Формирование и редактирование текста. Урок информатики. Базовый курс


Тип урока:

комбинированный урок

Цель урока:

совершенствование знаний о
способах редактирования и форматирования
текста, совершенствование знаний о способах
кодирования текстовой информации.

Задачи урока:

Образовательная:

  • повторение и углубление знаний учащихся по теме
    «Кодирование текстовой информации»;
  • углубление знаний учащихся по теме
    «Редактирование текста».

Развивающая:

  • развитие логического мышления учащихся;
  • развитие познавательного интереса, речи и
    внимание школьников;
  • формирование информационной культуры и
    потребности в приобретении знаний.

Воспитательная:

  • воспитание умения работать командой;
  • активизация познавательных способностей
    учащихся.

Требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • Что такое кодирование информации;
  • Способ кодирования текстовой информации;
  • Что такое форматирование и редактирование
    текста;
  • Основные способы редактирования и
    форматирования текста.

Учащиеся должны уметь:

  • применять на практике основные приемы
    форматирования и редактирования текста.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор, Экран;
  • MS Office Word 2003;
  • Доступ к сети Internet;
  • Пакеты дополнительного материала для учеников.

Структура урока:

Орг. момент (приветствие, психологический
настрой на работу, постановка целей и задач
урока).

  • Актуализация знаний.
  • Работа над углублением материала темы
    «Редактирование текста».
  • Закрепление нового материала. Практическое
    задание.
  • Самостоятельная работа. Тестирование
    (компьютерный вариант).
  • Подведение итогов урока, домашнее задание.
  • Ход урока

    I. Орг. момент

    (приветствие, постановка целей и задач урока,
    психологический настрой)

    II. Актуализация знаний

    Информация всегда хранится и передается в
    закодированном виде. При разговоре информация
    кодируется с помощью звуков, комбинации из
    которых образуют слова, а также с помощью жестов,
    мимики. При записи слова могут быть закодированы
    с помощью букв, числа с помощью цифр и т.д.

    (Урок сопровождается презентацией < Приложение1>)

    1.

    Вспомните схему передачи информации.

    Человек обладает множеством каналов, по
    которым в его мозг (память) поступает информация.
    Эти каналы — наши органы чувств, их пять: зрение,
    слух, вкус, обоняние, осязание

    .

    2

    . А теперь давайте вспомним как
    представляется в компьютере текстовая
    информация?

    С точки зрения компьютера текст — это любая
    последовательность символов из компьютерного
    алфавита
    . Совсем не обязательно, чтобы это был
    текст на одном из естественных языков (русском,
    английском и др.). Это могут быть математические
    или химические формулы, номера телефонов,
    числовые таблицы. Самое главное, чтобы все
    используемые символы входили бы в компьютерный
    алфавит
    .

    Для представления информации в компьютере
    используется алфавит мощностью 256 символов.

    Чему равен информационный вес одного символа
    такого алфавита?

    Вспомним формулу, связывающую информационный
    вес символа алфавита и мощность алфавита: 2i
    = N.

    Если мощность алфавита равна 256, то i = 8, и,
    следовательно, один символ несет 8 бит
    информации.

    Всякая информация представляется в памяти
    компьютера в двоичном виде, а это значит, что
    каждый символ представляется 8-разрядным
    двоичным кодом.

    8 бит = 1 байту, поэтому двоичный код каждого
    символа в компьютерном тексте занимает 1 байт
    памяти.

    Все символы компьютерного алфавита
    пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру
    соответствует восьмиразрядный двоичный код от
    00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер
    символа в двоичной системе счисления.

    Таблица, в которой всем символам компьютерного
    алфавита поставлены в соответствие порядковые
    номера, называется

    таблицей кодировки.
    Международным стандартом для ПК стала таблица
    ASCII (читается АСКИ — американский
    стандартный код для информационного обмена).

    А теперь немного поиграем.

    Задание. Игра «Кодировщик».

    Учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе
    выдается контрольная фраза, которую следует
    раскодировать и набрать в текстовом редакторе
    согласно правилам ввода текста (См. < Приложение2>)

    1 группа

    10000100 10001110 10010000 10001110 10000011 10010011 00100000 10001110 10010001
    10001000 10001011 10001000 10010010 00100000 10001000 10000100 10010011 10011001 10001000
    10001001 00101100 00100000 10000000 00100000 10001000 10001101 10010100 10001110 10010000
    10001100 10000000 10010010 10001000 10001010 10010011 00100000 00101101 00100000 10001100
    10011011 10010001 10001011 10011111 10011001 10001000 10001001 00101110

    (Дорогу осилит идущий, а информатику -
    мыслящий. Гюстав Гийом)

    2 группа

    10001110 10000001 10010000 10000000 10000111 10001110 10000010 10000000 10001101
    10001000 10000101 00100000 10001101 10000101 00100000 10000100 10001110 10010001 10010010
    10001000 10000011 10000000 10000101 10010010 00100000 10010010 10001110 10010111 10001010
    10001000 00100000 10001101 10000000 10010001 10011011 10011001 10000101 10001101 10001000
    10011111 00101110

    (Образование не достигает точки насыщения. Слова,
    высеченные на камне у входа в Центр подготовки
    кадров компании IBM в Нью-Йорке
    )

    3 группа

    10010111 10010010 10001110 10000001 10011011 00100000 10000010 10011011 10000010
    10000101 10010001 10010010 10001000 00100000 10001000 10000111 00100000 10001101 10001000
    10010111 10010010 10001110 10000110 10000101 10010001 10010010 10000010 10000000 00100000
    10000010 10010001 10000101 00101100 00100000 10000100 10001110 10010001 10010010 10000000
    10010010 10001110 10010111 10001101 10001110 00100000 10000101 10000100 10001000 10001101
    10001000 10010110 10011011 00101110

    (Чтобы вывести из ничтожества все, достаточно
    единицы. Г. Лейбниц)

    4 группа

    10001010 10001110 10001100 10001111 10011100 10011110 10010010 10000101 10010000
    00100000 10010000 10000000 10000001 10001110 10010010 10000000 10000101 10010010 00100000
    10000111 10000000 00100000 10010111 10000101 10001011 10001110 10000010 10000101 10001010
    10000000 00101100 00100000 10001101 10001110 00100000 10001101 10000101 00100000 10000100
    10010011 10001100 10000000 10000101 10010010 00101110



    (Компьютер работает за человека, но не думает)

    3

    . Можно согласиться со словами Лейбница:
    действительно вся информация в компьютере
    выводится из 1 и 0. Это так называемая цифровая
    информация.

    Повальная мода нынешнего времени оцифровывать
    все подряд — мультфильмы, картины, тексты, звуки
    - не обошла стороной и поэзию. Цифровые стихи
    обладают особым обаянием, ярко выраженным
    ритмом, необычной энергетикой и, при желании, -
    информативностью. Цифровые стихи ближе к музыке.
    Для тех кто сомневается привожу пример.
    Продекламируем:


    128 49

    138 45

    13 30 29

    12 8 35

    16 9 19

    2801

    4 8 112

    5 9 000 1

    Не позволяй душе лениться!

    Чтоб в
    ступе воду не толочь

    Душа обязана трудиться

    И день и ночь, и день и ночь!

    Не разрешай ей спать в постели

    При свете утренней звезды,

    Держи лентяйку в черном теле

    И не снимай с нее узды:

    Н. Заболоцкий

    Проверка Д/З. Вам было задано закодировать
    таким образом любимое стихотворение.

    Кто готов продекламировать нам свои полученные
    стихотворения.

    III. Работа над углублением материала темы
    «Редактирование текста»

    Операции редактирования текста
    позволяют изменить уже существующий электронный
    документ путем добавления, удаления или
    перестановки его фрагментов, слияния нескольких
    документов в один или разбиения документа на
    несколько более мелких.

    Форматирование символов и абзацев — частный
    случай редактирования.

    В общем случае редактирование изменяет
    содержание текста.


    Редактирование целой строки
    Вставка пустой строки

    1. Установите
    курсор за последним символом строки

    2. Нажмите клавишу Enter

    Разбиение одной строки на две

    1.
    Установите курсор в позицию, с которой будет
    начинаться новая строка.

    2. Нажмите клавишу Enter.

    Слияние двух строк

    1.Установите
    курсор в позицию, следующую за последним
    символом первой из двух соединяемых строк

    2. Нажмите клавишу Delete.

    Удаление фрагментов
    документа
    Удаление символа

    Нажатием
    клавиши Backspace удаляется символ слева от курсора.
    Нажатием клавиши Delete удаляется символ справа от
    курсора.

    Удаление фрагмента
    Способ I.

    1. Выделите фрагмент.

    2. Нажмите клавишу Delete

    Способ II.

    1. Выделите фрагмент.

    2. Выполните команду Правка, Вырезать -
    фрагмент переместится в буфер обмена и может
    быть использован в дальнейшем.

    Если вы хотите отменить последнюю
    выполненную операцию, то выполните команду Правка,
    Отменить
    или щелкните на пиктограмме панели
    инструментов «Стандартная«.

    Перемещение и копирование фрагментов текста



    Под перемещением понимается помещение
    фрагмента текста в буфер обмена с одновременным
    удалением (вырезанием) его из документа. При
    копировании в буфер обмена помещается копия
    фрагмента, т. е. он остается в документе.


    Способ I.

    Метод Drag-and-Drop
    («перетащить и оставить»).

    1. Выделите фрагмент текста.

    2. Поставьте указатель мыши на данный фрагмент.

    3. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите
    фрагмент на новое место.

    Если при перемещении держать нажатой клавишу
    Ctrl, то фрагмент будет копироваться.

    4. Отпустите левую кнопку мыши.

    Способ II.

    1. Выделите фрагмент
    текста.

    2. Установите указатель мыши в точку вставки
    фрагмента.

    3. Для перемещения: нажмите клавишу Ctrl и, не
    отпуская ее, нажмите правую кнопку мыши,

    для копирования:

    нажмите комбинацию клавиш
    Ctrl+Shift и, не отпуская их, нажмите правую кнопку
    мыши

    Способ III

    1. Выделите фрагмент
    текста

    2. Для перемещения: нажмите комбинацию
    клавиш Shift+Delete, для копирования: нажмите
    комбинацию клавиш Ctrl + Ins

    3. Установите курс op в точку вставки фрагмента

    4. Нажмите комбинацию клавиш Shift+Ins — фрагмент
    вставится в текст из буфера обмена

    Способ IV

    1. Выделите фрагмент
    текста

    2. Для перемещения: выполните команду
    Правка, Вырезать
    или щелкните на кнопке панели
    инструментов «Стандартная«,

    для копирования: выполните команду Правка,
    Копировать
    или щелкните на кнопке панели
    инструментов «Стандартная«.

    3. Установите курсор в точку вставки фрагмента.

    4. Выполните команду Правка, Вставить или
    щелкните на кнопке панели инструментов «Стандартная»
    - фрагмент вставится в текст из буфера обмена.

    IV. Закрепление нового материала. Практическое
    задание

    < Приложение3>

    В Internet достаточно много информации, касающейся
    цифровых стихов. Давайте попробуем ее найти:
    запускаем браузер, открываем поисковую систему и
    вводим в строку поиска «Цифровые стихи».

    Выбираем:

    1. http://www.computerra.ru/2002/465/20951/ (Цифровой век поэзии -
    Журнал «КомпьютерраONLINE» — Очарование
    цифровых стихов)

    2. http://www.child-library.ru/adult-readind-with-child-TSIFROVIE-STIHI.html
    (Цифровые стихи. Почитайте вместе с детьми)

    3. http://www.friends.nnov.ru/2007/05/22/cifrovye_stikhi.html (Цифровые
    стихи «Сайт Друзей»)

    4. http://fantas.ru/texter/on-page52s3o2533.html (Цифровые стихи)

    Как теперь понравившиеся вам информацию
    перенести в ТР Word?



    Задание 1

    . Скопировать фрагмент с сайта Цифровой
    век поэзии — Журнал «Компьютерра»

    http://www.computerra.ru/2002/465/20951/: для этого воспользуемся
    одним из способом копирования фрагментов, но не
    забудьте сначала выделить этот фрагмент.

    Задание 2.

    Отформатировать этот текст:

    1) гарнитуру и начертание шрифта оставить без
    изменения

    2) кегль шрифта: 14

    3) красная строка: 1,27 см

    4) междустрочный интервал: одинарный

    5) отступы слева и справа: 0 см

    6) отбивка: 0 пт

    7) 1-ый список из маркированного превратите в
    нумерованный

    8) Во 2-ом списке соедините строки названия ямба
    и его примера, измените вид маркированного
    списка

    9) Выровняйте весь текст по ширине

    10) Возьмите первый абзац в рамку

    11) Первую букву первого абзаца превратите в
    буквицу

    12) Сохраните в свою папку под именем Цифровые
    стихи.doc.

    Задание 3.

    А как теперь определить объем
    полученной текстовой информации?

    1 способ. Просмотреть свойства файла: Файл
    -> Свойства -> вкладка Общие.

    2 способ. Определить примерный объем,
    необходимый для размещения ее на магнитном
    носители (допустив, что текст на бумажном
    носители):

    1) Выбрать страницу средней заполненности.

    2) Подсчитать примерное количество символов в
    строке (К), включая пробелы и знаки препинания.

    3) Подсчитать примерное количество строк (С).

    4) Посмотреть количество страниц (n).

    5) Подсчитать количество байтов: 1(байт) х К х С х
    n.

    6) Перевести в более крупные единицы.

    А на электронном носители можно подсчитать
    точное количество знаков в документа командой: Файл
    -> Свойства -> вкладка Статистика.

    V. Самостоятельная работа. Тестирование
    (Форматирование теста)

    Тестирование на компьютере по основным
    понятиям (самоконтроль) < Приложение4>

    VI. Подведение итогов урока и домашнее задание

    Вернемся к тем высказываниям, которые вы
    раскодировали. Думаю они могут подытожить нашу
    работу. Как вы считаете?…

    VI.1. Рефлексия

    • Ребята, что вам понравилось на этом уроке?
    • Что вы узнали нового для себя?
    • Какие есть пожелания для себя и учителя по
      работе в дальнейшем?
    • Что у нас с вами получилось хорошо, а над чем еще
      надо поработать?

    VI.2. Домашнее задание

    Литература

    1. Василькова Т.В. Урок-открытие по


    Страницы: 1 | 2 | Весь текст


    Следующий: