Фартук как элемент русского национального костюма

Тема: Фартук как элемент русского
национального костюма.

Цели:

  • познакомить учащихся с историей фартука как
    элемента русского национального костюма;
  • научить выполнять макетирование фартука из
    хлопчатобумажного лоскута;
  • развивать пространственное воображение,
    творческое мышление, эстетический вкус;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность
    при выполнении практической работы;
  • приобщать обучающихся к истории русской
    народной культуры.

Наглядность:

  • коллекция х/б тканей;
  • иллюстрации русского национального костюма;
  • коллекция фартуков;
  • образцы отделки х/б и льняных тканей;
  • требования к одежде;

Раздаточный материал: бумажные куклы,
ножницы, линейка, карандаш, резинка,
хлопчатобумажный лоскут, различные виды отделки
(тесьма, кружево, лента), клей ПВА, портновские
булавки;

Словарь: художник-модельер, занавеска,
запон, фартук, передник (передница) (см. Приложение
1
)

Оформление кабинета: кабинет
стилизован под русскую светелку для девичьих
посиделок: икона над доской украшена
полотенцами, стулья для гостей задрапированы
коврами ручной работы; манекен в русском
сарафане; рушниками и полотенца украшены дверные
проемы и зеркало;

ТСО:

  • видеофильм «Передник в русском национальном
    костюме» (см.диск);
  • магнитофон, записи с русскими народными песнями
    («Ивана Купала»);

План урока:

  • сообщить познавательные сведения по теме
    «Фартук как элемент русского национального
    костюма; ознакомить с профессией
    художника – модельера;
  • практическая работа: выполнение макетов
    фартуков из хлопчатобумажного лоскута на
    условную фигуру (бумажную куклу);
  • провести мини – защиту творческих работ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Со звонком в кабинете звучит народная музыка,
а хозяйка горницы (учитель) заводит учащихся в
кабинет. Дети заходят в кабинет и становятся
около своих мест. Затем хозяйка обращается к
гостям:

– Мир вам гости долгожданные, что явились в
добрый час. Встречу теплую желанную мы готовили
для вас.
Хлебосольством да радушием знаменит наш русский
край,
Для гостей и песни русские, и медовый каравай.
И места для них приметные за обеденным столом.
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш прекрасный дом!

Учащиеся рассаживаются. Музыка смолкает.

– С песнями, хороводами да плясками время, как
птица, летит. Оглянуться не успели, как за светлым
Рождеством Христовым наступил Новый год по
старому стилю и совсем скоро наступит еще один
большой светлый праздник.
Какой? Когда его празднуют? (Крещение, 19 января).
А кто знает, как на Руси называли дни от
Рождества до Крещения? (Святки.) Ни
один праздник на Руси не мог сравниться со
Святками по числу пестрых обычаев и обрядов. В
это время люди славили Христа, подчеркивая его
святость. Этот праздник считался молодежным.
Повсеместно проходили святочные посиделки,
сборища, игры, гадания. На посиделках принято
было не просто сидеть, а сидеть за рукоделием, вот
и я приглашаю вас сегодня в свою горницу на
посиделки.

II. Постановка цели и задач урока. Активное
изучение нового материала

– Как вы думаете, какой предмет одежды стал
первым, надевавшимся специально для работы? (Возможно,
фартук стал первым предметом одежды,
надевавшимся специально для работы. Он
использовался людьми самых разных профессий не
только для того, чтобы не пачкаться; в нем носили
инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи.)

– Итак, мы подошли к теме наших посиделок
«Фартук как элемент русского национального
костюма», именно фартук мы с вами будем
изготавливать на уроках обслуживающего труда.
Сегодня вам предстоит узнать об истории ношения
фартука и его видах, самим выступать в роли
художника – модельера и научиться выполнять
макеты фартуков из хлопчатобумажного лоскута;
выбирать ткани для его изготовления и
обосновывать свой выбор. Эти знания и умения
пригодятся вам в будущем.
А знаете ли вы, что слово «фартук» появилось в
русском языке сравнительно недавно – в конце XVII
века. По происхождению «фартук» –
диалектное немецкое слово.

Запись на доске: Vortuch – vor – «перед»; tuch –
«платок».

– Но это не значит, что этот предмет одежды не
существовал прежде. Я предлагаю вам пройти по
залам Государственного музея этнографии народов
СССР, посмотреть на декоративность
(украшенность) русского национального костюма и
узнать, как назывался фартук раньше. (Цветные
иллюстрации на доске)




Просмотр видеофильма «Передник в русском
национальном костюме».

III. Первичное закрепление знаний

1. Как назывался такой(демонстрация
иллюстраций «запона», «передника», «занавески»
на доске)
тип фартука?
2. Из какой ткани изготавливали передники? (Из
холста)

3. Чем декорировали (украшали) передники?
(Тесьмой, кружевом, вышивкой, лоскутом).

4. Какие типы фартуков напоминают эти
современные модели? (Демонстрация
выставленных современных моделей фартуков).

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО наряд девушки состоял
из рубахи с шерстяным поясом, поверх которой
надевался передник. С 12 лет у девушек начинался
хороводный возраст, когда они начинали искать
своего суженого. В канун совершеннолетия, на
именины, подруги надевали девушке (юбку) понёву и
девичий кокошник или венец. После этого девушку
можно было сватать и выдавать замуж.



– Я вижу на вас необычные девичьи головные
уборы. Расскажите мне о них.

– Почему вы их надели? (Мы живем на Кольском
полуострове, где коренные жители саамы (лопари).
Свою одежду и предметы быта они расшивали
сначала жемчугом, а затем бисером. При вышивании
наших повязок мы использовали солярные
знаки и символы саамской культуры.)

– А кто из вас знает, костюм какой национальности
надет на мне? (Русский костюм. Такие костюмы
носили поморские женщины. Поморы – это пришедшие
на север новгородцы.)

– А чем украшали одежду и полотенца поморские
мастерицы? (На полотенца и предметах одежды
часто присутствовала вышивка тамбурным швом
«красным по белому».
А на краях фартуков
символично вышивали коней и птиц.)

– Зачем?(Птицы означали детей женского пола,
а кони – мужского. Если на переднике замужней
женщины были вышиты птицы и кони, это значит, что
она получила социальный заказ от мужа: родить
указанное количество детей).

– Пока вы не вступили в хороводный возраст, я
предлагаю вам ненадолго стать художниками –
модельерами и самим создать макет передника из
хлопчатобумажного лоскута и отделки. Давайте
призовем на помощь фантазию и выполним изящные и
красивые модели передников, уделяя особое
внимание его украшенности.

IV. Практическая работа. Вводный инструктаж

– Прежде чем приступить к работе нам
необходимо повторить правила техники
безопасности. Я буду в роли ученицы, а вы все
учителя.

Учитель:

Я хотела взять иголку
Оказалась она колкой.

Учащиеся (показывая игольницу):

Иголка не игрушечка
Вам нужна подушечка.

Учитель:

Выключить утюг спешила,
За шнур дернуть я решила.

Учащиеся вместе:

Утюг нужно выключать
В руках вилочку держать.

Учитель:

Я сломала вдруг иглу,
Может бросить на полу?

Учащиеся вместе:

Иглы на пол не бросайте,
Их учителю отдайте.

Учитель:

Если ножницы даешь,
Помни четко правило.

Ученицы (показывая кольца ножниц):

Два колечка другу дай.
Это будет правильно.

Учитель:

Хочешь стать фотомоделью,
Ровно спину ты держи,

Ученицы (выпрямившись):

И хорошую осанку
Всем ребятам покажи.

– А теперь приступим к работе. Перед вами
условные модели, на которые необходимо выполнить
макеты фартуков, передников в народном стиле.

Демонстрация готового макета фартука. Звучит
музыка. Учащиеся приступают к работе.

V. Текущий инструктаж. Целевые обходы

  • 1 обход. Проверить организацию рабочих
    мест и соблюдение безопасных приемов труда.
  • 2 обход. Проверить правильность
    выполнения приемов макетирования фартука.
  • 3 обход. Проверить осуществления
    учащимися самоконтроля и самопроверки.

Оценка работ. Время выполнения задания 10–15
мин.

Физминутка (офтальмологическая
установка)

– Давайте прервемся ненадолго, чтобы дать
нашим глазам и мышцам немного отдохнуть.
Поднимите голову. Найдите в кабинете саамскую
вышивку и зафиксируйте взгляд на этом предмете.
Поищите лоскутную бабочку, поморское
полотенце, куклу в переднике. Картину
«Корзина с фруктами», игрушку «Грибок»,
хлопковый шарик, героя наших прошлых уроков.
Молодцы. Продолжаем работать.

– Заканчиваем работу. Кто хочет представить
свой макет фартука?

Мини-защита творческих работ учащихся.

VI. Заключительный инструктаж

Анализ выполненных работ. Сообщение оценок.

VII.Момент .деловой игры (при наличии
времени)

– Какие же праздники без широкой ярмарки.

Разгулялась широко ярмарка веселая,
Есть здесь ситец и парча, и одежда новая,
Ленты есть и есть тесьма,
И цветная бахрома,
Коврики узорные
И дорожки ровные.
Подходи, выбирай,
Для души покупай.

– Пройдемся по рядам, да купим ткани
яркие, красивые, чтобы фартуки у нас получились
всем на диво.

Учитель напоминает о требованиях к
одежде. Вызываются желающие ученицы, из них
формируется условная семья, которая выбирает
необходимую ткань для изготовления
фартука и обосновывают свой выбор
гигиеническими, эксплуатационными,
эстетическими или экономическими требованиями к
одежде.

VIII. Подведение итогов урока

– Ваше посещение ярмарки показало, что вы
владеете знаниями, полученными сегодня и на
предыдущих уроках материаловедения, умеете
применять их в повседневной жизни. Давайте
подведем итог урока.

– Что мы сегодня узнали на уроке?
– Были ли трудности?
– Чему научились?
– Где вам это может пригодиться?

– Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за
работу на уроке.

IX. Прощание с гостями

– Русская изба славилась гостеприимством, а
поэтому каждый должен был уйти с подарком. Мои
дорогие рукодельницы в подарок возьмут себе
кукол, а наши дорогие гости к светлому празднику
Крещения получат на счастье звезду Давида. Цвет
зажигается от цвета, свет от света, святыня идет
от святыни. Пусть хранятся в нашей памяти
традиции наших предков и хранят нас в бурной,
стремительной жизни. Всего вам хорошего. До
свидания.




Следующий: