Формирование и развитие ключевых компетентностей учащихся в рамках предмета информатика и ИКТ


«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, — я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим
навсегда»
Древняя восточная мудрость

Современное развитие общества диктует
новые подходы к оцениванию качества школьного
образования.

Согласно “Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года” и
национальной инициативе “Наша новая школа”
общеобразовательная школа должна формировать
новую систему универсальных знаний, умений и
навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть современные ключевые
компетентности.

Т. е. школа должна ориентироваться на
сформированность не только знаний, но и
умений применять их на практике, формировать и
развивать ключевые компетентности обучающихся.

В понятии компетентности заложена
новая идеология содержания образования, которая
делает акцент на результат обучения, на
способности человека действовать адекватно в
различных ситуациях. Каждая ключевая
компетентность – это комплекс умений и знаний,
относящийся к определенной сфере практической
деятельности, в которую в той или иной мере
вовлечен любой человек.

Формирование ключевых компетенций
должно проходить на всех уроках, а не только на
уроках информатики.

Для их формирования успешно
могут применяться традиционные подходы:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение,
    лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация,
    демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные
    упражнения, практические компьютерные работы).

В рамках личностно-ориентированного
подхода к обучению особую роль играют метод
проектов, разноуровневое обучение,
обеспечивающие достаточно успешное
формирование критического и творческого
мышления, а также формирование столь необходимых
для современного общества умений работать с
информацией.

Чем же урок информатики отличается от
других учебных предметов?

Во-первых

, наличием специальных
технических средств, в первую очередь —
персонального компьютера для каждого ученика, а
также задействованной в учебном процессе
оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых

, компьютерный класс, в
котором проводятся уроки, организован особенным
образом: каждый ученик имеет, с одной стороны,
индивидуальное рабочее место, а с другой —
доступ к общим ресурсам; ответы у доски
практикуются значительно реже, чем на других
уроках, зато больше приветствуются ответы с
места. Это создаёт особые условия для развития
коммуникативных компетентностей.

В-третьих

, именно на уроках
информатики активная самостоятельная
деятельность, создание собственного,
личностно-значимого продукта могут быть
естественным образом организованы педагогом.

В-четвёртых

, предмет информатики
отличает изначальная высокая мотивация
учащихся. Некая изначальная “романтизация”
компьютера и работы на нём создаёт учителю
информатики благоприятные начальные условия для
работы в классе, развития компетентности
целеполагания, и для органичного внедрения
компетентностного подхода.

Я считаю, что моя деятельность как
учителя информатики в большей мере способствуют
развитию информационной и коммуникативной
компетентностей.

Говоря об информационной
компетентности
можно выделить следующие виды
деятельности:

  1. Знакомство с компьютером как с устройством по
    работе с информацией, получение технических
    навыков по работе с различными устройствами и
    приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web
    -камера и т.п.);
  2. Владение способами работы с информацией:
  • поиск в каталогах, поисковых системах,
    иерархических структурах;
  • извлечение информации с различных носителей;
  • систематизация, анализ и отбор информации
    (разные виды сортировки, фильтры, запросы,
    структурирование файловой системы,
    проектирование баз данных и т.д.);
  • технические навыки сохранения, удаления,
    копирования информации и т.п.
    преобразование информации (из графической – в
    текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.);
  1. Владение навыками работы с различными
    устройствами информации (мультимедийные
    справочники, электронные учебники,
    Интернет-ресурсы, и т.п.);
  2. Критическое отношение к получаемой информации,
    умение выделять главное, оценивать степень
    достоверности (релевантность запроса, сетевые
    мистификации, и т.п.);
  3. Умение применять информационные и
    телекоммуникационные технологии для решения
    широкого класса учебных задач.

Говоря о коммуникативной
компетенции
, можно выделить следующие виды
деятельности, характерные для уроков
информатики:

  1. Владение формами устной речи (монолог, диалог,
    умение задать вопрос, привести довод при устном
    ответе, защите проекта и т.п.);
  2. Ведение диалога “человек” — “техническая
    система” (понимание принципов построения
    интерфейса, работа с диалоговыми окнами и т.д.);
  3. Умение представить себя устно и письменно,
    владение стилевыми приемами оформления текста
    (электронная переписка, сетевой этикет, создание
    текстовых документов по шаблону, правила подачи
    информации в презентации и т.п.);
  4. Владение телекоммуникациями для организации
    общения с удаленными собеседниками (понимание
    возможностей разных видов коммуникаций, нюансов
    их использования и т.д.);
  5. Понимание факта многообразия языков, владение
    языковой, лингвистической компетенцией (в том
    числе – формальных языков, систем кодирования,
    языков программирования; владение ими на
    соответствующем уровне);
  6. Умение работать в группе, искать и находить
    компромиссы (работа над совместным программным
    проектом, взаимодействие в Сети и т.д.);
  7. Толерантность, умение строить общение с
    представителями других взглядов (существование
    в сетевом сообществе, телекоммуникации с
    удаленными собеседниками и т.п.);

В старших классах уделяется особое
внимание социально-трудовым компетенциям, но и
на уроках в начальном и среднем звене для их
формирования можно и нужно найти место:

  1. Осознание наличия определенных требований к
    продукту своей деятельности (требования к
    программному обеспечению, функциональность базы
    данных и т.п.);
  2. Анализ достоинств и недостатков аналогов
    собственного продукта (при проектной
    деятельности разного типа, при обучении офисным
    технологиям);
  3. Владение этикой трудовых и гражданских
    взаимоотношений (виды лицензирования
    программного обеспечения, информационная
    безопасность, правовая ответственность за
    нарушение законодательства, авторские права и
    т.д.);

Общекультурная компетенция получает
особое развитие в ходе реализации творческих
проектов на уроках информатики.

В деятельностной форме ее можно
описать так:

  1. Владение элементами художественно-творческих
    компетенций читателя, слушателя, исполнителя,
    художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и
    приложения, создание макетов полиграфической
    продукции, коллажей произведений компьютерной
    графики, музыкальных треков);
  2. Понимание места данной науки в системе других
    наук, ее истории и путей развития (тенденции
    развития информатики как науки, развития языков
    программирования, эволюция вычислительной
    техники, адекватная оценка состояния единиц
    техники, уровня продукта и т.п.).

В ходе учебного процесса степень
сформированности учебно-познавательной
компетенции иногда в значительной степени
определяет качество результата. В её составе
можно выделить:

  1. Умение осуществлять планирование, анализ,
    рефлексию, самооценку своей деятельности
    (планирование собственной деятельности по
    разработке приложения, владение технологией
    решения задач с помощью компьютера, компьютерным
    моделированием);
  2. Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к
    наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать
    начальные данные и планируемый результат
    (моделирование и формализация, численные методы
    решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.);
  3. Умение работать со справочной литературой,
    инструкциями (знакомство с новыми видами ПО,
    устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.);
  4. Умение оформить результаты своей деятельности,
    представить их на современном уровне (построение
    диаграмм и графиков, средства создания
    презентаций);
  5. Создание целостной картины мира на основе
    собственного опыта.

На уроках информатики метод проектов
является наиболее естественным способом
создания в ходе обучения среды (т.е. условий и
ситуаций деятельности, максимально приближенных
к реальным) для формирования компетентностей у
обучаемых. При работе над проектом возникают
предпосылки для эффективного освоения способов
деятельности, составляющих самостоятельную
познавательную, коммуникативную и
информационную компетентности.

Решающим звеном внедрения проектного
обучения в учебно-воспитательный процесс школы
является учитель. Из носителя знаний и
информации учитель превращается в организатора
деятельности, консультанта по решению
поставленной задачи, добыванию необходимых
знаний и информации из различных источников. В
отношении формируемых проектных действий и
деятельности в целом необходимо соблюдение
главных психолого-педагогических принципов: от
простого к сложному, постепенное увеличение
степени самостоятельности, уровней сложности.

Проект – это специально
организованный учителем и выполняемый учащимися
комплекс действий, где ученики могут быть
самостоятельными при принятии решения и
ответственными за свой выбор и результат труда,
создание творческого продукта. Метод проектов –
педагогическая технология, ориентированная не
на интеграцию фактических знаний, а на их
применение и приобретение новых в учебном
процессе или в результате самообразования.

Технология проектного обучения
представляет собой реально существующую
проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися
потому, что им интересно найти пути ее решения
(полного или частичного). Тематика проектов
определяется практической значимостью, а также
доступностью выполнения.

Используя в обучении метод проектов,
учащиеся постигают всю технологию решения задач
– от постановки проблемы до представления
результата. Методика работы над проектом
включает в себя 4 основных этапа: планирование
работы над проектом, аналитический этап, этап
обобщения, этап презентации полученных
результатов работы над проектом (защита проекта).

На этапе планирования работы над
проектом учащимися и учителем совместно
вырабатываются критерии оценивания проекта. Во
время защиты проводится комплексная оценка
работы самим учеником, выполнившим данный
проект, учащимися класса и учителем.

Проекты, выполняемые на уроках, могут
быть краткосрочные или средней
продолжительности, которые разрабатываются на
нескольких занятиях.

Например, ученики 8 класса работали над
проектом “Мультимедиа технологии”

В течение 8 часов на уроках ИКТ мы
должны были изучить программу Microsoft PowerPoint, ее
назначение, узнать как можно больше о ее
возможностях. Каждый урок преподносить порцию
теоретического материала, а затем закреплять
полученные знания на компьютерах и отрабатывать
навыки и умения мне показалось скучным. Тогда
перед учащимся была поставлена цель: выбрать
любую тему и создать в среде PowerPoint
мультимедийный (с использованием звука, видео)
продукт. Другими словами началась работа по
методу проектов. То, что происходило дальше,
стало увлекательнейшим процессом.



Ребята увлеченно, с интересом начали
собирать материал, расширяя свои знания в той или
иной предметной области. Мало собрать информацию
надо ее “отжать”, т.е. оставить самое важное и
значительное, надо ее так подать, чтобы твоя
презентация не была скучной, и зрители смотрели
бы не отрываясь. Как это сделать? Вот вопрос,
который каждый решал, работая над своим проектом.
А что если вставить звуковое сопровождение? А
клип? Как разместить объекты на слайде? Какое
применить цветовое решение с учетом психологии
восприятия? На эти и многие другие вопросы дети
искали ответы. Это была действительно поисковая,
исследовательская, дизайнерская, аналитическая
работа мозга. По окончанию проекта ребятам
предстояла защита. На защите учащиеся
продемонстрировали свои работы и обосновали
выбор темы.

Деятельность по презентации проекта
требует развития предметной компетенции,
которая находится на стыке нескольких ключевых
компетенций:

  • коммуникативной (монолог выступления, ответы на
    вопросы…);
  • информационной (выбор ключевых моментов для
    отображения на слайде, систематизация данных,
    структурирование доклада…);
  • учебно-познавательной (непосредственно
    создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО
    на основе предварительного плана и анализа;
  • общекультурной (создание дизайна презентации,
    подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Метод проектов можно применять не
только при изучении этой темы. Например, при
прохождении темы “Растровый редактор Paint”
учащиеся 7 класса получают задание
(краткосрочный проект) – создать праздничную
открытку, приглашение, визитную карточку и др.
Здесь акцент делается на развитие творческих
способностей учащихся.

Например, проекты можно выполнить при
изучении следующих тем:

  • “Обработка текстовой информации” (Составление
    тематических кроссвордов, правила написания
    рефератов, составлении информационного
    бюллетеня);
  • “Обработка графической информации” (создание
    открытки, коллажа, визитки);
  • “Издательская система” (буклеты, календари);
  • “Представление информации” (создание
    обучающей презентации “Представление
    информации”);
  • “Компьютер как универсальное устройство
    обработки информации” (презентация “Устройство
    компьютера”, “Предыстория и история создания
    ЭВМ”);
  • Формализация и моделирование (моделирование
    физических процессов);
  • “Обработка числовой информации” (“История
    систем счисления”, Создание сборника задач
    “Системы счисления”);
  • “Коммуникационные системы” (создание сайта);
  • “Информационные системы” (Создание БД).

Так, в 7 классе, при изучении темы
“Устройство персонального компьютера” можно
предложить такие задания, которые позволят
ученикам убедиться в практической применимости
получаемых знаний, мотивировать их на изучение
этой темы. Предложить детям проанализировать
прайс-листы компьютерных фирм и рекламные
объявления по продаже компьютеров, осуществить
оптимальный выбор игрового, мультимедийного,
офисного компьютера; проанализировать
технические требования, которые публикуются на
обложке CD, и с этих позиций оценить параметры
компьютеров в классе информатики.

Таким образом, при выполнении проектов
любого типа на уроках информатики обучающийся
попадает в ситуацию необходимости:

  1. поиска информации (рекомендуется
    использовать ресурсы Интернет, предусмотрена
    работа с поисковыми системами, открытыми
    мультимедийными энциклопедиями, базами данных);
  2. обработки информации
  3. (анализ поисковой
    задачи, определение необходимых источников,
    проверка достоверности (валидности) полученного
    материала, преобразование форматов, составление
    резюме / дайджеста);

  4. представления информации
  5. (работа с
    графическими и текстовыми редакторами,
    публикация результатов в Интернет, задания на
    разработку мультимедийной презентации (поиски и
    структурирование учебного материала, отбор и
    обработка необходимой информации —
    использование ресурсов Интернет, работа с
    редакторами презентаций), составление
    графических зависимостей);

  6. передачи информации
  7. (к этой компетенции
    относится представление собственных работ,
    защита рефератов, использование различных
    носителей информации и компьютерных
    телекоммуникаций), то есть большинства из
    информационных компетенций.

При использовании метода проектов
учащиеся приобретают следующие умения:

  1. Умения, связанные с развитием интереса:
  • анализировать свои интересы;
  • определять новые интересы на основе развития
    прежних;
  • сопоставлять свои возможности и интересы;
  • отстаивать свои интересы.
  1. Умение находить практические, интересные виды
    деятельности:
  • определять для себя познавательные виды
    деятельности;
  • задавать вопросы по интересующим видам
    деятельности.
  1. Умение выбирать для себя оптимальный вид
    деятельности:
  • подыскивать потенциальные места практики;
  • исследовать их;
  • находить ответы на все интересующие вопросы о
    месте практики;
  • делать обоснованный выбор места практики.
  1. Умение исследовать условия деятельности:
  • подмечать, формулировать и связывать
    практическую деятельность и условия, в которых
    она осуществляется;
  • обсуждать практическую деятельность;
  • находить возможности практической
    деятельности (“ниши деятельности”).
  1. Умение готовиться к деятельности на практике:
  • определять и обосновывать свою работу на
    практике в контексте собственных интересов;
  • четко определять цели своей деятельности;
  • определять и обосновывать свои конкретные шаги
    по осуществлению деятельности на практике.
  1. Умение осуществлять деятельность на практике:
  • планировать свою практическую деятельность;
  • целенаправленно осуществлять свою
    деятельность;
  • находить ее плюсы и минусы.
  1. Умение оценивать результаты деятельности:
  • представлять результаты практической
    деятельности;
  • оценивать результаты, исходя из первоначальных
    целей.
  1. Умение делать выводы из результатов
    деятельности:
  • ставить цели будущей деятельности на основе
    приобретенного опыта;
  • объяснять как положительный, так и
    отрицательный результат;
  • оценивать и изменять свое поведение в
    соответствии с поставленными целями
    практической деятельности.
  1. Умение установить личностное отношение к
    практической деятельности:
  • осознать, оценить и принять во внимание
    значение практической деятельности в своем
    развитии, в индивидуальном образовательном
    маршруте и для выбора профессии.
  1. Умение устанавливать общественную ценность
    практической деятельности:
  • осознавать, оценивать и принимать во внимание
    значение практической деятельности для общества
    в целом.
  1. Умение устанавливать культурную ценность
    практической деятельности:
  • осознавать, оценивать и принимать во внимание
    культурные аспекты практической деятельности.
  1. Умение устанавливать профессиональную
    значимость практической деятельности:
  • осознавать, оценивать и принимать во внимание
    профессиональный аспект практической
    деятельности.

Я предполагаю что, если метод
проектов применять спланированной и постоянной
составляющей частью образовательного процесса,
то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации
    учащихся к более качественному овладению общей
    компьютерной грамотностью;
  • повышения мыслительной активности учащихся и
    приобретения навыков логического мышления по
    проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования
    коммуникативной компетенции в целом;
  • развития индивидуальных особенностей
    учащихся, их самостоятельности, потребности в
    самообразовании;
  • более результативного решения задач
    образования, развития и воспитания личности
    учащегося;
  • изменения роли учителя в образовательной среде.

По методу проектов я работаю уже
второй год. В 2008 – 2009 учебном году я апробировала
этот метод. В основном это были краткосрочные
проекты, выполняемые на уроках при изучении Microsoft
Publisher (учащиеся выполняли проект под названием
“Календарь” и проект под названием “Буклет”),
Microsoft PowerPoint (проект “Мультимедиа технологии”),
графического редактора (проект “Открытка”,
“Коллаж”).

У учащихся повысился интерес к
изучению предмета, они развили свои творческие
способности, научились находить информацию в
различных источниках и обрабатывать ее, освоили
технические навыки сохранения, удаления,
копирования информации, преобразование
информации (из графической – в текстовую, из
аналоговой – в цифровую и т.п.), сформировали и
развили внутреннюю мотивацию к более
качественному овладению общей компьютерной
грамотностью.

В этом году я решила включить метод
проектов в учебную программу. Так в 8 класс был
включен проект “Мультимедиа технологии”, а
обучение учащихся 10 Б класса (базовый уровень) на
ИКТ будет проходить только по этому методу. Темы
проектов: “Реферат”, Растровая графика.
Создание коллажа”, “Мультимедиа технологии”,
“Создание тестов средствами Excel”.

Приложение

Литература

  1. Аскерко Ю. И. Формирование информационной
    компетентности будущих учителей технологии и
    предпринимательства в процессе
    профессиональной подготовки [Текст]: автореф.
    дис. … канд. пед. наук / Ю. И. Аскерко. —
    Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та.
    — 2007.
  2. Использовался сборник статей: “Проблемы и
    перспективы теории и практики ученического
    проектирования. Под ред. Н.Ю.Пахомовой. — М.: МИОО,
    2005.
  3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые
    педагогические и информационные технологии в
    системе образования: Учебн. пособие — М.: 2001.
  4. Материалы фестиваля Педагогических идей
    “Открытый урок”.
  5. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в
    образовании: опыт философско-методологического
    анализа //Педагогика. – 2005.
  6. Босова Л.Л. Цели и содержание подготовки
    школьников в области информатики и
    информационных технологий в аспекте
    компетентностного подхода. // Педагогическая
    информатика, 2005, №2.
  7. Доклад А.В. Хуторского на заседании в Отделении
    философии образования и теоретической
    педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Ключевые
    компетенции и образовательные стандарты: Центр
    “Эйдос”.
  8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая
    парадигма результата образования // Высшее
    образование сегодня. 2003. № 5
  9. Концепция модернизации российского
    образования на период до 2010 года.
  10. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое
    ИКТ-компетентность и как ее формировать? //
    Информатика и образование. – 2004. – №3.
  11. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в
    образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5.
  12. Стандарт среднего (полного) общего образования
    по информатике и информационным технологиям //
    Информатика и образование. 2004. № 4.



Следующий: