Есть только миг между прошлым и будущим

«От безбожья
до Бога – мгновенье одно.
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье.
Жизнь ни мало ни много – мгновенье одно.

(Омар Хаям)

Цель: создание оптимальных возможностей для
творческого развития детей, их гражданского становления.

Задачи:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями жизнь, смысл жизни.

2. Развивающие:

  • продолжить развитие творческого мышления учащихся, их
    познавательной деятельности, активности, стремление пополнять знания из
    различных источников информации;
  • продолжить формирование умения выделять существенные
    связи, давать им оценку, обобщать, анализировать.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к жизни, стремление прожить ее достойно,
    бережного отношения к жизни.

Планируемые результаты.

Учащиеся узнают о:

  • жизненном призвании человека;
  • смысле жизни;
  • о правилах поведения в жизни.

Тип урока: нестандартный.

Форма урока: мастерская.

Методы обучения:

  • по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;
  • по форме сотрудничества: групповой.

Информационно-методическое обеспечение:

  • мультимедиапроектор;
  • раздаточный материал;
  • бумага, фломастеры;
  • песня «Есть только миг» из к/ф «Земля Санникова».

Ход урока

Тема нашего сегодняшнего урока: «Есть только миг между прошлым
и будущим».

Что это за миг и как он называется, вам предстоит догадаться
самим.

А сейчас прослушайте слова Омара Хаяма, великого персидского
и таджикского поэта, математика, жившего на рубеже 11 – 12 веков, и попробуйте
догадаться о каком миге идет речь.

«От безбожья до Бога – мгновенье одно.
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье.
Жизнь ни мало ни много – мгновенье одно.

(Омар Хаям)

- Итак, кто догадался? О чем пойдет речь? Что это за
мгновенье? Как оно называется?

- Жизнь.

Для вас, вступающих в жизнь это слово очень актуально.
Следует задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл, и как ее надо
прожить. Сегодня на уроке мы попытаемся это сделать.

Доска:

  • Что такое жизнь?
  • В чем смысле жизни?
  • Как ее надо прожить?

Говорят, что ладонь – это карта жизни человека. Мы ее
прочитать не можем, но давайте нарисуем ладонь и напишем на ней, что такое
жизнь.

Жизнь – это …

1. Индуктор.

1. Ученики на листочках рисуют ладонь и пишут понятие –
жизнь).

Составьте статью для толкового словаря к слову «жизнь».

Жизнь – это…

Таким образом вы можете внести свой вклад в опыт составления
статьи в словарь.

2. Социализация.

Задание:

а) во время выступления групп отметить их достоинство и
своеобразие;

б) каждая группа дает свое определение;

Итог работы: определение какой группы было более точным?

3. Работа с информацией.

а) Информационный блок 1.

Статья из Толкового словаря С. Ожегова. Жизнь – это…

Сравните со своим определением и скажите с каким из них мы
работаем сегодня.

А теперь ответьте на вопрос: жизнь какая? (Составить кластер.
Ученики на листочках.)

4. Социализация.

Группы зачитывают свои ответы (учитель записывает на доске).

- Это ваше представление о жизни человека на начало урока.

5. А теперь подумайте и скажите:

- В чем смысл человеческой жизни? Ее истина?

- Зачем человек живет на свете?

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одно девица,

- Кто помнит, из какой сказки эти слова? (Быстро!)

- Помните о чем они сказали? (Группы.)

«То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

- И кого же выбрал царь?

- Почему? (Пир даже на весь крещенный мир скоро закончится и
придется мыть посуду. Полотно тоже не век будет носиться. А сын богатырь – часть
того смысла в жизни, который вечен. Он – наследник царства).

6. Кто из вас помнит, когда считается, что мужчина не зря
прожил жизнь.

Группам свой ответ нарисовать на листочках и вывесить на
доску. (Защитить!!!)

7. Работа с информацией.

А теперь, каждая группа получает информационный блок.

а) Стихотворение Степанова, статьи.

б) Прочитайте и обсудите материал.

в) Конечная цель данной работы – скорректировать свой
кластер, изменилось ли ваше отношение к тому как надо прожить жизнь?

г) Вспомните традиционное мировоззрение хакасов.

Мы знаем, что мир они делили… (На 3 части.)

Верхний, средний и нижний.

- Мы в каком мире? (В среднем.)

- Помните, как они говори нужно жить в среднем мире? (Если не
помнят, дать соответствующий материал.)

- Какие правила нужно соблюдать? (Правила поведения в среднем
мире.)

  1. Относись к другому так же, как хочешь, чтобы относились к
    тебе.
  2. Бери от природы лишь то, что поддерживает жизнь, но не
    более.
  3. Оберегай жизнь во всех проявлениях, не нарушай порядок,
    гармонию мира.

- Чего нельзя делать в жизни? (Ответы.)

- А теперь послушайте, что сказал Н. Островский?

«Жизнь дается один раз
И прожить ее надо так, чтобы
Не было мучительно больно за
Бесцельно прожитые годы…»

(Н. Островский. «Как закалялась сталь»)

И возвращаясь к нашему кластеру, что вы можете сказать о
жизни теперь?

Говорят, если человек построил дом, вырастил сына, посадил
дерево – жизнь прожил не зря.

Проблема:

- А как вы думаете, Жизнь легко прожить?! (Жизнь прожить не
поле перейти.)

У вас все еще впереди. А что вы узнали о жизни ваших
родителей, бабушек. Как прожили свою жизнь они? Что нового вы узнали?

(Сообщение учащихся о жизни родителей.)

8. Рефлексия (группы).

А теперь попробуйте составить синквейн к слову жизнь.

Синквейн:

  1. Тема – 1 слово (существительное).
  2. Описание темы – двумя прилагательными.
  3. Описание действия – 3-мя глаголами.
  4. Фраза из четырех слов – отношение к теме.
  5. Синоним из 1 слова, которое повторяет суть темы.
  • Жизнь.
  • Единственная, неповторимая.
  • Испытывает, восхищает, изумляет.
  • Он приносит радость всем.
  • Мгновенье (вечность).

Вы все сегодня поняли, что жизнь – это миг и как ее надо
прожить, чтобы не было стыдно за прожитые годы.

9. Оценка работы.

Спасибо за урок!

Оценки…

Литература.

  1. Лакоценина Т.П., Е.Е. Алимова. Современный урок. Ч. 5.
    Научно-практическое пособие для учителей-методистов, руководителей учебных
    заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д:
    Издательство «Учитель», 2007. – 208 с.

  2. Обществознание 8-9 кл. / Под ред. А.Ф. Никитина. – М.:
    Просвещение, 2003.

Приложения к уроку:

  1. Статья к слову жизнь из Толкового словаря русского языка
    С.И. Ожегова.
  2. Степанов «Размышления» (отрывок).
  3. Сказка «Перед справедливым судьей» и т.д.

Следующий: