Формирование грамотности чтения через использование компетентностно-ориентированных заданий при изучении вопросов географии в 8-м классе

За последние годы образование в мире
претерпевает значительное изменение
приоритетов. Изучение материалов
национальных исследований в странах ОЭСР,
позволило экспертам обобщить ожидания от
результатов школьного образования родителей,
работодателей, общественности. Образование
связывают с такими понятиями, как «хорошая
работа», «экономический успех»,
«квалифицированный персонал», «здоровье»,
«благополучие», «качество жизни». Эти выгоды
связаны с приобретенными в процессе учебы
компетенциями.

Теории, ориентированные на компетенции
образования формировались с 70-ых годов XX века.
Понятие «компетентность» отличается
открытостью, поэтому успешно проецируется на
различные учебно-психологические,
учебно-организационные и
образовательно-политические концепции, а также
наполняет цели и содержание образования на всех
его этапах на протяжении всей жизни человека. Для
образования важно было определить значение
этого понятия, разделить термины
«компетентность» и «компетенция», разработать
критерии и инструменты их измерения, ответить на
вопрос можно ли научить компетентности и как это
сделать.

Одним из широкомасштабных исследований на
проблеме компетенции было исследование ОЭСР:
«Определение и выбор компетенций. Теоретические
и концептуальные основы (DeSeCo). В исследовании
компетенции рассматривались относительно
хорошо функционирующего общества и успешной
жизни в нем каждого. Программа DeSeCo была
разработана для сравнительного анализа
множественных подходов и перспектив в отношении
компетенций, для поддержки диалога и обмена
мнениями в этом вопросе. Главная задача
программы заключалась в определении
обоснованного набора ключевых компетенций. В
отчете отмечалось, что системы оценки
компетенций следует разрабатывать на основе
опыта, приобретенного в уже проделанных
исследованиях, в частности, в «Программа
международной оценки учащихся (PISA) и в
«Исследование грамотности и жизненных навыков
взрослых» (ALL).

Сегодня российское образование стоит перед
решением задачи, которую решают образовательные
системы всех развитых стран — формирование
ключевых компетентностей граждан средствами
образования, провозглашенных в «стратегии
модернизации содержания общего образования» (2001
г.) и директивно зафиксированных в «концепции
модернизации российского образования на период
2010 года» и в «Федеральной целевой программе
развития образования на 2006-2010 годы».

Региональный рынок труда Кировской области
должны получать от системы образования
специалиста обладающего высоким уровнем
компетенции. Компетенция как результат
образования выражается в готовности субъекта
эффективно организовать внутренние (например,
знания, умения, ценности) и внешние (например,
людей, информацию) ресурсы для достижения
конкретной цели. Компетенция проявляется в
освоении субъективно новой деятельности, в
процессе которой необходимо выполнять
алгоритмизированные действия.

Выстраивание профессиональной и личной
компетенции обучающихся осуществляется на
основе сформированных у них ключевых
компетентностей. Компетентность -
непосредственный результат образования,
выражающийся в овладении определенным набором
способов деятельности, который социально
востребован, является предметом запроса
работодателей и государства. Перечень ключевых
компетентностей, приведенных ниже, является, в
настоящее время актуальным в социально-экономической
ситуации Кировской области.

  • рефлексивная компетентность позволяет
    самостоятельно ставить задачи; осваивать знания
    и умения, необходимые для их решения; выявлять
    пробелы в своих знаниях и умениях; позволяет гибко
    изменять свою индивидуальную образовательную
    траекторию, строить собственную
    профессиональную карьеру.
  • технологическая компетентность позволяет
    осваивать и грамотно применять технологии,
    технологически мыслить в различных ситуациях.
  • проектная компетентность позволяет
    моделировать образ будущего и обеспечить своими
    действиями его воплощение в жизнь, способствует
    продуктивной деятельности.
  • коммуникативная компетентность позволяет
    использовать ресурс коммуникации для
    решения вопросов.
  • информационная компетентность позволяет
    принимать осознанные решения на основе
    осмысленной информации
  • социальная компетентность позволяет
    использовать ресурсы других людей и
    социальных институтов для решения задач

Российская школа пока в незначительной степени
ориентирована на формирование ключевых
компетенций. Есть дисциплины, которые в силу
своего содержания имеют компетентностное
наполнение. Однако, смысл компетентностного
образования в том, чтобы все школьные предметы в
комплексе решали некоторые общие задачи, отчасти
они просматриваются в федеральном компоненте
государственного образовательного стандарта.
Во-первых, во вводных разделах, предваряющих
предметные стандарты для каждой ступени
образования, формулируются общие учебные умения,
навыки, способы деятельности, которые должны
формироваться v школьника в результате освоения
содержания на данной ступени. Во-вторых,
требования к уровню подготовки выпускников по
многим предметам, предполагают овладение
однотипными умениями, связанными с анализом
информационных источников и научными методами
познания. Однако даже эти признаки
компетентностного подхода не всегда
присутствуют в реальном содержании обучения
большинству предметов.

Один из способов реализации компетентностного
подхода — составление и использование заданий в
формате PISA. Специфика задач PISA заключается во
многом в том, что условия и вопросы заданы, как
самостоятельные, и на первый взгляд не связаны
друг с другом. Связать условия и вопросы — задача
ученика. Для подобного «связывания» необходимо
привлечение личного опыта, дополнительной
информации, необходима работа с контекстом.
Отсюда и дизайн задач PISA они чаще всего
представляют собой описание ситуации (кейс),
взятые из реальной жизненной практики. Ни
условия задачи, ни форма вопроса не привязаны
жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод
жизненной ситуации в предметную и составляет
трудность задач. Каждая задача, ситуация, случай,
требующий решения вопрос, условия задачи
соотносятся с личным опытом, дополнительной
информацией из других разделов, следовательно,
задачи PISA являются интегрированными.

Составляя задачи в формате PISA необходимо
учитывать их следующие признаки:

  • условия представлены в зашумленном виде, есть
    условия, которые не требуются для ответа на
    вопрос; много лишних деталей, а часть необходимой
    информации может отсутствовать, она
    обнаруживается, например в вопросе:
  • необходимая информация представлена в разных
    форматах (текст, графики, таблицы и т.д.).
  • необходимая информация задана в логике
    отнесения ее не к конкретному предмету (учебному
    или научному), а к конкретной жизненной ситуации,
  • форма требуемого ответа не задана или задана в
    зашумленной форме. Ответ, согласно вопросу,
    должен соответствовать требованиям, которые
    даже не были сформулированы четко.
  • Задания в формате тестов PISA позволяют учителю
    решить одновременно несколько задач:
  • оценить уровень развития письменной
    компетенции учащихся, г. е насколько ученик в
    состоянии разобраться в тексте и дослать из него
    необходимую информацию
  • оценить уровень развития предметных знаний и
    умений
  • оценить уровень развития общеучебных умений и
    навыков (интеллектуальных, познавательных,
    культуру письменной и устной речи и т. д.)
  • оценить способность самостоятельно
    приобретать знания и выбирать способы
    деятельности, необходимые для успешной
    адаптации в современном мире. т. е результативно
    действовать в нестандартных ситуациях;
  • формировать познавательный интерес к предмету
    через развитии исследовательской компетенции.
  • способствует сравнению прогресса учащихся в
    отношении каждого учебного предмета и
    образования в целом; определяют пути для
    понижения различий между текущими и ожидаемыми
    результатами.

В рамках эксперимента по развитию
исследовательских умений учителя и учащихся,
работающих по проблеме
компетентностно-ориентированного обучения мною
по предмету география были разработаны задания в
формате PISA по теме «Население России», первая
тема в программе по изучению экономической и
социальной географии России, которая начинается
в 8 классе и продолжается в течение всего 9 класса.
В течение нескольких уроков учащиеся изучали
новую тему, её понятийный аппарат, теоретические
основы. Содержание темы «Население России» включает
в себя следующие элементы: численность населения
и её динамика; естественный прирост,
воспроизводство населения, миграции и
миграционный прирост, как факторы, влияющие на
численность населения; структурные особенности
населения (этнолингвистические, половозрастные,
религиозные).

Тест по теме «Население России»

1

. По числу жителей (144,8 млн. чел) Россия
занимает 7 место в мире после Китая, Индии, США,
Индонезии, Бразилии, Пакистана. В ближайшее время
ее могут опередить Нигерия и Бангладеш, так как,
начиная с 1992 года, население страны постоянно
сокращается. Резкое сокращение численности
населения страны называется демографическим
кризисом, которое может грозить демографической
катастрофой. Современное сокращение российского
населения далеко не первое. В 19 веке в Росси
произошло 5 крупных демографических катастроф. В
20 веке — 4. 3 первых периода убыли населения
обусловлены гигантскими
социально-экономическими потрясе6ниями, которые
испытала Россия (I мировая война, революция 1917
года, гражданская война 1914-1922 г.г.,
коллективизация, репрессии, голод 1933-34 года, ВОВ
1941-1945), потери от которых оцениваются от 57 до 94
млн. человек. Кроме того в 20 веке были еще
русско-японская война, военные конфликты с
Японией и Финляндией, война в Афганистане,
военные действия в Чечне. Всего же за 20 век страна
недосчитала 120 млн. чел. Другой фактор снижения
численности населения — снижение естественного
прироста — разности между числом родившихся и
умерших за определенный период. С середины 80-х
г.г. 20 века он начал стремительно снижаться и
сменился естественной убылью. Это было связано с
изменением типа воспроизводства населения,
переходом от традиционного типа к современному.
Если раньше для России были характерны высокая
рождаемость, относительно низкая смертность и
поэтому высокий естественный прирост, при
условии отсутствия регулирования рождаемости в
семье и ранних браков, то сейчас воспроизводство
отличается низкой рождаемостью, смертностью,
низким естественным приростом, при этом скорость
перехода к современному воспроизводству была
очень высока, так как Россия запаздывала по
равнению с Европой почти на 100 лет. Прогнозы
изменения численности населения России сильно
различаются (в млн. чел.):


Варианты прогноза 2000 г 2005 г 2010 г 2020 г 2025 г
Средний 146 144 140 135 130
Пессимистический 144 140 134 130 125
Оптимистический 147 147 145 146 147

Оцените прогнозы динамики численности
населения России. Какой кажется вам наиболее
реальным? Ответ аргументируйте.

2

. На протяжении почти целого столетия
средняя продолжительность жизни в России
увеличивалась. Начиная с 1897 г. средняя
продолжительность жизни более чем удвоилась и к
1980 году составила в среднем 70 лет (у женщин — 75, а
у мужчин — 65). После этого началось его сокращение.
Сейчас средняя продолжительность жизни
россиянина — 65-66 лет. Это намного меньше, чем в
большинстве развитых стран. Ни в одной из них нет
такой разницы в продолжительности жизни мужчин и
женщин. Средняя продолжительность жизни в
некоторых странах мира составляет:


Страны Все население В том числе
мужчины Женщины
Россия 65 59 74
Великобритания 77 74 79
Германия 76 73 80
Италия 78 75 81
Япония 80 77 83
США 76 73 80

Какова на ваш взгляд причина такой ситуации в
России? Может ли она измениться в ближайшем
будущем?

3.

а) Население Советского Союза было
многонациональным, однако советскими учеными
согласно основной партийно-государственной
идеологии, марксистко-ленинской философии и
основным идеям научного коммунизма, население
СССР определялось как «советский народ» — новая
историческая, социальная и интернациональная
общность людей, образовавшаяся в СССР в
результате социалистических преобразований и
сближения трудящихся классов и слоев, наций и
народностей, имеющих общую родину и территории,
единую, основанную на общественной
собственности на средства производства,
экономику; единую по социалистическому
содержанию и многообразную по национальным
особенностям культуры; национальные,
межнациональные языки; федеративное
общенародное государство и общую цель -
построение коммунизма» (Андропов Ю.В., 60 лет СССР,
М; 1982).

б) Согласно теории этногенеза Л.Н. Гумилева,
носителями культуры являются этносы -
устойчивые сложившиеся коллективы людей,
противопоставляющие себя всем прочим
аналогичным коллективам (эллины — варварам,
китайцы — людям Срединного царства, арабы -
нечестивым, православные — нехристям и т. д.). Все
эти коллективы различаются по языку, иногда по
системе идеологии, происхождению, и, главное, по
исторической судьбе. Каждый этнос имеет свои
неповторимые стереотипы и нормы поведения,
которые негласно существуют во всех областях
жизни и быта. Соприкасаясь с другой нормой
поведения, в другом этносе, удивляются
чудачествам другого народа (например, арабы
считали бесстыдством незакрытые лица
французских дам, а крестоносцы — многоженство,
такие деликатесы китайской кухни, как мясо
маленьких собачек, изумляют всех некитайцев). Из
нескольких этносов, возникших в определенном
регионе, взаимосвязанных экономическим,
политическим и идеологическим общением,
формируются суперэтносы (например,
мусульманский). Становление новых этносов
приурочено к регионам стыка двух и более
ландшафтов. Так основные процессы формирования
этносов в Евразии происходили при сочетании
горного и степного ландшафтов на Востоке,
лесного и лугового — на Западе, степного и
оазисного — на Юге, лесотундры и тундры — на
Севере. Народы, населяющие монотонные ландшафты,
например — степи (печенеги, кыпчаки), и в
этническом, и в социальном плане стабильны, а вот,
например, на Ближнем Востоке при сочетании гор,
моря, пустынь и речных долин новые этнические
комбинации возникали часто. Море было составной
частью развития этносов в двух известных истории
случаях: это культурные общности на берегах
Северного Ледовитого океана (эскимосы) и в
Полинезии. Монотонный ландшафтный ареал
стабилизирует обитающие на нем этносы,
разнородный — стимулирует изменения, ведущие к
появлению новых этнических образований.

Рассмотрите формирование «советского народа»
с точки зрения теории этногенеза Л.Н. Гумилева.
Какие выводы вы можете сделать?

4.

Религиозный состав населения РФ
складывается из представителей 3 мировых
религий: христиан, мусульман и буддистов.
Довольно значительна в нашей стране доля
атеистов — людей, не исповедующих никакой
религии. На территории России встречаются так
называемые традиционные верования: шаманизм,
тотемизм, анимизм, родовые культы, магия и т.д. Они
распространены у народов Севера, Сибири и т.д.
Широко распространен иудаизм — национальная
религия евреев. Наиболее крупные общины иудеев
находятся в больших городах: Москве,
Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и т.д. После
распада СССР на территории России
активизировалась деятельность различных
зарубежных конфессий. Поэтому одним из ключевых
вопросов в развитии нашего многонационального и
много-конфессионального государства является
проблема мирного сосуществования
представителей различных национальностей и
конфессий.

В каких районах РФ находятся районы
соприкосновения различных религий? В каких
регионах России по вашему возможно
возникновение этнорелигиозных конфликтов?
Обоснуйте свою точку зрения.

5.

В 90-е годы Россия вступила в период быстрого
снижения ежегодной рождаемости. В СМИ давали
чисто эмоциональные, лишенные подчас серьезных
научных аргументов оценки причин проявившихся в
стране процессов депопуляции, когда смертность
резко превысила рождаемость. В этой связи:

1) нельзя приуменьшать трудности переходного
периода, нестабильности экономической и
политической обстановки, снижение уровня жизни.

2) наметившийся в стране спад рождаемости,
вероятно, связан с первым спадом рождаемости в
конце 60-х годов, обусловленным последствиями
низкой рождаемости в военные годы. В 90-е годы в
возрастную группу наибольшей плодовитости (20-29
лет), на долю которых приходится более 2/3 ежегодно
рождающихся детей, вступили малочисленные
контингенты женщин, родившиеся во второй
половине 60-х начале 70-х годов (т.е. дочери тех, кто
родился в военные и первые послевоенные годы).
Речь идет о своеобразных демографических волнах.

3) в масштабах такого федеративного
государства, каким является Россия, цели и
средства демографической политики должны
определяться спецификой и характером регионов. У
каждого народа, проживающего на территории
нашего государства, свои этнические особенности,
культурные наследия, образ жизни, традиции (в т.ч.
в области планирования семьи).

Поэтому цели и средства демографической
политики в России д.б. «регионализарованны». Не
могли бы вы указать на демографическую специфику
отдельных регионов России? Какие мероприятия в
свете реализации национального проекта
«Демография» вы могли бы указать, как наиболее
реальные для данных регионов?

6. В таблице приведено число населенных
пунктов разной численности населения в России.

Какая здесь есть закономерность? Где она
нарушается? С чем эта закономерность связана?


Без населения 13 032
До 10 человек 34 803
От 11 до 50 человек 37 337
От 51 до 100 человек 14 804
Свыше 100 человек 55 314
100 тыс. человек и менее 27 070
От 100 до 250 тыс. человек 93
От 250 до 500 тыс. человек 42
От 500 тыс. до 1 млн. человек 20
Более 1 млн. человек 13

7.

Вся обитаемая территория, расположенная за
городскими поселениями, называется сельской
местностью. Сельские населенные пункты
разнообразны оп величине, внешнему облику и
выполняемым функциям. В горных районах Северного
Кавказа — аулы. В южных районах, где расселялись
казаки — станицы, которые по числу жителей не
редко превосходят города. В Центральной России
люди издавна селились в селах — довольно крупных
поселениях с церковью, магазином или в более
мелких поселениях — деревнях. Гораздо реже в
России встречаются хутора — отдельные усадьбы,
удаленные от села или деревни.

Справедливо ли утверждение: «Каждой природной
зоне соответствует свой тип сельской
местности»? Приведите аргументы в пользу своей
точки зрения.

8

. Перемещение людей из одного постоянного
места жительства в другое называется миграцией.
В дополнение к традиционным типам и видам
миграции в настоящее время особо выделяют так
называемую трудовую миграцию, которая возникла в
90-е годы в период дестабилизации
социально-экономического положения. Выделяются
районы, где доля безработных в процентах от
экономически активного населения:


Ниже общероссийского уровня Выше общероссийского уровня
1. Москва — 4,81 1. Республика Ингушетия — 51
2. Разянская обл. — 7,1 2. Республика Калмыкия — 30,8
3. Самарская обл. — 8,6 3. Республика Дагестан — 30
4. Нижегородская обл. — 9,1 4. республика Карачаево-Черкесия — 25,5
5. Московская обл. — 9,5 5. Еврейская АО — 23,9

Проанализируйте таблицу и попытайтесь
сформулировать ответ на вопрос, как
взаимосвязаны рост безработицы во второй группе
регионов и её снижение — в первой?

Как вы оцениваете влияние трудовой миграции на
социально — экономическую ситуацию в России?
Аргументируйте свою точку зрения.

9.

Столица России — Москва — крупнейший
промышленно-транспортный узел, центр науки и
культуры. Возникший в 12 веке (первое упоминание в
летописи 1147 г) как небольшая крепость на окраине
Владимиро-Суздальской Руси, город Москва уже
через столетие претендует на роль общерусского
центра, а затем и столицы России. Стремительный
рост города, его роди среди центров русских
княжеств определили ряд факторов:
географическое положение (междуречье Оки и
Волги), исторический фактор (ослабление
конкурентов Москвы, особенно Твери, в результате
нашествия татаро-монголов), превращение Москвы в
центр русской православной церкви, что резко
усилило воздействие Москвы на многие русские
земли. Население Москвы уже к концу 14 века
насчитывало более 30 тыс. человек, а по данным
первой российской переписи 1897 года число жителе
Москвы превышало 1 млн. человек. К 1959 году
население Москвы превысило 6 млн. человек, 1990 году
- около 9 млн. человек, а в 2007 — более 10 млн.
человек. Для Москвы характерно также, что ее
дневное население значительно превышает ночное,
т.к. более 600 человек ежедневно приезжают в Москву
на работу, а около 200 тыс. москвичей работает в
Подмосковье.

В 1703 году основан Петром I Санкт-Петербург,
самый северный из крупнейших городов мира,
который стал выполнять столичные функции.
Построенный в устье Невы у Финского залива, на
стыке морского и речного путей, Санкт-Петербург
является крупнейшим промышленным и транспортным
узлом, центром науки и культуры. Население города
к началу 19 века составляло 220 тыс. человек, к концу
19 века Санкт-Петербург обгоняет Москву по числу
жителей (1897 г — 1265 тыс. чел.). С переводом столицы в
Москву в 1918 году рост числа жителей замедлился. В
годы ВОВ и в период блокады погибло от голода
более 800 тыс. ленинградцев. В настоящее время
численность населения Санкт-Петербурга
составляет около 6 млн. человек, включая 8 городов
(Кронштадт, Колпино, Пушкин, Петродворец и т.д.) и 17
поселков городского типа.

Если бы возник вопрос о переносе столицы России
в настоящее время, в какое место вы бы предложили
ее перенести и чем бы при этом руководствовались,
учитывая перспективы изменения климатических
характеристик в регионе Санкт-Петербурга в
условиях глобального потепления климата?

Приложение.

Следующий: