Европейский север. 9-й класс


Цели:

  • Выявить особенности ЭГП, природных условий,
    населения Европейского Севера;
  • Развивать практические навыки самостоятельно
    работать с картами и делать выводы.

Оборудование:



переносной компьютерный класс,
презентация, физическая и
политико-административная карты России, картины
природы Карелии, Кольского полуострова, тайги.
Коллекция полезных ископаемых: каменный уголь,
апатиты, железная руда, медная руда.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Изучение нового материала (показ
слайдов)

- Незамерзающий порт России.
- Горы Хибины.
- Беломоро-Балтийский канал.
- Поселения староверов.
- Тайга.

- Ребята, о чем идет речь? (Север России).
- А если точнее, то на севере, какой части России? (Европейской)
- Верно, все это присуще экономическому району,
характеристику которого вы дадите.

- Европейский Север.

- План характеристики района вам известен.
Согласно пунктам плана на партах лежат задания,
которые необходимо выполнить в течение 7 минут, а
затем отчитаться о проделанной работе.

Учащиеся работают в парах за 10 ноутбуками и
выполняют следующие задания:

  1. Состав и ЭГП Европейского Севера.
  2. Минеральные ресурсы Европейского Севера.
  3. Природные условия (климат и рельеф)
    Европейского Севера.
  4. Заполняют таблицу: отрасли специализации.
  5. Заполняют таблицу: центры отраслей
    Европейского Севера.
  6. Определяют отрасли специализации по
    статистике.
  7. Минеральные ресурсы Европейского Севера.
  8. Характеристика населения Европейского Севера.
  9. Состав и ЭГП Европейского Севера.
  10. Характеристика населения Европейского Севера.

- Пока учащиеся работают, возможно, показать
слайд-шоу Европейского Севера.
- Отчет учащихся о проделанной работе с выводами,
заполненными таблицами и контурными картами.
- По ходу отчета остальные учащиеся заполняют
пропуски в бланках.

Вся текущая работа прослеживается на
интерактивной доске и отчет каждой группы
проецируется на экран.

- Выполняют тест.

1. В состав Европейского Севера входят:

а) Карелия;
б) Коми;
в) Вологодская область;
г) Республика Саха.

2.Европейский Север граничит с:

а) Финляндией;
б) Швецией;
в) Норвегией;
г) Щвейцарией.

3. В каком варианте правильно указаны народы,
проживающие на Европейском Севере:



а) карелы, коми;
б) саамы, финны;
в) ненцы, коряки;
г) коми-пермяки, ханты.

4. Крупнейшими морскими портами Северного
района являются:



а) Архангельск, Кандалакша;
б) Мурманск, Архангельск;
в) Салехард, Диксон.

5. Медно-никелевая промышленность Европейского
Севера ориентируется на:

а) сырье и потребителя;
б) дешевую электроэнергию;
в) сырье и транспортные пути.

6. Установите соответствие между отраслями
специализации и их центрами:


1. Ухта а – лесная, целлюлозно-бумажная
2. Череповец б – нефтеперерабатыающая
3. Мурманск в – черная металлургия
4. Архангельск, Новодвинск г – рыбная

7. Алюминиевая промышленность Европейского
Севера ориентирована на:

а) рудную базу;
б) потребителя;
в) источники дешевой энергии.

8. Найдите соответствие:


1. Новгородская колонизация а – Беломоро-Балтийский канал
2. Московская колонизация б – скиты, монастыри
3. Труд заключенных в – поморы

9. Верно ли, что Воркута это центр Печерского
угольного бассейна? (Да, нет)

10. Верно ли, что Череповец это город в Северном
районе, центр черной металлургии? (Да, нет)

Ответы:

  1. а, б, в.
  2. а, в.
  3. а.
  4. б.
  5. в.
  6. 1-б.2-в.3-г,4-а.
  7. в.
  8. 1-в, 2-б, 3-а.
  9. Да.
  10. Да.

Д/з: те, кто получили “3” за тест &47-48,
остальные готовят характеристику по картам
атласа, по желанию составляют кроссворд по теме:
Европейский Север.

Приложение 2
Приложение 3




Следующий: