Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического колледжа в процессе изучения информатики

Эпоха научно-технической революции в корне
изменила представления о современном мире,
захлестнула общество потоком разнообразной
информации. В наши дни информацию рассматривают
как источник ресурсов наравне с трудовой
деятельностью, а информационные технологии –
как средство повышения производительности и
эффективности труда. Сегодня ни одно предприятие
и производство не может обойтись без
информационных технологий. Несомненно,
информация и все, что с ней связано, играет и
будет в дальнейшем играть решающую роль во всех
жизненных ситуациях. Мы находимся на пути к
информационному обществу, основанному на разуме,
интеллектуальных способностях, эрудиции, умении
ориентироваться в самых разнообразных
нестандартных ситуациях.

Вхождение человеческой цивилизации в такое
информационное общество предъявляет
принципиально новые требования к системе
образования. Сущность новой парадигмы
образования заключается в следующем:

  • переход от усвоения значимых объемов
    информации, накопленных при изучении какой-либо
    дисциплины, к овладению способами непрерывного
    приобретения новых знаний и умения учиться
    самостоятельно;
  • освоение навыков работы с любой информацией, с
    самыми разнородными данными и формирование на
    этой основе самостоятельного (критического)
    мышления, а не репродуктивного типа мышления;
  • дополнение традиционного принципа
    «формировать знания, умения и навыки» принципом
    «формировать компетентность обучающегося».

Для таких кардинальных изменений в системе
образования необходимо решить проблему
специальной подготовки обучаемого к жизни в
информационном обществе.Одним из путей решения
данной проблемы является формирование в
процессе обучения информатике
информационно-коммуникационной компетентности
у студентов нашего колледжа.

Что включает содержание понятия
«информационно-коммуникационная
компетентность»? Существуют разные подходы к
трактовке понятия «компетентность». М.Б Лебедева
и О.Н. Шилова рассматривает компетентность,
как «взаимодействие знания и опыта в той или иной
области, позволяющие ему принимать участие в
разработке определенного круга решений или
решать самому вопросы благодаря наличию у него
определенных знаний и навыков» [1].

В учебно-методической литературе и других
источниках информации часто используются
термины «информационная компетентность» и
«компьютерная компетентность». Понятие
информационной компетентности связано с
умениями и навыками получать информацию,
обрабатывать ее, предоставлять в удобном для
себя и других пользователей виде,
демонстрировать понимание полученной
информации, делать выводы и принимать решения в
условиях неопределенности. В свою очередь
компьютерная компетентность определяет
готовность студента применять разные
программные средства для переработки полученной
информации.

Готовя обучаемого к жизни в информационном
обществе, мы формируем у него не только навыки
работы с разнообразной информацией, но и
способность к использованию современных
информационных технологий для обработки этой
информации. Поэтому на основании двух выше
указанных понятий можно сформировать понятие
«информационно-коммуникационная
компетентности», которое можно рассматривать,
как способность студента осуществлять поиск и
переработку найденной информации посредством
информационных технологий, критически относится
к этой информации и на основе этого делать
какие-либо выводы и принимать решения в условиях
неопределенности.

Информационно-коммуникационная
компетентность является одной из ключевых
компетентностей современного человека и
проявляется, прежде всего, в деятельности при
решении различных задач и ситуаций с
привлечением персонального компьютера и средств
компьютерной обработки информации. Процесс
информатизации охватил сегодня все учебные
заведения разных уровней. Одним из
результатов процесса информатизации должно
стать проявление у студентов
информационно-коммуникационной компетентности,
которая должна обеспечить студентам
возможность:

  • использовать современные информационные и
    коммуникационные технологии для работы с
    информацией в какой-либо сфере деятельности;
  • подготовиться к выбранной профессиональной
    деятельности;
  • жить и трудиться в информационном обществе.

Предмет информатики является подходящим
инструментом в деятельности педагога для
формирования информационно-коммникационной
компетентности студентов. Чтобы говорить об
оценке уровня сформированности данного вида
компетентности, необходимо определить ее
показатели и критерии. В качестве показателей,
определяющих уровень сформированности
информационно-коммуникационной компетентности
у студентов колледжа, можно выделить следующие:

  • осознание недостатка информации и ее
    необходимости в решении какой-либо задачи;
  • осуществление поиска необходимой информации в
    разных информационных источниках (газеты,
    журналы, литература, Интернет, др.);
  • оценивание найденной информации (аналитическая
    обработка информации, критическое отношение к
    полученной информации);
  • создание новой информации средствами ИКТ;
  • сохранение и передача информации.

На основе этих показателей можно выделить I,
II и III уровни ИКТ-компетентности.

I уровень характеризуется тем, что студент:

  • не осознает недостатка и информации и ее
    необходимости для решения задачи;
  • для поиска информации использует один
    информационный источник, предложенный
    преподавателем;
  • демонстрирует понимание полученной информации;
  • испытывает затруднения в применении средств
    ИКТ при создании новой информации;

II уровень характеризуется тем, что студент:

  • в целом осознает недостаток информации для
    решения какой-либо задачи;
  • использует несколько информационных
    источников, предложенных преподавателем;
  • интерпретирует полученную информацию в
    контексте решаемой задачи;
  • применяет средства ИКТ, демонстрируя
    стандартные операционные умения;

III уровень характеризуется тем, что студент:

  • осознает, какой информацией для решения задачи
    обладает, а какой – нет;
  • самостоятельно выбирает информационные
    источники соответствующие заданной цели;
  • критически относится к полученной информации;
  • самостоятельно применяет средства ИКТ для
    создания новой информации, может интегрировать
    несколько программных средств.

Если на сегодня показатели и критерии
определения сформированности
информационно-коммуникационной компетентности
стали приобретать все более четкие «очертания»,
то разработка контрольно-измерительных
материалов данной компетентности требует от
педагога определенного подхода. Тест, как
правило, состоит из нескольких типов заданий,
оценивающих чаще знания студентов, чем
практические умения и навыки. Чтобы тестами
проверить информационно-коммуникационную
компетентность, они должны быть разработаны так,
чтобы была возможность оценить деятельность
учащихся в неожиданно сложившейся ситуации. Это
будет возможно, если тестовое задание,
предъявляемое при прохождении теста,
смоделирует такую нестандартную ситуацию, что
для ее разрешения студент должен сымитировать
свое взаимодействие со средствами ИКТ.
Другим педагогическим средством и
формирования, и измерения
информационно-коммуникационной компетентности
на занятиях информатики может быть комплексная
практическая работа, которая позволяет
отследить три уровня сформированности
компетентности. В качестве примера можно
продемонстрировать одну из них. Данная
практическая работа может применяться при
изучении текстового процессора.

Задание. Вам необходимо написать статью об
остром инфекционном заболевании «грипп». В ней
необходимо представить информацию в следующей
форме:

  • вирусная природа гриппа;
  • источник инфекции и механизм передачи;
  • клиническая картина болезни;
  • наблюдался ли рост заболевания за последние два
    года.

Примечание.

  • Для создания своей статьи вы можете
    использовать ниже указанную информацию.

Грипп передается воздушно-капельным путем.
Капельки слизи при кашле и чихании
распространяются на расстояние до 3–3,5 м. Вирус
может передаваться через предметы домашнего
обихода (посуда, полотенце, дверная ручка и др.).
Однако он неустойчив во внешней среде и
разрушается при комнатной температуре за
несколько часов, быстро гибнет под воздействием
ультрафиолетовых лучей и при высыхании.

  • Для поиска недостающей информации используйте
    другие источники (газеты, журналы, справочники,
    Интернет, др.).
  • Для более наглядного (удобного) представления
    информации вы можете использовать графики,
    рисунки др.

Напечатайте статью в среде текстового
процессора объемом 13–15 предложений.
Озаглавьте ее в стиле WordArt. Установите:
интервал – 1,5; отступ первой строки – 1,25;
параметры шрифта: размер – 14pt, выравнивание – по
ширине; цвет – черный.
В конце статьи оформите использованные вами
источники информации. Сохраните документ в
созданной вами папке на локальном диске. Опишите,
как вами был сформирован запрос по поиску
необходимой информации.

Любые разработки должны иметь свое
практическое подтверждение, чтобы говорить об их
положительном воздействии на студента.

Литература:

1. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое
ИКТ-компетентность студентов педагогического
университета и как ее формировать //Информатика и
образование. – 2004 – №3. – с.95–99.

Следующий: