Физико–географическое положение Австралии. Из истории открытия материка


Цель: сформировать представление о ФГП
Австралии, познакомить учащихся с особенностями
открытия и исследования материка.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с особенностями береговой
    линии Австралии.
  • Сформировать умение сравнивать особенности ФГП
    географических объектов.
  • Закрепить умение давать характеристику ФГП и
    выявлять особенности природы, сформированные
    под его воздействием.
  • Познакомить учащихся с открытием и
    исследованием материка.
  • Развивающие:

  • Продолжить формирование умения работать с
    различными видами географических карт.
  • Продолжить формирование умения давать
    характеристику географического положения
    объекта.
  • Формирование умения сравнивать географическое
    положение объектов.
  • Воспитательные:

  • Формирование познавательного интереса.
  • Развитие теоретического мышления учащихся.
  • Оборудование:

    физическая карта мира
    (стенная), физическая карта Австралии (стенная),
    стенная контурная карта, контуры Австралии и
    Гренландии, глобус, компьютер, мультимедийный
    проектор.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Объяснение нового материала.

    Сегодня мы приступаем к изучению Австралии,
    наверное, самого удивительного материка. Многие
    из вас читали роман Жюля Верна «Дети капитана
    Гранта». Давайте с вами вспомним страстную речь
    Жака Паганеля из романа.

    «А я клянусь вам, что этот край — самый
    любопытный на всем земном шаре! Его
    возникновение, природа, растения, животные,
    климат — все это удивляло, удивляет и еще удивит
    ученых всего мира. Представьте, друзья мои,
    материк, который, образовываясь, поднимался из
    морских волн не своей центральной частью, а
    краями, как какое-то гигантское кольцо; материк, в
    середине которого есть наполовину испарившееся
    внутреннее море; где реки с каждым днем все
    больше и больше высыхают; где нет влаги ни в
    воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют
    не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не
    поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут
    огнестойкие леса; где деревья низкорослы, а травы
    гигантской высоты; где животные необычны; где у
    четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и
    утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной
    длины: Самая причудливая, самая нелогичная
    страна из когда-либо существовавших! Земля
    парадоксальная, опровергающая законы природы!».

    Приложение 1. Работа с
    мультимедиа. Слайд 2. (во время чтения отрывка
    демонстрируется слайд).

    Австралийцы очень любят свой материк и очень
    часто называют его самым.

    Вопрос:

    А на самом деле самый какой? (ребята
    называют различные варианты, учитель
    комментирует их, при необходимости дополняет).

    Самый удаленный. 150-200 лет назад путешествие из
    Европы в Австралию по морю занимало от 7 месяцев
    до 1 года. Да и сейчас из Москвы до Сиднея от 29 до 40
    часов лета с обязательной посадкой в Дели или
    Сингапуре. Длительное время Великобритания
    использовала материк в качестве места ссылки для
    самых опасных преступников, ведь устроить побег
    отсюда было практически невозможно.

    Самый маленький материк. Площадь около 8,9 млн.
    квадратных километров, а без островов и того
    меньше -7,7 млн. квадратных километров. (работа
    с картой и очертаниями Австралии и Гренландии.
    Сравнение размеров на карте мира и глобусе).

    Самый малонаселенный. Численность населения
    Австралии составляет 32 миллиона человек. Для
    сравнения в Токио проживает около 26 миллионов
    человек. Расстояния между соседними фермами
    исчисляется десятками километров.

    Самый сухой материк. Количество осадков в 5 раз
    меньше, чем в Африке и в 8 раз меньше, чем в Южной
    Америке.

    Самый удивительный органический мир.
    Сохранение древних растений и животных, которые
    уже давно исчезли на других материках. И
    одновременно этот органический мир самый
    беззащитный перед грубым вторжением человека. В
    качестве примера можно вспомнить нашествие
    кроликов или кактус опунцию, которые были
    завезены на материк европейцами.

    Страна наоборот. Лето начинается в декабре, а
    зима в июне, самый жаркий месяц — январь, на
    севере жарче, чем на юге, полярное созвездие -
    Южный крест.

    А теперь попробуйте прокомментировать отрывок
    из стихотворения поэтессы Г. Усовой:

    Она располагается под нами.
    Там, очевидно, ходят верх ногами,
    Там наизнанку вывернутый год,
    Там расцветают в октябре сады,
    Там в январе, а не в июле лето,
    Там протекают реки без воды
    (Они в пустыне пропадают где-то).
    Там в зарослях следы бескрылых птиц,
    Там кошкам в пищу достаются змеи,
    Рождаются зверята из яиц,
    И там собаки лаять не умеют.
    Деревья сами лезут из коры,
    Там кролики страшней, чем наводненье,
    Спасает юг от северной жары.

    Когда мы приступали к изучению Африки, прежде
    всего обратили внимание на особенности
    географического положения материка.

    Вопрос: Как вы думаете, почему перед
    изучением материка мы знакомимся с
    особенностями его физико-географического
    положения? На какие особенности природы оно
    будет влиять? (климат, набор природных зон,
    особенности внутренних вод).

    Задание: Давайте вспомним особенности ФГП
    Африки.( работа с картой).

    Задание: А теперь давайте рассмотрим
    особенности географического положения
    Австралии. (работа с картой, мультимедиа).

    Приложение 1. Работа с мультимедиа. Слайд 3.
    Положение Австралии на глобусе.

    Как вы видите, существуют определенные черты
    сходства и различия в географическом положении
    материков.

    Вопрос:

    Назовите черты сходства и различия в
    ГП Африки и Австралии. Как вы думаете, каким
    образом различия в ГП скажутся на особенностях
    природы Австралии? (работа с картой.)

    Сходство: пересекает южный тропик, омывает
    Индийский океан, У западного побережья холодное,
    а возле восточного — теплое течения.



    Различия: Австралию не пересекает экватор и
    северный тропик, ее не омывает Атлантический
    океан, большее количество крупных островов и
    заливов у побережья Австралии.

    В Австралии не будет экваториального типа
    климата и как следствие более засушливость
    климата и отсутствие природной зоны влажных
    экваториальных лесов.



    Говорят, что карта — это образ пространства.
    Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили
    особенности расположения крупных
    географических объектов у побережья Австралии.

    Географические задачи. (работа с учебником О.В.
    Крыловой. «География материков и океанов. 7
    класс»).

    Австралию с юга омывает Тихий или Индийский
    океан?

    Южный тропик пересекает Австралию в северной,
    центральной или южной части?

    Большой Барьерный риф расположен вдоль
    западного или восточного побережья Австралии?

    Австралию с севера омывает Индийский или Тихий
    океан?

    Острова Новой Зеландии расположены к
    северо-востоку или юго-востоку от Австралии?

    Какой остров — Тасмания или Новая Гвинея -
    находится южнее Австралии?

    Большой Барьерный риф расположен в Тихом или
    Индийском океане?

    Вдоль восточных берегов Австралии протекает
    Восточно-Австралийское течение. Оно теплое или
    холодное?



    Большой Австралийский залив омывает Австралию
    с севера или юга?

    Какие моря Тихого океана омывают Австралию?

    Какое самое большое по площади море
    расположено у берегов Австралии?

    Какой остров — Тасманию или Новую Гвинею -
    отделяет от Австралии Басов пролив?

    Залив Карпентария омывает Австралию с севера
    или юга?

    Арафурское море — это море Тихого или
    Индийского океана?

    Между Австралией и островами Новой Зеландии
    располагается Тасмново или Коралловое море?

    Какой остров — Тасманию или Новую Гвинею -
    отделяет от Австралии Торресов пролив?

    Теперь, когда мы познакомились с особенностями
    географического положения, давайте узнаем, как
    происходило открытие и изучение Материка. В ходе
    рассмотрения вопроса вам предстоит заполнить
    таблицу.

    Приложение 1. Работа с мультимедиа. Слайд 4 и 5.
    История открытия материка.

    В процессе рассмотрения вопроса, ребята
    заполняют таблицу «История географического
    открытия Австралии».


    Дата Исследователь Страна Что открыл

    До середины XVII века на морских просторах
    господствовали испанцы и португальцы, но позднее
    им на смену пришли новые морские державы -
    Голландия и Англия. Голландцы искали свой путь в
    страну пряностей. В результате на карте
    появились очертания нового материка.

    Еще в XVI веке на картах обозначали Неведомую
    Южную землю. Предполагаемые размеры были
    гигантскими — от Огненной Земли до Новой Гвинеи.
    В 1606 году испанец Луи де Торрес открыл самую
    северную точку материка и пролив между
    Австралией и Новой Гвинеей, получивший в
    последствии его имя. Примерно в это же время,
    голландец Вилем Янц исследовал северное и
    западное побережье материка (залив Карпентария).
    Вновь открытые земли получили название Новая
    Голландия.

    В 1642-1644 годах голландец Абель Тасман обошел
    вокруг Австралии и опроверг мнение, что это часть
    Неведомой Южной земли. Вместе с тем, ему не
    удалось доказать, что это материк и он не смог
    увидеть восточных берегов, так как двигался
    слишком далеко о них. Но он нанес на карту крупный
    остров у южных берегов Австралии и часть
    северных берегов. Лишь сто лет спустя, в 1770 году,
    английский мореплаватель Джеймс Кук доказал, что
    Австралия — материк. На своем корабле «Индевор»
    он открыл, что Новая Зеландия — два острова.
    После этого он двинулся на запад, и 19 апреля
    экспедиция подошла к южной оконечности
    Австралии — 34? ю.ш. 29 апреля был обнаружен крупный
    залив, получивший название Ботанического. Далее
    двигаясь вдоль восточного побережья на север,
    экспедицией был открыт Большой Барьерный риф.
    После многих трудностей, 21 августа 1770 года
    корабль вышел к северной оконечности материка.
    На следующий день Кук ввел все вновь открытые во
    владение британской короны и дал им название
    Новый Южный Уэльс. Так была открыта Австралия. Но
    изучение материка только начиналось.
    Окончательно внутренние районы Австралии были
    открыты лишь во второй половине XIX века.

    Вопрос:

    Как вы думаете, почему материк был
    открыт гораздо позднее Северной и Южной Америк?

    Одной из особенностей физико-географического
    положения материка, мы отметили сильную
    изрезанность береговой линии. На контурных
    картах материка обозначьте объекты, названия
    которых вы видите на доске.

    Приложение 1. Работа с мультимедиа. Слайд 6.
    Особенности береговой линии Австралии.

    3. Закрепление изученного материала.

    Давайте подведем итоги нашего урока. Австралия
    - один из самых уникальных материков нашей
    планеты.

    Вопросы:

    В чем особенности береговой линии материка?

  • В чем особенности географического положения
    материка?
  • Какой из исследователей, на ваш взгляд, оказал
    наибольший вклад в изучение материка?
  • Удивительное прошлое и настоящее этого
    материка. На следующих уроках мы более подробно
    познакомимся с тем, как особенности
    географического положения материка влияют на
    его природу. А теперь, до свидания. Запишите
    домашнее задание.

    4. Домашнее задание:

    параграф 35, закончить выполнение
    работы в контурной карте.




    Следующий: