Формирование гражданской позиции учащихся и учителя на уроках трудового обучения

Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности.
А.С.Пушкин

Показателем результативности воспитательных усилий школы является гражданская зрелость выпускника, разносторонность его интересов, умение правильно воспринимать и оценивать сложнейшие жизненные процессы, вносить в них новое. Важно воспитать у школьников твердые убеждения, выработать четкие нравственные критерии, которые им нужны в анализе современной обстановки. Перестройка школы нацеливает учителя трудового обучения и технологии так формировать сознание ученика, чтобы он мог осмысливать свой жизненный путь во всей сложности жизненных, трудовых, эстетических взаимосвязей. При этом в первую очередь следует раскрывать эстетику труда и созидания. Приобщение детей к творчеству – верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Общеобразовательная школа должна научить школьника постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. Как тут не вспомнить высказывания В.А. Сухомлинского: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка – на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша». На занятиях по технологии, ребенок создает реальную вещь, а не компьютерный образ или математическую модель. При этом учащийся обретает уверенность в себе, своих возможностях, ощущает себя равноправным членом общества. При этом высшее мастерство учителя состоит не в том, чтобы навязать учащимся свое видение, а в том, чтобы подвести их к самостоятельному открытию значимости своего труда.

Опыт народа, мудрость поколений – вот без чего нельзя воспитать полноценную личность. Нельзя познать чужую культуру, если отказался от своей собственной. Забывая культуру и историю своего народа, мы тем самым предаем забвению глубинную историческую память народа. В нашей школе возрождают изучение народных традиций.

Задачей номер один для всей системы образования становится воспитание духовно-нравственной культуры. В учебном плане выделены специальные часы для бесед об этике, этикете, нравственности.

Планируя свои уроки, ставлю задачу – расширять и углублять знания и представления учеников о национальной культуре. Для выполнения практических работ использую такие объекты Труда, которые характерны именно русскому народу. Например, в 5-хклассах по программе мы шьем фартук и косынку, но почему именно «косынку», ведь в санитарную форму можно включить колпак, пилотку. Почему используется универсальная косынка? Приобщая девочек к национальной культуре, мы теперь шьем кокошник. Кокошник самый популярный головной убор женщины, для его украшения мы используем вышивку и отделочные материалы. Важно не просто выполнить работу, а подвести основание, обосновать и заинтересовать.

Занимаясь любой деятельностью, использую народные сюжеты: вышиваем мешочек для рукоделия – подбираем образ птицы, символ благополучия и счастья, изучаем ткани – выполняем орнамент, при этом составляем его грамотно, с учетом знаковой символики. Ведь орнамент несет не только художественные, но и магические функции. Вышиваем крестом старые соборы, бисером – кремль, в технике лоскута – птиц.

В народной педагогике особое значение всегда придавалось трудовому воспитанию. Когда дети узнают о народных промыслах, у них появляется желание сделать что-нибудь своими руками. Они с радостью учатся рукоделию: бабушка и дедушка умели, а мы что хуже, что ли? Уже стало традицией организовывать выставки под знаком преемственности поколений: на них представлены работы, например, вышивальщиц крестом ХIX в. и работы учащихся выполненных сегодня. Интересны и работы по образцу, т.е. используя старую работу, уже потерявшую свой эстетический вид. Ученица выполняет новую вышивку. Школьники получают возможность сравнивать, анализировать. Это помогает им восстановить связь поколений, задуматься о том, что и их работы, возможно, с таким же вниманием будут рассматривать потомки. У них формируется совсем иное отношение к учебе, работе, жизни. Обобщая опыт преемственности поколений, использования краеведческого материала на базе нашей школы проходил областной семинар.

На уроках трудового обучения девочки не только изготавливают тряпичных кукол, одевают их, но и создают кукольный спектакль «Свадебный обряд». В обрядах и праздниках, в народной педагогике следует искать те фундаментальные устои, благодаря которым народ жив и полон энергии для развития. Такие качества, как гостеприимство, уважение к старшим, любовь к детям и родной земле, взаимопомощь – основа народной педагогики.

Надо не только обучать, но и воспитывать, давать ребенку возможность реализовать себя. Собирая краеведческий материал, нас особенно поразило количество примет, обрядов связанных с Пасхой. Нами были собраны около тридцати способов украшения яиц, составлена картотека рецептов куличей. Девочки не только красят яйца, но и оформляют стол в народных традициях, поют песни, играют «катают яйца». Много материалов собрано о Масленице, Рождестве, Святках. Узнали и новые праздники.

«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается». Труд как воспитательное средство возможен как часть общей системы, Я стараюсь использовать опыт семейных традиций, укладов, одно их важных направлений моей – это краеведение. Работа ведётся начиная с 5-гокласса: мы устраивали конкурсы, кто больше знает пословиц «О труде», «О хлебе», о рукоделии, составляли картотеки старины, рецептов блинов, способов заваривания чая. Изучали историю рукоделий, популярных в Амурской области, знакомились с людьми старшего поколения, записывали их воспоминания. Нам было интересно, как жили люди в давние времена.

В 2000 году в нашей школе был открыт музей, теперь мы работаем совместно, оформляем общие экспозиции: «Быт русской деревни», «Городской быт ХIХ века», «Русский народный костюм», «Школьная форма», «Вышивка крестом: история и современность». В дни празднования Победы мы много говорим о наших воинах, об их подвигах, но редко вспоминаем о том, что воины-герои, прежде всего люди. Они живут, носят одежду, влюбляются, стараются украсить свой быт. Мы стараемся изучить все до мелочей. Основной метод в краеведческой деятельности – это поиск, поднимающийся до уровня исследования. Результаты такой деятельности систематизируются в виде отчетов и творческих работ, используются на школьных научных конференциях. Вот уже 3 года в нашей школе действует научное общество учащихся «Парус», проводятся научно-практические конференции. Все три года наш исследовательский кружок «Берегиня» не только участвует, но и является призером и лауреатом. Мы представляем следующие работы:

  • Образ птиц в народных обрядах.
  • Магическая роль одежды.
  • Образ птиц в творчестве народов Приамурья.
  • Лоскутная техника и экология.
  • Терапия творчеством.
  • Основные течения молодежной моды. История и современность.
  • Имидж и социальный успех.

Что дал нам этот поиск? Дети научились брать интервью, вести беседу – умно и уважительно – с людьми, которые намного старше и со своими сверстниками.
Итак, высшая цель общения человека с народным творчеством – это выработка потребности к самосовершенствованию и совершенствованию всего окружающего мира. Такому человеку нетерпимо видеть грубо сделанное изделие, особенно если это результат его собственного труда. Это характеризует его как гражданина, человека требовательного как к окружающим, так и к самому себе.

Приложение

Следующий: