Факультатив по географии на тему: Транснациональные корпорации как часть мировой экономики


Данные факультативные занятия предлагаются
как средство формирования профессиональных
интересов старшеклассников при изучении темы:
“ТНК как часть мировой экономики”.
Факультативный курс состоит из шести занятий.
Для организации факультативных занятий
характерно сочетание лекционного изложения
материала с семинарами, практическими занятиями
и беседой за “круглым столом”.

Изучения программного материала
факультативных занятий требует работы учащихся
не с учебником, а с несколькими источниками. Это
такие источники, как статьи ведущих географов и
экономистов, экономические справочники и
журналы (экономические, так как знания о ТНК
междисциплинарны. Поэтому разработанный
факультативный курс применим при изучении ТНК в
рамках экономической географии и курса
экономики).



Изучение тем факультатива начинается с
лекционного материала. Первое занятие –
введение: “Определение ТНК. Причины
возникновения. Типы ТНК”. Целью первого
факультативного урока было: ознакомить учащихся
с причинами возникновения ТНК. Дать четкое
определение ТНК. В начале первого занятия было
предложено ответить на несколько вопросов, чтобы
выявить начальный уровень знаний.

  1. Что (на ваш взгляд) такое ТНК?
  2. Как можно распознать ТНК?
  3. Можете ли вы привести примеры ТНК?
  4. Как вы думаете каково значение ТНК для мировой
    экономики?

Ответы должны быть рассмотрены в ракурсе трех
уровней знаний, которые предполагают:

- Высокий уровень — знание специфики ТНК.

- Средний уровень – попытка предположить, что
же такое ТНК.

- Низкий уровень – нет ответов и размышлений.

Второе факультативное занятие было проведено
по теме: “Отличие ТНК от “обычной” малой
компании”. По данной теме предлагается “беседа
за круглым столом”, в ходе которой учащиеся
делают вывод, а учитель на таком уроке выступает
в роли “основного” подсказчика, дополняя,
иногда рассказывая, а иногда просто направляет
ход логических мыслей учащихся в нужное русло.

Следующий факультативный урок проходит в форме
практического занятия, в котором учащиеся
самостоятельно пытаются сравнить влияние ТНК на
экономику развитых и развивающихся стран.
Предварительно им дается задание и список
литературы для просмотра и знакомства с влиянием
ТНК на экономику обеих категорий стран. Также
рассматриваются формы деятельности ТНК.

Далее в структуре факультативного плана
следующая тема – четвертое занятие: “Роль ТНК в
Российской Федерации”. Цель данного
факультативного урока: выявить . имеются ли ТНК в
России и на общемировой арене. Форма данного
занятия – лекция. В конце лекции учащиеся сами
подводят итог. Также формой этого занятия может
быть дискуссия.



После изучения роли российских ТНК неизбежно
вытекает тема следующего занятия: “Перспективны
ли рынки российских компаний?!”. Форма этого
пятого занятия – семинар. Предполагается, что
предварительно учащиеся подготовились. То есть
прочитали мнение ведущих российских и западных
специалистов и на время занятия сами
“превратились” в специалистов. Таким образом,
на базе прочитанного материала, формируется
точка зрения учащегося.

Подведение итогов факультативного курса
осуществляется на последнем шестом занятии.
Форма этого занятия – игра (название игры может
быть разное, например, “ТНКэшка”). При
разработке игры используется метод проектов.
Цель заключительного урока состоит в подведении
итогов и выявлении базы знаний учащихся. Суть
игры состоит в том, что несколько человек создают
одну ТНК. Внутри своей ТНК учащиеся сами
распределяются на “руководящие” должности и
показывают как управлять своей большой
корпорацией. То есть на бумаге излагают: почему
возникла их ТНК; к какому из типов она относится;
как (по их мнению) именно данная ТНК может влиять
на экономику и в какой отрасли она базируется; в
какой стране ее головная компания (эта страна
развитая или же относится к развивающейся?).
После небольшой подготовки на бумаге, учащимся
(руководителям компаний) задаются вопросы из
других ТНК. Таким образом они конкурируют между
собой.

После этого учащиеся отвечают на те же вопросы,
которые были предложены на первом занятии.



После внедрения практических занятий учащиеся
могут не только познакомиться с темой, но и
сделать самостоятельно вывод о влиянии ТНК на
мировую экономику. Таким образом, факультативный
курс позволяет целенаправленно вести обучение
по данной теме: “ТНК как часть мировой
экономики”.




Следующий: