Факультатив Полезные привычки

Всем хочется видеть детей здоровыми и
счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в
ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми?
Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни
.Он включает в себя и поддержание физического
здоровья, и отсутствие вредных привычек, и
стремление оказать помощь тем, кто в ней
нуждается. Общепризнанным считается тот факт,
что именно образ жизни определяет здоровье
человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить
его очень трудно. Но и это можно сделать радостью,
а не преодолением. Эту проблему я решаю на
занятиях факультативного курса “Полезные
привычки”.

Цель программы — овладение учащимися
объективными, соответствующими возрасту
знаниями о правильном образе жизни, формирование
здоровых установок и навыков ответственного
поведения, снижающих вероятность приобщения к
вредным привычкам (употребление табака,
алкоголя).

Работа по данной программе интересна и полезна
для детей, так как учит младших школьников решать
проблемы и принимать решения, сопротивляться
давлению сверстников, контролировать свое
поведение, преодолевать стресс и тревогу.

Программа содержит четыре раздела:
“Положительный образ Я”, “Общение”, “Принятие
решений”, “Информация о табаке и алкоголе”. На
занятиях я использую разные формы групповой
работы: кооперативное обучение, “мозговой
штурм”, групповую дискуссию, ролевое
моделирование, упражнения-энергизаторы. Работая
в группах по 4-8 человек, дети взаимодействуют,
совместно решают общую задачу. Это способствует
формированию коммуникативной, социальной и
личностной компетентности, развивает
эмоциональную сферу ребенка. Мозговой штурм
использую в рамках заданной темы для стимуляции
речевой активности детей. Ученики высказывают
идеи или мнения без предварительного обсуждения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме
ролевых игр, телевизионных шоу. В игровой
деятельности дети под контролем учителя узнают
правила социально желательного поведения.
Ученики пытаются действовать так, как это бывает
в реальной жизни. Упражнения-энергизаторы хороши
тем, что предполагают развитие активности разных
анализаторов и восстанавливают энергию детей.
Дети, получающие удовольствие от игры, чувствуют
себя включенными в работу.

Установлению положительной психологической
атмосферы способствует отсутствие оценок на
занятиях. Не рекомендуется выставлять отметки. В
самом деле, нужно ли оценивать в баллах
открытость и честность в дискуссии или степень
включения ученика в общую работу группы? Важным
элементом подобного обучения является оценка
уроков самими учениками. Она отражает, вовлечены
ли эмоционально ученики в происходящее на уроке,
а также то, что они усвоили. Для меня важна такая
обратная связь. Я получаю ее, посмотрев оценку,
выставленную учениками в рабочих тетрадях.

Для каждой возрастной ступени разработаны 8
уроков, разделенных на 4 блока, по два урока в
каждом. В каждом классе темы уроков повторяются.
Это сделано для того, чтобы по мере развития
учеников каждая из тем рассматривалась все более
полно, что соответствует возрастающему объему
знаний.

Планирование уроков для 1 класса

Урок 1. Я – неповторимый человек.

Урок 2. Культура моей страны и Я.

Урок 3. Чувства.

Урок 4. О чем говорят чувства.

Урок 5. Множество решений.

Урок 6. Решения и здоровье.

Урок 7. Нужные и ненужные тебе лекарства.

Урок 8. Пассивное курение: учусь делать здоровый
выбор.

Дети должны знать:

полезные для здоровья поступки;

вредные для здоровья поступки;

знать самого себя и свои возможности;

шаги принятия решений.

Дети должны уметь:

критически относиться к употреблению табака и
алкоголя;

избегать неприятных чувств;

делать здоровый выбор в ситуации пассивного
курения.

Планирование уроков для 2 класса

Урок 1. Вкусы и увлечения.

Урок 2. Учусь находить новых друзей и интересные
занятия.

Урок 3. О чем говорят выразительные движения?

Урок 4. Учусь понимать людей.

Урок 5. Опасные и безопасные ситуации.

Урок 6. Учусь принимать решения в опасных
ситуациях.

Урок 7. Реклама табака и алкоголя.

Урок 8. Правда об алкоголе.

Дети должны знать:

полезные для здоровья занятия;

выразительные движения;

шаги принятия решений;

какие вредные для здоровья вещества содержатся
в алкогольных напитках.

Дети должны уметь:

принимать решения в опасных ситуациях;

отказать человеку, предлагающему попробовать
спиртные напитки;

находить друзей по интересам.

Планирование уроков для 3 класса

Урок 1. Мой характер.

Урок 2. Учусь оценивать сам себя.

Урок 3. Учусь взаимодействовать.

Урок 4. Учусь настаивать на своем.

Урок 5. Я становлюсь увереннее.

Урок 6. Когда на меня оказывают давление.

Урок 7. Курение (первая часть).

Урок 8. Курение (вторая часть).

Дети должны знать:

черты характера людей;

причины неуверенности в себе;

о вредном влиянии курения для здоровья;

интересные и безопасные способы
времяпровождения;

последствия курения.

Дети должны уметь:

оценивать себя;

неагрессивно отстаивать свои позиции;

отказать в ситуации давления;

самостоятельно принимать решения в ситуации
давления.

Планирование уроков для 4 класса:

Урок 1. Самоуважение.

Урок 2. Привычки.

Урок 3. Дружба (первая часть).

Урок 4. Дружба (вторая часть).

Урок 5. Учусь сопротивляться давлению.

Урок 6. Учусь говорить “нет”.

Урок 7. И снова алкоголь.

Урок 8. Алкоголь в компании.

Дети должны знать:

качества, достойные уважения;

привычки, укрепляющие здоровье;

важные для дружбы качества;

виды давления;

формы отказа от табака и алкоголя;

последствия употребления табака и алкоголя.

Дети должны уметь:

проявлять дружбу;

сопротивляться давлению;

говорить “нет”в опасных ситуациях.

Далее привожу конспект занятия, проведенного
во втором классе.

Тема урока: О чем говорят выразительные
движения
.

Цели урока:

познакомить с невербальными способами общения;

привлечь внимание детей к выразительным
движениям.

Оборудование:

жетоны с изображением клоуна;

карточки со словами “общение”, “праздник”,
“разговор”, “игра”, “ссора”, “жесты”,
“мимика”, “выразительные движения”,
“радость”, “гнев”, “печаль”;

рисунки с изображением жестов регулировщика;

фломастеры.

Ход урока

Организационный момент.

-Чему мы учимся на уроке “Полезные привычки”?

Упражнение-энергизатор

-Начнем урок с игры, которая называется
“Давайте пожмем друг другу руки”

Я прошу выйти и встать в круг тех, кто умеет
играть на музыкальных инструментах.

Пожмите друг другу руки.

Я прошу выйти в круг тех, у кого есть собака.
Пожмите друг другу руки.

Я прошу выйти в круг тех, кто имеет брата или
сестру.

Я прошу выйти тех, кто пришел в школу с хорошим
настроением.

-Всегда ли вам хотелось выйти в круг, когда я
давала задание? Почему?

-Узнали что-то новое друг о друге?

-И я за такой короткий промежуток времени
узнала о вас очень много. А произошло это
благодаря общению. Вы сегодня на уроке получите
возможность общаться друг с другом разными
способами.

-А чтобы урок получился интересным, разделимся
на группы. У меня в руках жетоны с изображением
клоуна (раздаю детям). Рассмотрите клоуна. У кого
клоун в синей кепке, садитесь за первый стол. В
красной кепке – за второй стол. В зеленой кепке –
за третий стол. В желтой кепке — за четвертый стол

“Мозговой штурм”

-“Общение” (карточку со словом на доску) – что
это такое?

(Дети отвечают, я прикрепляю на доску слова:
праздник, разговор, ссора, игра …)

-Вы все правы. А в толковом словаре дается такое
определение этому понятию: “Общение – это когда
разные люди обсуждают что-то их всех
интересующее”.

-Что происходит во время общения? (Передача
информации, обмен опытом)

-Какие условия надо соблюдать, чтобы общение
состоялось? (Принимать собеседника таким, какой
он есть).

-Какие способы общения вы знаете?

-Жесты, мимика (на доску прикрепить карточки с
этими словами) – как назвать это в общем?
(Выразительные движения).

Работа в группах

-Начинаем работать в группах. В каждой группе
должен быть человек, который руководит работой.
Тот, кто в самой светлой одежде, организует
работу в группе. Выступать у доски от имени
группы будет тот, у кого самые темные волосы.

-А теперь послушайте задание. Рассмотрите
рисунки, которые находятся на ваших столах [1].
Постарайтесь ответить на вопросы:

-Какие жесты изображены?

-Что обозначают эти жесты?

-Какое значение они имеют для общения?

(Идет обсуждение проблемы в группах.
Представитель от каждой группы выступает перед
всем классом).

-Об этих жестах, выразительных движениях люди
специально договорились, чтобы удобнее было
общаться. Во время общения важную роль играют
мышцы лица. Это мимические мышцы. Они позволяют
узнать настроение собеседника.

-Посмотрите на доску. Вы видите изображение
детских лиц.

- Прочитайте слова на табличках: “радость”,
“гнев”, “печаль”.

- Под каждой табличкой прикрепите изображение
детских лиц.

- Вы согласны? Нет? Покажите сигнал (жест
пальцами). Почему?

- А теперь постарайтесь изобразить разное
настроение сами. Возьмите в руки жетон с
изображением клоуна. Представьте себе, что он
провинился перед вами. Рассердитесь на него!

- А теперь поделитесь с ним своей печалью.

- Повернитесь друг к другу. Порадуйтесь тому,
что вы сейчас вместе и прекрасно общаетесь.

- Вы не раз слышали выражение “Написано на
лице”. Что оно обозначает?

-По выражению лица и выразительным движениям
можно догадаться не только о настроении
человека, но и о его заботах, образе жизни.
Поэтому, неудивительно, что существует
специальный театр, где на протяжении всего
спектакля не произносится ни слова. Все
представление состоит из мимики и жестов. Это
“Театр мимики и жеста”.

Ролевое моделирование.

-Сейчас мы проведем игру, которая называется
“Телевизор без звука”.Я вам предложу название
телевизионной передачи. Это название вы
сохраните в тайне. В группах приготовьте, а потом
покажите эту телевизионную передачу, но без
звука, с помощью выразительных движений.
Остальные ребята постараются отгадать название
этой телепередачи. (Раздаю детям карточки с
названиями телепередач: “Новости”,
“Олимпийские игры”, Дог- шоу “Я и моя
собака”, “Концерт А Пугачевой”).

Перед выступлением детей задаю вопрос:

- Какие выразительные движения помогли
отгадать название передачи?

Другие виды общения.

Вы учились общаться с помощью выразительных
движений. Но интереснее и богаче становится
общение, когда люди общаются и с помощью
выразительных движений, и с помощью слов.

- Рассмотрите на доске рисунки с
изображением детей и прочитайте фразы (“Мне так
грустно”, “Поздравляю тебя с днем рождения!”).

- Какие мысли у вас появились?

- Как вы определили, что именно эти фразы
говорят дети?

- Какой вывод нужно сделать? (Выразительные
движения и то, что говорят люди, должны
соответствовать друг другу).

- А чтобы в этом убедиться, проведем
эксперимент.

- Два ребенка здороваются друг с другом,
отворачиваясь, показывая друг другу нежелание
встречаться.

- Мальчик поздравляет девочку с днем 8 Марта,
выражая при этом грусть.

- Какие несовпадения заметили?

Вывод: несоответствие выразительных движений и
слов путает собеседника, создает трудности в
общении, заставляет усомниться в правдивости
сказанного.

Итог урока.

- Наш урок называется “Полезные привычки”.
Как вы думаете, почему общение — это полезная
привычка? (Правильное общение приносит радость,
удовольствие. С помощью общения мы познаем мир и
себя).

- Что важное для себя узнали на уроке?

Оценка урока детьми.

- Я получила удовольствие от общения с вами. Я
хочу узнать, как вы оцениваете свою работу на
уроке. Рассмотрите изображение клоуна. Все ли в
порядке? Нарисуйте рот, чтобы у клоуна было такое
выражение лица, которое соответствует вашему
настроению после нашего с вами общения.

- Вы изобразили веселых клоунов. Значит свою
работу на уроке вы оцениваете на “отлично”.

- Я оцениваю вашу работу так (Показываю
веселого человечка).

- У вас хорошее настроение, у меня хорошее
настроение. Чтобы с таким настроением
расстаться, закончим урок игрой.

Упражнение-энергизатор.

Встаньте в круг. Обнимите друг друга сзади за
талию. Наклоняемся назад и произносим звук А
сначала тихо, потом все громче и громче.(
Повторить 2 раза).

Литература

  1. Учебник для второго класса “Полезные
    привычки”. Авторы Т. Б. Гречаная, Л.С. Колесова
  2. Учебное пособие “Полезные привычки”. Авторы Т.
    Б. Гречаная, Л.С. Колесова.

Следующий: