Физико-географическое положение Африки. Исследование материка


Цель и задачи урока:

начать формирование у
учащихся представлений и знаний об особенностях
Африки, вспомнить уже известные и разобрать с
учащимися новые термины и понятия, продолжить
формирование у учащихся умение определять
географическое положение объекта, познакомить с
физико-географическим положением Африки,
научить давать характеристику ФГП материка.
Показать особенности географического положения
материка Африка. Продолжить формирование умение
работать с картами.

Оборудование :

карта полушарий и
физическая карта Африки.(или интерактивная
карта, при наличии), атласы, контурные карты
Африки.

Термины и понятия:

географическое
положение материка, крайние точки, береговая
линия, история исследования материка.

1. Организационный момент.

(Включен видеофрагмент об Африке)

Оглушенная ревом и топотом
Облаченная в пламя и дымы
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят Серафимы
Про деянья твои и фантазии,
Про звериную душу послушай
Ты, на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей.

Сегодня мы с Вами должны познакомиться
с удивительным континентом и совершить
удивительное путешествие в волшебный, а зачастую
экзотический мир Африки, его красоту и величие.
Сегодня на уроке мы лицом к лицу встретимся с
этим необычным материком. Говорят, что кто хоть
раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой
тамтамов, увидел в отблеске костров ее
таинственный мир, тому трудно будет возвращаться
из этого таинственного мира

Как узнать, где этот материк?
Путешественник без карты не привык
Выйдем просто мы из положенья:
Карту создадим в одно мгновенье.

(Запускаем на компьютере
интерактивную физическую карту Африки)

Среди континентов Земли Африка
занимает особое положение. По своим размерам
Африка уступает лишь Евразии :ее площадь
составляет 29,2 млн.км2, или 1/5 суши нашей
планеты. Африка – континент контрастов. Около ?
ее территории ее территории занимают пустыни и
полупустыни. Снежные шапки поднимаются над
просторами саванн. В Африке протекает самая
полноводная река восточного
полушария(посмотрите на карту и назовите ее) и
самая длинная река мира(определите ее по карте).

Сегодня мы приступаем к изучению
Африки. Посмотрите на доску и прочитайте тему
урока. Составьте план изучения темы.

(Выслушиваются и обсуждаются ответы
учащихся)

Для того, что бы дать характеристику
физико-географического положения материка,
необходимо ответить на вопросы плана.

(В конце учебника в приложении, стр
311,(Коринская,Душина))



На протяжении урока учащиеся
заполняют таблицу.


План (отражает содержательную
часть знаний)

Состав приема (отражает
систему действий, соответствующих пунктам плана)

Ожидаемый ответ

Определив географическое положение
материка по физической карте мира, учащиеся
могут ответить на следующие вопросы: в чем
заключается главная особенность
географического положения Африки?

Практическая работа с картой,
составление опорного конспекта.

1.Определите, как расположен материк
относительно экватора, тропиков(Полярных кругов)
и нулевого меридиана.

Африка расположена в четырех
полушариях, экватор пересекает материк почти
посередине ,и делит ее на две части, равные по
протяженности, но разные по площади. Северная
часть значительно шире. Так как экватор
пересекает Африку почти посередине,
следовательно материк расположен в северном и
южном полушарии. Тропики равноудалены от
экватора, и пересекают материк.

Нулевой меридиан пересекает материк и
делит его на две неравные части. Большая часть
материка расположена к востоку от нулевого
меридиана(в восточном полушарии), меньшая – к
западу(в западном полушарии).

2. Определяем крайние точки Африки, их
координаты.

Определение географических координат
по карте атласа.

Установите соответствие.


Крайняя точка

Мыс

Координаты

1.Северная

А.Игольный

а.34*52 ю.ш.

2.Южная

Б.Альмади

б.51*6 в.д.

3.Западная

В.Рас-Энгела(Бен-Секка)

в.37*21 с.ш.

4.Восточная

Г.Рас-Хафун

г. 17*32 в.д.

(1.В.в,2.А.а.,3.Б.г,4.Г.б)

Физкультминутка.

Выполняя упражнения для глаз правильно, мы не
только тренируем мышцы, но и опосредствованно
работаем со всем организмом в целом.

1. «Бабочка»

Основное упражнение: хлопаем ресничками
часто-часто, то есть моргаем.

2. «Посмотрите наверх и вниз»

Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд
направлен вверх (на крайнюю северную точку
африки)); мысленно продолжаем движение глаз на
макушку, как будто Вы туда посмотрели. А теперь
глаза вниз, спускаемся глазами к крайней южной
точке Африки.

3. «Посмотрите налево»

Посмотрели влево: глаза смотрят на крайнюю
западную точку материка.

4.» Посмотрите направо»

Посмотрели вправо: глаза смотрят на крайнюю
восточную точку Африки.

Непременное условие выполнения упражнения:
голова неподвижна, работаем только глазами.

Взгляд переводим в такой последовательности:
вниз,, вверх, вправо, ввлево.

5. «Восьмерка»



Непременное условие выполнения этого
упражнения такое же, как в «Бабочке». А
теперь глазами плавно опишите горизонтальную
восьмерку, или знак бесконечности, максимального
размера в пределах лица. В одну сторону несколько
раз, а затем в другую. Поморгайте часто-часто,
легко-легко.

6. «По кругу»

Выполняем круговые движения глазными яблоками.
Голова остается неподвижной. Представьте перед
собой большой циферблат золотого цвета. Этот
цвет способствует восстановлению зрения.
Нагрузка на зрение должна быть минимальной -
побольше расслабляющих упражнений.

12 — крайняя северная точка материка (мыс
Рас-Энгела (Бен-Секка)

3 — крайняя восточная точка материка (мыс
Рас-Хафун)

6 — крайняя южная точка материка (мыс Игольный)



9 — крайняя западная точка материка точка
материка (мыс Альмади)

Затем сделать это упражнение, поворачивая
глаза против часовой стрелки.

7. «Жмурки»

Несколько раз сильно зажмурьтесь.

Устная работа по определению
географического положения сочетается с
заполнением контурной карты. Наносим на
контурную карту крайние точки Африки.

Определяем протяженность материка в
градусах и километрах.

На экран или интерактивную доску
выводим карту с разметкой и линиями
протяженности(карту можно взять из электронного
учебного пособи “Электронные уроки и
тесты”География в школе. Африка.).

Протяженность с севера на юг по 20* в.д.
составляет (37* + 35*) • 111км=7992 км

Протяженность с запада на восток по
экватору составляет (43*-9*)•111 км =3774 км, в самой
широкой части примерно в 2 раза больше, около 7500
км.

3. В каких климатических поясах
расположен материк.

Если Африка пересекается экватором
почти посередине, то климатические пояса должны
повторяться в ней дважды с севера на юг, и Африка
очень жаркий материк, так как лежит в основном в
экваториальном и тропическом климатическом
поясе.

4. Положение материка по отношению к
морям и океанам.

А теперь прошу на плане
Нанести моря и океаны,
Острова, заливы и проливы…
Ну смелее! Кто здесь непугливый?!

Один учащийся выходит работать с
интерактивной картой, остальные выполняют
практическую работу работу в контурных картах.

На западе Африку омывает
Атлантический океан, на севере Средиземное море.
На востоке – индийский океан. На северо-востоке
– Красное море.

В итоге в тетрадях должна быть заполнена
следующая таблица:

Таблица

Открытие и исследование материка.

Этот пункт урока мы рассматриваем на
основе из электронного учебного пособи
“Электронные уроки и тесты”. География в школе.
Африка.

На основе полученной информации
заполняем таблицу, с заранее подготовленными
заготовками на отдельных листах, которые
прикрепляем в колонки таблицы на магнитной(или
обычной доске).


Исследователи,
путешественники

Страна

дата

Вклад в исследование
материка

Древние греки

Заселяли и исследовали
северную часть материка

Египтяне

Заселяли и исследовали
северо-восточную часть Африки

Бартоломеу Диаш

Португалия

15-16 вв.

Обогнул мыс Доброй
Надежды(южную оконечность материка)

Васко да Гама

Португалия

15-16вв.

Завершение открытия берегов
материка, открыл новый путь в Индию

Давид Ливингстон

Англия

19в

Исследовал реки Замбези,
открыл водопад Виктория,изучил верховье реки
Конго, озеро Ньяса

Генри Стенли

США

19в.

Плавание вокруг озер
Таганьика и Виктория.Открытие массива Рувензори.

Егор Ковалевский

Россия

Конец 19 в.

Изучение северо-восточной
Африки

Василий Юнкер

Россия

Конец 19 в.

Изучение Центральной и
восточной Африки, топографические работы.

Закрепление материала:

на карте
показать основные географические объекты
Африки.

Домашнее задание: Обозначить
на контурных картах маршруты путешествий
исследователей Африки. § 24.




Следующий: