Факультативное занятие по географии в 6-м классе по теме Голубая планета

Тема: «Голубая планета».

Цели: Познакомить учащихся с явлениями гидросферы, интересными фактами. Развитие познавательности, любви к предмету география. Формирование экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование: Карта, атласы, компьютер для показа презентаций. Журнал «GEO».

Организационный момент:

В одной сказке король, собираясь отдать руку своей дочери, объявляет конкурс, в котором задаёт ряд хитроумных вопросов, в том числе был задан такой вопрос — «Что везде?» Среди всех претендентов нашелся лишь один, ответивший правильно.

Что ответил этот претендент?

Открыть доску или интерактивную доску со словами:

«Вода — стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образующая на земле родники, ручьи, реки и озера, а в смеси с солями – моря и океаны». (В.И. Даль)

Ход занятия

Мы с вами на уроках проходили оболочку Земли — гидросферу и узнали, что входит в состав этой оболочки. А сегодня мы будем говорить о необычных явлениях и фактах, связанных с водой.

- Уже в глубокой древности люди отводили воде одно из главных мест. Индийские мудрецы ещё 5 тысяч лет назад считали, что все в мире состоит из четырех элементов: воды, огня, воздуха, земли. Прошли тысячелетия, и один из греческих философов Фалес, провозгласил: «Все возникает из воды, и все в неё превращается».

Откуда же появилась на Земле вода? В настоящее время наибольшим распространением пользуется следующая гипотеза возникновения водного покрова на Земле. Установлено, что падающие на Землю каменные метеориты содержат до 1 % воды. В начале Земля не имела никакой атмосферы. Она появилась путем выделения газов из недр уплотняющегося пылево — газового сгустка. Постоянный подогрев его, привел к расплавлению твердых частиц. При этом стало выделяться много газов и паров воды. Они поднимались вверх, образуя атмосферу и первозданный океан.

(Работа с картой, показать воды Мирового океана.)

- А в каких состояниях находится вода на Земле?

- А много воды на Земле? Какие объекты гидросферы Вы знаете?

- Правильно ли, что нашу планету называют «Земля»? Какое имя ей подошло бы больше? ( Океан.) А почему?

- А сколько океанов на Земле?

- А кто знает, когда океаны получили своё название? (В 1845 году, а до этого они назывались Северным и Южным, а Тихий океан звали Западным. Атлантический был поделен между Северным и Южным).

- Какой океан самый соленый? (Индийский)

- Какой океан самый протяженный? (Атлантический)

- Какой океан самый холодный? (Северный — Ледовитый)

- Какой океан самый глубокий (Тихий)

- Самый глубокий из океанов это Тихий океан. А как Вы думаете, на глубине есть жизнь? Ведь там нет солнечного света и очень высокое давление, и, как известно, чем глубже мы погружаемся, тем холоднее становится вода.

- В 1982 году американская экспедиция на дне Тихого океана обнаружила источники с температурой около + 400 градусов. Было найдено много неожиданного, в том числе особые сооружения, выросшие на дне благодаря отложению солей. Что-то вроде гигантских сталагмитов, встречающихся в пещерах. Но самый удивительным оказался необычный животный мир, процветающий там без солнца, во мраке (экологические оазисы).

- Какой вывод можно сделать? (Что высокие температуры и отсутствие солнечного света – это не препятствия для жизни.)

- Давайте теперь поговорим о морях. Кто знает, сколько морей на свете?

Международное Гидрографическое бюро насчитывает в Мировом океане 54 моря.

В Тихом океане – 19 морей. Самое большое по площади — Коралловое море, наименьшее по акватории- море Бали.

В Атлантическом океане — 13 морей. Самое крупное море — Карибское. Самое маленькое – Мраморное.

В Северном – Ледовитом океане – 9 морей, из которых самое большое – Норвежское, а самое маленькое – Белое.

В Индийском океане 8 морей.

Наибольшее море – Аравийское, а самое маленькое – Белое. А где ещё 5 морей? Они внутренние и не принадлежат океанам.

1) Азовское – самое мелкое.
2) Аральское.
3) Черное.
4) Каспийское.
5) Мертвое – самое соленое.

- А Вы знаете, что самым штормовым морем в мире считается море, которое омывает берега России – это Баренцево море. На его акватории проходит граница контрастных воздушных масс, которые проникают сюда из Западной Атлантики – теплые и влажные, и из Центральной Арктики – холодные и сухие. Это делает атмосферные фронты очень активными и вызывает штормы. Во время штормов регистрировались волны в 18 – 21 метров (но они очень редки), обычно в центре ураганов высота волны равна 14 метрам. Но в 1933 году была зафиксирована волна высотой 34 метра.



- Ребята! Какие явления, связанные с водой, вы можете назвать?

(Демонстрация видеофрагмента о цунами и наводнении.)

Сценка

Вбегает в класс пират.

Учитель: Вы кто такой? И что Вы тут делаете?

Пират: Я, Тарип. А Вы кто такие? Где я?

Дети: Мы ученики 6-го класса, и Вы в школе, на уроке географии.

Пират: Тсссс… Не шумите. (Оглядывается.)

Учитель: Да как Вы попали сюда, и какое у Вас странное имя – Тарип…

Пират: Имя как имя, мне нравится.

Учитель: Нет подождите. Тарип, Тарип. Это ведь пират наоборот.

Пират: Ну, что вы кричите? Я же просил говорить потише.

Учитель: Так все-таки, что Вы здесь делаете?

Пират: Что, что? Прячусь. Меня поймали за пиратство, и теперь меня ждет наказание, меня хотят обезглавить. Вот я и прячусь. (Жалобно.) Вы ведь не выдадите меня?

Учитель: Ну, хорошо. Мы тебя не выдадим, но загадаем загадку. За какое «пиратство» не наказывают, и что значит «обезглавить реку»?

(Пират ходит задумчиво и размышляет.)

Пират: Ну не знаю я, за наше пиратское дело не прощают.

Учитель: Хорошо, присаживайтесь и слушайте.

Как известно, вода везде и для неё нет препятствий, она может прорезать прочные породы. А вот реки даже занимаются пиратством. Пиратство – это перехват другой реки. Реки расширяются и видоизменяют свой бассейн за счет своих притоков. В конце концов, река захватывает часть верховья другой реки. Тогда говорят, что река «обезглавлена» другой рекой – пиратом. Вот за это пиратство наказать не могут.

- А какие реки России, края, района вы знаете? Куда они несут свои воды?

Все народы почитают и уважают воду. О ней складывают легенды и сказания. Попробуйте объяснить географический смысл пословиц народов разных стран.

1. Народы Индии издавна подметили «Река не размывает оба берега в одном месте» и «Один берег реки размывается, другой намывается».
2. В Чечено-Ингушетии заметили «Вода чиста у истока».
3. Народы Индии говорят «Река высохнет, но русло останется».
4. «Река своего русла не теряет» — так говорят в Грузии.

- А у Вас есть загадки о реках? Давайте загадаем и попробуем их отгадать.

- Реки, ребята, – это артерии планеты, а что называют «Глазами планеты»?

- Кто знает, сколько озер в России? (Около 2,5 млн. больших и малых.)

- Какое озеро самое пресное? (Онежское.)

- Самое горячее? (На побережье Красного моря +48 градусов.)

- Самое сладкое? (Оз. Сладкое не Урале, в Челябинской области.)

- Многолико влияние воды на любые стороны природы. Для рельефа она – скульптор, для климата – смягчающий фактор. Вода – поительница живой природы. Много рек и озер на нашей планете. И это ещё не все сокровищницы голубой жидкости. Роль воды в жизни очень велика, никто и ничто не сможет жить без воды на Земле. К воде всегда относились как к чуду природы, и нам с Вами нужно беречь этот дар природы.

А в заключение, я хочу загадать вам ещё одну загадку, которая и станет вашим домашним заданием.

«…Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк, схватил ворона с вороненком. Ты лети-ка ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне воды, отпущу твоего вороненка. Принес ворон живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивана-царевича, раны зажили, спрыснул живой водой – Иван — царевич ожил…»

Так народная сказка повествует о живой воде. Она отражает вековечную мечту людей о чудодейственной воде, залечивающей раны и даже оживляющей людей.

- Как Вы думаете, существует ли в природе «мертвая» и «живая» вода? Ответ на этот вопрос Вы найдете самостоятельно, а мы на следующем занятии обсудим ваши ответы.




Следующий: