детьми). Формирование
групп осуществляется самими “лидерами”.
Наблюдения показывают, что в первую очередь
“лидеры” выбирают тех, кто действительно
способен работать и достигать результата. Иногда
даже дружба и личные симпатии отходят на второй
план. На данный прием использовать нужно очень
аккуратно.

5) По моему выбору (в этом случае сама создаю
группы). Это могут быть ученики с близкими
интеллектуальными возможностями, со схожим
темпом работы, или равные по силе команды.

Для того чтобы работа нашей группы достигла
своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по
пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно
высказать свои мысли, не опасаясь насмешек.
Поэтому мы с детьми составили правила работы в
группе, они представлены в Приложении
1.

Групповая форма организации работы на уроках
повышает учебную и познавательную мотивацию,
снижает уровень тревожности учащихся, страха
оказаться неуспешным, некомпетентным в решении
каких-то задач, считаю, что в группе выше
обучаемость, эффективность усвоения и
актуализация знаний, улучшается психологический
климат в классе.

Для формирования информационной компетенции
необходимо определенная организация
учебного процесса.
Необходимо рассчитать,
где, на каком этапе обучения имеется возможность
начать формирование компетенций, на протяжении,
какого времени их отрабатывать, где осуществлять
контроль и коррекцию. В этом случае процесс
предстает в динамике и становится ясным конечный
результат.

В начальной школе мы знакомимся с разными
видами информации, способами ее представления и
кодирования, с возможностью хранения, обработки
и передачи информации на большие расстояния,
знакомимся с информационными объектами, их
существенными свойствами. Ребята учатся
анализировать и сравнивать информацию, выделять
общее и особенное, устанавливают связи. Это
помогает ребенку осмысленно видеть окружающий
мир и более успешно в нем ориентироваться.

Обобщение сведений часто провожу с помощью
эвристической беседы, в ходе которой задаю
вопросы сама и провоцирую детей задавать вопросы
друг другу или группе детей. На уроках в
начальных классах обучение провожу с
использованием приемов: игра “Продолжи”,
“Охота за сокровищами”, “Снежный ком”. На этих
уроках мы формируем следующие составляющие
информационной компетентности:

  • использование словарей, справочников;
  • оформление результатов учебной работы;
  • кодирование и декодирование простейшего
    сообщения;
  • разделение текста на части ;
  • иллюстрация информации примерами.

В пятом классе учащиеся получают представление
о сущности информационных процессов. Мы вместе
рассматриваем примеры передачи, хранения и
обработки информации в деятельности человека,
живой природе и технике. Ребята учатся
классифицировать информацию, выделять общее и
особенное, устанавливают связи, сравнивают,
проводят аналогию. Это формирует основы научного
мировоззрения. Здесь дополняю следующие приемы
групповой работы: “Мозаичная группа или пазлы”,
“Взаимоопрос”, “Ключевые термины”,
“Перепутанные цепочки”. Все это способствует
формированию следующих составляющих
информационной компетентности:

  • более широкое использование словарей,
    справочников, энциклопедий;
  • оформление результатов учебной работы;
  • работа по алгоритму;
  • передача информации по телекоммуникационным
    каналам ;
  • кодирование и декодирование простейшего
    сообщения;
  • разделение и текста на части;
  • понимание зависимости, выраженных в
    графической форме;
  • иллюстрация информации примерами.

В старшей школе чаще всего использую такие
приемы, как “Ключевые термины”, “Перепутанные
цепочки”, прием “Зигзаг” (метод пилы),
“Мозговой штурм”. В этом возрасте у школьников
активно развивается понимание ответственности
друг за друга, акцентируется внимание, исчезает
страх перед новыми группами, страх перед
речевыми высказыванием.

Очень важным считаю формирование умений,
позволяющих построить модель решаемой задачи,
установить отношения и выразить их в предметной,
графической или знаковой форме. В рамках данного
направления мы строим логические, табличные,
графические модели, решаем нестандартные задачи.
При этом формируем следующие составляющие
информационной компетентности:

  • извлечение информации из нескольких
    источников;
  • создание простейших моделей объектов и
    процессов в различных графических видах;
  • определение избытка и недостатка информации в
    тексте;
  • иллюстрация информации примерами;
  • умение давать собственное объяснение процесса;
  • умение доказывать правильность своей точки
    зрение;
  • понимание зависимости, выраженной в
    графической форме, составление графики
    процессов;
  • соблюдение при ответе логичности и
    последовательности изложения;
  • составление развернутого плана текста
    выступления;
  • умение различать мнения и факты в высказывании
    человека;
  • объяснение учебного материала своему
    однокласснику;
  • формулирование вопросов и ответов, связанных с
    учебным материалом.

Описание методов и приемов групповой работы
привожу в Приложении 2.

Данные приемы помогают в работе с детьми
разного уровня подготовки не только
дифференцировать задания, но и выравнивать
результаты слабоподготовленных детей, повышать
их уровень. Каждая деятельность на любом этапе
урока направлена на формирование информационной
компетентности учащихся. Приложение 3.

Для формирования всех составляющих
информационной компетенции мною составлены
задания для каждой параллели учащихся.

Особенность моего предмета заключается в том,
что на каждом уроке должна присутствовать работа
за компьютерами. Практическая работа,
лабораторная и работа-практикумов часто
проходит в парах. В ходе такой работы максимально
используются обсуждение результатов, взаимные
консультации при выполнении сложных заданий. И
все это сопровождается интенсивной
самостоятельной работой.

Считаю, что в старших классах эффективна
групповая организация работы учащихся при
подготовке докладов по теме, дополнительных
занятиях всей группы, выходящих за рамки урока.
Такая организация предполагает, что все члены
группы активно участвуют в работе, слабые не
прячутся за спины более сильных, а сильные не
подавляют инициативу и самостоятельность более
слабых учеников. При правильно организованной
групповой работе успешно протекает
распределение работы между всеми членами группы,
взаимная проверка результатов работы каждого.
Все это воспитывает у учащихся
самостоятельность, активность, умение
сотрудничать с другими при выполнении общего
дела, формирует социальные качества личности.

Следующий: