Формирование экологической культуры через урок географии в классах VII вида

При обобщении многолетнего опыта работы в
классах VII вида, автором был сделан вывод о том,
что эффективнее всего формирование
экологической культуры при работе с детьми с ЗПР
возможно через непосредственное общение ребёнка
с природой, через эколого-краеведческое изучение
своего города, через прямое расширение
экологической информации (введение
дополнительных сведений при изучении ряда тем и
разделов школьного учебника) в наглядной и
доступной форме. Наиболее доступными и
эффективными приёмами обучения в классах VII вида
являются:

1. Демонстрация схем, таблиц, диаграмм,
видеофильмов, плакатов, рисунков, фотографий,
презентаций с использованием информационных
технологий. При данном виде работ возможно
привлечение детей к созданию демонстрируемого
наглядного материала.

2. Практические работы оценочного
характера, проводимые на уроках под руководством
учителя, такие как “Ликвидация аварии при
транспортировке нефти” в 6 классе, на которой
ребята знакомятся с последствиями аварии при
перевозке нефти. И как бы ликвидируя последствия
аварии, пытаются отмыть нефть (машинное или
растительное масло) с птичьего (куриного,
гусиного) пера.

3. Экскурсии и работы на местности, такие
как, “Описание источника”, “Определение
источников загрязнения окружающей среды нашего
микрорайона”. Отработка правил поведения в
природе.

4. Чтение текста с комментариями о
кислотных дождях, парниковом эффекте, об
озоновых дырах, о проблемах озера Байкал.
Знакомство с “Красной книгой”.

5. Рассказы — презентации Power Point, такие
как об исследованиях Ж-И. Кусто, об истреблении
лесов Амазонии, о катастрофе на Чернобыльской
АЭС и её последствиях.

6. Заочные экскурсии — презентации Power Point
по заповедникам России проходят на уроке
“Заповедное дело в России”. Ребята знакомятся с
формами ООПТ и распределением заповедников по
территории России. Заслушивают доклады о
различных заповедниках России и о Полистовском
заповеднике (региональный компонент). Знакомятся
с картой заповедников России и наносят на
контурные карты наиболее известные, обозначают
на настенной карте местоположение заповедников
яркими кружками. Заочную экскурсию можно
совершить при изучении темы “Озеро Байкал”.

7. Урок-конференция. Например,
“Экологические проблемы Южной Америки”. Класс
разбивается на четыре группы: гидрологи,
геоморфологи, геологи и биологи.

Гидрологи – вывешивают на доску таблички с
названием рек различных материков, из которых
надо выбрать только реки материка Южная Америка
и нанести их на контурную карту. Поднимается
проблема загрязнения рек.

Геоморфологи – вывешивают на доску названия
форм рельефа разных материков. Ребята отбирают
правильные названия. Показывают их на карте.
Презентация “Изменение рельефа в результате
антропогенного воздействия”.

Геологи – Наносят на настенную карту значки
полезных ископаемых осадочного и магматического
происхождения, рассказывают об экологических
проблемах, возникающих при добыче полезных
ископаемых.

Биологи – из демонстрируемых на фотографиях
представителей животного и растительного мира
предлагают выбрать виды, встречающиеся на
материке Южная Америка. Просмотр фрагмента
фильма о заповедниках и национальных парках.

В заключительной части урока составляются
рекомендации, о том, что надо сделать, что бы
оградить природу Южной Америки от
отрицательного воздействия человека.

8. Изучение проблемы через проектную
деятельность:
“Как влияет климат на
здоровье человека”, “Урбанизация и здоровье
человека”.
9. Составление экологического словаря.
Этот вид работы начинается в 6 классе и
продолжается до 9 класса.
10. Организация наблюдений за погодой.
Возможно привлечение Интернет-ресурсов в виде
календаря погоды на Gismeteo.ru.
11. Выработка правил поведения в природе. Возможно
проведение конкурса на лучшее оформление правил
или составление презентации.
12. Знакомство с правовыми основами бережного
отношения к природе (Ст.58 Конституции Российской
Федерации, Закон РФ “Об охране окружающей
природной среды”).

При работе с детьми с ЗПР необходимо проведение
специальной коррекционной работы. Для этого были
составлены коррекционные задания экологической
направленности:

1. Работа с

терминами. Новые
экологически понятия, вводимые на уроке,
записываются на доске, проговариваются (вслух
всем классом отдельными учениками, учителем),
записываются в экологический словарь.

2. Составление рассказа по опорным словам

.
Можно предложить учащимся составить рассказ о
будущем планеты Земля со словосочетаниями
“кислотный дождь”, “озоновая дыра” и
“парниковый эффект”.

3. Нахождение лишнего элемента

.

- Найдите лишние буквы – В У Л П К А Р Н.
- Найдите лишнее слово – тур, зебра Квагги, бизон.

4. Нахождение ошибок в тексте.

5. Разделение понятий или картинок на
группы.
Разложите на две группы картинки с
изображением следующих животных: странствующий
голубь, кабан, лось морская корова, тур, бурый
медведь.

6. Работа с “пазлами”.

- Из предложенных элементов сложите картинку с
изображением террикона.
- Соберите тему урока из букв, которые находятся в
выданных конвертах.

7. Дополнение записей. Слово на доске
записано половиной букв. Необходимо
восстановить запись.

8. Чтение слов при помощи цифр. Прочитайте
слово, расставив цифры по порядку.


О Г К Э О И Я Л
13 22 10 8 21 25 30 17

9. Рисование предмета глазами, например
озера, горы, впадины.
10. Подбор пропущенных букв или слов в тексте.
11. Восстановление последовательности. Учащимся
предлагаются карточки для запоминания в
определённой последовательности. Затем они
меняются местами и необходимо восстановить
последовательность.

В течение последних лет автором проводилась
целенаправленная работа по экологизации
географических знаний в классах YII вида с
использованием всех вышеперечисленных приёмов
обучения. Кроме этого было составлено
тематическое планирование с выделенной
экологической составляющей. В результате такой
работы учащиеся стали более уверенно
ориентироваться в проблемах взаимодействия
человека и природы, они получили целый спектр
экологических знаний, которые помогли им
сформировать определённые, соответствующие их
возрастным и индивидуальным особенностям,
экологические убеждения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеев С.В. Задания и практические работы по
    экологической оценке состояния окружающей
    среды. –С.-Пб.,1992, -С.26.
  2. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии.
    –М. ;Просвещение, 1995, -С.66.
  3. Суслов В.Г. Развивающие упражнения на уроках
    географии. –М. ;АСТ.Астрель, 2004, -С.35-43.

Следующий: