Формирование информационной компетентности студентов металлургического профиля при решении логических задач

Система среднего профессионального образования призвана учитывать требования мира труда, которые в последние десятилетия связаны с изменениями востребованных и необходимых человеку для работы и жизни качеств. Учебное заведение, ориентирующееся только на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела. В данном контексте задача формирования у учащихся информационной компетенции становится наиболее актуальной для учреждений профессионального образования.

Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания.  Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя. Следовательно, понятие компетентности будет объединять не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

Основной целью изучения информатики является формирование информационной компетентности обучающихся. Информационная компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности[1]. Таким образом, на уроках информатики студенты учатся искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, самостоятельно преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (электронная почта, Интернет, аудиовидеозапись).

Приведу разработку урока по формированию информационной компетентности студентов металлургического профиля.

Тема урока: «Формирование информационной компетентности студентов металлургического профиля при решении логических задач».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: сдвоенный, продолжительность 80 минут.

Цели урока:

Образовательные цели:

  • обобщить и систематизировать полученные знания при изучении раздела «Математические и логические основы информатики»;
  • закрепить навыки построения таблиц истинности с помощью MS Excel;
  • устранить пробелы в знаниях;
  • научить самостоятельно давать оценку работы, выполненную другим.

Воспитательные цели:

  • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения;
  • воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность, внимательность и взаимоуважение.

Мотивационные:

  • формировать познавательную и профессиональную мотивации;
  • способствовать применению полученных знаний и умений в различных информационных ситуациях.

Развивающие цели:

  • развитие умения производить классификацию фактов и умения делать обобщение, выводы;
  • развитие умения выделять в сравниваемых объектах или явлениях различного и сходного;
  • развитие умения применять знания на практике;
  • развитие умений работать в должном темпе.

Оборудование:

  • Компьютерный класс, оснащённый современной техникой.
  • На компьютерах должны быть установлены Windows 2000, пакет Microsoft Office 2000, тренажер «Логические функции».
  • Проектор.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (7 мин.)
    • проверка решения домашнего задания;
    • работа по карточкам;
    • фронтальный опрос.
  3. Решение задач по правилам алгебры логики (7 мин.)
  4. Доклад (4 мин.)
  5. Самостоятельная работа (19 мин.)
    • тест;
    • работа с тренажером.
  6. Решение логических задач в табличном редакторе Excel
    • работа  с группой (10 мин.);
    • индивидуальная работа (15 мин.);
    • практическая работа (10 мин.).
  7. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание (5 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

1) Проверка домашнего задания (2 человека работают у доски):

1.1) Построить таблицу истинности логической функции F(A,B,C)=A∨(AΛB)∨(BΛC)

A

B

C

AΛB

BΛC

(AΛB)∨(BΛC)

A∨(AΛB)∨(BΛC)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.2) Записать логическую функцию, соответствующую логической схеме (рис. 1). Построить таблицу истинности.

Рис. 1

X

Y

Z

XилиY

Не(XилиY)

НеZ

Не(XилиY)и не Z

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0

0

0

2) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

1. Найти значение логического выражения  (A∨B)&C  при A=0, B=0, C=1.

Решение:

1) 0 или 0 ⇒ 0

2) 0 и 1 ⇒ 0

Ответ: 0

2. Построить таблицу истинности логической функции F =

Решение:

x

y

0

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

0

0

Карточка № 2

1. Найти значение логического выражения  (A∨B)&C  при A=1,  B=0, C=1.

Решение:

1) 1 или 0 ⇒ 1

2) 1 и 1 ⇒ 1

Ответ: 1

2. Построить таблицу истинности логической функции F =

Решение:

x

y

xΛy

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

Карточка № 3

1. Найти значение логического выражения  (A∨B)&C  при A=0,  B=1, C=1.

Решение:

1) 0 или 1 ⇒ 1

2) 1 и 1 ⇒ 1

Ответ: 1

2. Построить таблицу истинности логической функции F = ∨ y

Решение:

x

y

y

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

1

Карточка № 4

1. Найти значение логического выражения  (A∨B)&C  при A=1,  B=1, C=0.

Решение:

1) 1 или 1 ⇒ 1

2) 1 и 0 ⇒ 0

Ответ: 0

2. Построить таблицу истинности логической функции F =

Решение:

x

y

x∨y

0

0

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

3) Фронтальный опрос.

  1. В каком виде представлена информация в персональном компьютере?
  2. Почему персональный компьютер работает с двоичной системой счисления?
  3. Какие цифры используются в двоичной системы счисления?
  4. Что называется высказыванием?
  5. Назовите основные логические операции.
  6. Дайте определение логического умножения. Постройте таблицу истинности для этой операции.
  7. Дайте определение логического сложения. Постройте таблицу истинности для этой операции.
  8. Дайте определение логического отрицания. Постройте таблицу истинности для этой операции.
  9. Какие логические элементы персонального компьютера вы знаете?
  10. Устный счёт. (Задания на доске)

Найдите значения логических выражений:   

  1. (1 ∨ 1) Λ 0                                 ⇒                    0
  2. (0 Λ 1) ∨ 1                                 ⇒                    1
  3. (1∨ 1) Λ (0 ∨ 1)                      ⇒                    1
  4. (1 & 1) ∨ ( 0 & 1)                  ⇒                    1
  5. 0 ∨ 1 & 1                               ⇒                    1

4) Проверить домашнее задание  (дополнительные вопросы задают студенты).

5) Собрать карточки.

3. Решение задач по правилам алгебры логики.

1) Записать логическую функцию, соответствующую следующей функциональной схеме (рис. 2)

Рис. 2

F= Не (неX и неY) или Z

2) Постройте таблицу истинности для получения формулы:

X

Y

Z

неX

неY

неX и неY

Не(неX и неY)

Не(неX и неY)илиZ

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

0

0

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: