Физико-географическое положение Северной Америки. История открытия

Цели и задачи урока:

Сформировать у учащихся представление
о физико-географическом положении Северной
Америки.

Оборудование:

Карта полушарий или физическая карта
мира, физическая карта Северной Америки.

Учащиеся должны знать :Роль экспедиций
в открытии материка, основные черты строения и
рельефа Северной Америки, давать описание
физико-географического положения материка.

Учащиеся должны уметь : выбирать карты
нужного содержания в зависимости от учебной
задачи и устанавливать на основе анализа главные
черты компонентов рельефа и природы.; показывать
на карте указанные в программе географические
объекты.


Ход урока

1. Организационный момент

……………..и встает
живьем
страна
Фенимора
Купера
и Майна Рида….

В. Маяковский

Ребята… сегодня мы с вами
отправляемся в удивительное путешествие к
берегам нового материка. Северная Америка.

Открытие материка

Кто знает, сколько раз открывали
Северную Америку?

Далее учитель рассказывает об истории
открытия материка, или учащиеся работают с
текстом учебника. В результате работы они должны
составить хронологию открытия и изучения
материка. Запись в тетрадях можно вести в
произвольной форме или в виде таблицы, причем в
таблице указаны только фамилии и имена
путешественников, а первую и последнюю колонки
(“дата” и “событие”) учащиеся заполняют сами.

Открытия Америки — Нового Света —
связано с поисками морского пути к Индии, ее
открыл в 1492 г. Христофор Колумб. Однако, как
выплывает из скандинавских саг, это открытие не
было первым. Ранние плавания европейцев к
северо-восточным берегам Северной Америки
состоялись еще в Х веке. Около 982 г. в Гренландии
поселился с несколькими спутниками Эрик Рауди
(Рыжий), изгнанный из Исландии за тяжелые
преступления. В 1000 г. сын Эрика, Лайф Счастливый
снарядил судно, на котором, двигаясь из
Гренландии на юг, достиг скалистой земли, которую
назвал Хеллуланд, — “Страной плоских камней”
(очевидно, это был полуостров Лабрадор).

О некоторых исследователях можно
заслушать сообщения.(Приложений
1
).

– Найдите на карте Северной Америки
географические объекты, названные в честь
мореплавателей и путешественников и подпишите
их на контурной карте.(работа с интерактивной
картой и контурными картами)

(Портреты путешественников, чьи имена
есть на карте, выводим на экран, можно
распечатать и закрепить магнитами на доске).(Приложение 2)

Джордж Ванкувер –

английский
мореплаватель. Участник 2-го и 3-го плаваний Дж.
Кука (1772—1779). В 1790—1795 совершил кругосветное
плавание с заходом в залив Аляска, включая залив
Кука)…..

Гудзон Генри

(известный английский
путешественник и исследователь полярных
территорий) -…

Барроу Джон

(1764-1848, английский
географ) – …

Врангель Фердинанд Петрович

(1796-1870,
русский мореплаватель, адмирал, исследователь
Арктики) – …

Баффин Уильям

(английский
исследователь) – …

Беринг Витус Ионассен

(1681-1741, офицер
русского флота, по национальности датчанин) – …

Чириков Алексей Ильич

(1703-1748, русский
мореплаватель, капитан-командор)

Шелехов Григорий Иванович

(1747-1795,
русский купец-предприниматель) – …

Росс Джеймс Кларк

(английский
полярный исследователь) – …

2. Изучение нового материала

Описание ФГП материка ученики
выполняют самостоятельно по известному
плану,так как в достаточной степени владеют
приемом определения географического положения
материка. После этого учитель предлагает
сравнить географическое положение Южной и
Северной Америки.

Работа оформляется в виде таблицы:

Сравнение географического положения
Северной и Южной Америки


Северная
Америка

Южная
Америка

Сходства

Различия

Контроль понимания изученного:
учитель читает характеристики географического
положения, а ученики, не пользуясь картой,
отвечают, соответствует ли данная
характеристика географическому положению
Северной Америки или нет.

  • Пересекается экватором.
  • Полностью лежит в западном полушарии.
  • Дальше других материков заходит за северный
    полярный круг.
  • Омывается Тихим, Атлантическим и
    Северно-Ледовитым океанами.
  • От Евразии отделяется Беринговым проливом.
  • Крайней северной точкой является мыс Принца
    Уэльского.
  • Северная Америка больше вытянута с севера на юг,
    чем с запада на восток.

Физкультминутка :


Раз, два, три, четыре, пять,
Время ножкам побежать,
Спинке бодро разогнуться,
Ручкам кверху потянуться.

Десять раз присесть и встать,
Чтобы расхотелось спать.
Десять раз вперед нагнуться,
Десять раз назад прогнуться.

Учитель обращает внимание учащихся,
что Северная Америка имеет самую длинную
береговую линию среди материков – 75 600 км. Больше
изрезано северное побережье, но объяснять этот
факт они будут на следующих уроках. Затем в
тетрадях заполняется таблица с основными
географическими объектами:


острова

полуострова

заливы

моря

проливы

Работа проводиться по группам, каждая
группа заполняет “свою” колонку, а несколько
учеников по очереди человек у доски по
интерактивной карте находят их и наносят
названия географических объектов.


3. Закрепление:

Кто первым прошел проливом между
Северной Америкой и Евразией? В честь кого были
названы Командорские острова? Кого называют
русским Колумбом?

При помощи “Виртуальной школы Кирилла
и Мефодия”(интерактивное пособие) проводим
географический тренажер.

(При возможности каждый ученик
самостоятельно на ноутбуках(мобильный класс))или
у доски. При помощи указателя мыши перенесите на
карту названия географических объектов Северной
Америки.

Домашнее задание : § 51 ( по
учебнику Душина, Коринская)

Выполнить работу в контурных картах по
заполнению береговой линии.

Моря:

Баффино, Берингово, Карибское;

Заливы:

Гудзонов, Мексиканский,
Калифорнийский, Фанди; проливы: Берингов,
Гудзонов, Девисов;

Острова:

Гренландия, Баффинова
Земля, Канадский Архипелаг, Ньюфаундленд,
Большие Антильские – Куба, Гаити; Багамские,
Бермудские, Алеутские;

Полуострова:

Калифорния, Флорида,
Лабрадор, Аляска, Юкатан; мысы:Мерчисон, Барроу,
Принца Уэльского, Сент-Чарльз, Марьято.

Презентация

Следующий: