Формирование гуманистического мировоззрения на уроках физики


Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
С.Я. Маршак

Мы живем в сложное время. Агрессивность,
нетерпимость, бездуховность вытесняют сегодня
сострадание, милосердие, доброту.

“Равнодушие, равнодушие,
А куда подевалось радушие,
Видно сеяли без усердия
Милосердие, милосердие”.

У всех народов духовно-нравственное воспитание
молодого поколения издавна считалось главной
задачей развития нации.

Исследования социологов говорят о том, что
около 30% молодых людей 22-30 лет утверждают, что
современный мир жесток, следовательно, для
достижения личного успеха, они сами могут
поступать аморально. А ведь будущее страны – в их
руках, в руках сегодняшних 12-16 летних. Поэтому
сама жизнь выдвигает необходимость формирования
гуманистического мировоззрения у нынешних
школьников, воздействуя на их души и сердца.

Для решения этой проблемы важно развивать
эмоциональную сферу учащихся, их духовный
потенциал, будить в них совесть.

Привлечение произведений изобразительного
искусства на уроках физики дает прекрасную
возможность для достижения этой цели. Вот
несколько примеров из моей практики.

Тема “Сила. Равнодействующая сил”. 7
класс

(фрагмент урока)

Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию
к народной сказке “Репка” и определить
направление и величину равнодействующей сил при
условии, что мышка действует с силой 0,5 Н; кошка –
1,5 Н; собачка – 3 Н; внучка – 7 Н; бабка – 8Н; дед – 20
Н. (Приложение 1, рисунок 1)

Ученики с улыбкой рассматривают картинку к
сказке, подсчитывают равнодействующую сил. На
мой вопрос: “В чем смысл сказки?”, быстро находят
ответ. Это взаимопомощь, только совместные
усилия дают положительный результат.

Далее перехожу к рассмотрению репродукций
картин В.Перова “Тройка. Ученики мастеровые
везут воду” и И.Репина “Бурлаки на Волге”. (Приложение 1, репродукция 1, 2)

Если картинку к сказке “Репка” школьники
рассматривают с улыбкой, то картины художников
вызывают у них иные чувства. На полотнах
изображен непосильный труд. Обращаю внимание на
изможденные лица детей, везущих воду.
Рассказываю об истории написания этой картины, о
трагической судьбе мальчика Васи, умершего от
чахотки (он изображен в центре “Тройки”). Через
год после написания картины В.Перова посетила
убитая горем мать мальчика. Она просила
разрешения посмотреть картину, ей хотелось
увидеть своего сына. Художник вместе с ней пришел
к П.Третьякову. “Тройка” была приобретена
П.Третьяковым для его художественной галереи.

Всю ночь мать Васи на коленях простояла перед
картиной и молилась на нее как на икону. Тронутый
ее горем В.Перов нарисовал портрет Васи (сделал
копию с картины) и в дорогой рамке подарил
женщине, оказав ей так же и материальную помощь.



Обращаюсь к картине И.Репина “Бурлаки на
Волге”. Знакомлю школьников с историей
написания этой картины, зачитываю ребятам строки
из стихотворения Н.Некрасова (“На Волге”).

… Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик –
И сердце дрогнуло во мне.

И “Тройка”, и “Бурлаки на Волге” не только
эмоционально воздействуют на учеников, но и
активизируют понимание и усвоение темы урока
“Равнодействующая сил”.

Мне хотелось тронуть души ребят, вызвать у них
чувство сопереживания, сострадания, и в то же
время, чувство уважения к доброму поступку
В.Перова, в котором проявились его человеколюбие
и отзывчивость.

Может быть, зерна доброты, чуткости к
окружающим, посеянные в сердцах учеников, дадут
впоследствии свои плоды. Очень хочется в это
верить.

При изучении явления дисперсии света в 11-ом
классе вниманию учащихся предлагаю репродукции
шести картин известных художников: А.Саврасова,
И.Айвазовского, А.Куинджи, Н.Дубовского, И.Коха,
П.Рубенса. (Приложение 2). Название
всех картин – “Радуга”.



Разные сюжеты, разные пейзажи. Смысловое
значение радуги в каждой картине свое.

Обсуждаем с ребятами, какие ассоциации у них
вызывает радуга в каждой из этих работ. В
результате делаем следующие выводы:

  • у И.Айвазовского радуга – надежда на спасение
    людей, гибнущих в бушующем море. Пробиваясь
    сквозь тучи, она предсказывает окончание бури;
  • у А.Куинджи радуга – символ обновления природы,
    величие мироздания. На темном, еще грозовом небе
    ярко сияет радуга;
  • у А.Саврасова радуга – олицетворение радости
    раннего утра. Послегрозовая тишина нарушается
    лишь позвякиванием ведер на коромысле у женщины;
  • у Н.Дубовского – вид радуги вызывает чувство
    восторга. Рыбак, поднявшийся во весь рост в лодке,
    любуется радугой.

Красота радуги способствует подъему
положительных эмоций. Аналогичные чувства
радости и восторга вызывает радуг, изображенная
на картинах И.Коха и П.Рубенса.

Очень точно эти чувства отражены Ф.Тютчевым в
стихотворении “Радуга”.

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка,
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облако ушла —
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его, лови скорей!

Привлечение к учебному процессу произведений
изобразительного искусства формирует у
школьников гуманистическое мировоззрение,
развивает познавательный интерес и
ассоциативное мышление, способствует видению
красоты мира и воспитывает чувство прекрасного.



При изучении темы “Сила. Равнодействующая
сил” я использую составленную мной логическую
схему, базирующуюся на выделении основных
элементов знаний. (Приложение 3)




Следующий: