Еще раз о координационных способностях школьников


В современной школе по причине слабой
материальной базы наблюдается тенденция
перехода на программы физического воспитания с
уклоном на спортивные игры (футбол, баскетбол,
волейбол, гандбол) и все меньше отводится времени
на циклические виды (легкую атлетику и лыжную
подготовку). А также в школах Крайнего Севера по
причине невозможности проведения занятий на
улице в связи с особыми климатическими
условиями. Занятия спортивными и подвижными
играми, а также элементами гимнастики, как и
другими ациклическими видами, направленно
развивают двигательные способности, более
других совершенствуют координационные качества.

Что же такое координационные способности (КС)?
Этим понятием ученые начали широко пользоваться
в последние 30-35 лет для более конкретной
интерпретации одного из двигательных качеств -
ловкости. В подавляющем большинстве учебников,
учебных пособий, монографий и статей до
настоящего времени можно прочесть, что ловкость
составляют две основные способности: во-первых,
способность быстро овладевать новыми
двигательными действиями (способность быстро
обучаться) и, во-вторых, способность быстро и
координированно перестраивать двигательную
деятельность в условиях внезапного изменения
обстановки. Последнюю способность иногда
рассматривают как способность к моторной
адаптации, проявляющейся в относительно
стандартных и неожиданных, быстро изменяющихся
ситуациях.

Итак, КС — это возможности индивида,
определяющие его готовность к оптимальному
управлению и регулировке двигательного
действия.

Уровень кондиционных (скоростных, силовых,
выносливости, гибкости) способностей в большей
мере влияет на проявление КС. Установлены
наиболее тесные связи КС со скоростными и
скоростно-силовыми способностями по сравнению
со способностями к выносливости и гибкости.

Определяющее воздействие на проявление КС
оказывает двигательный опыт ученика: чем большим
запасом двигательных умений и навыков он
владеет, тем, как правило, выше и его уровень
координационно-двигательной сферы.

В частности, по степени избирательности
воздействия на КС можно говорить о методах
избирательно направленного упражнения, с
воздействием преимущественно на сходные КС.
Проявляющиеся в циклических локомоциях или
относящиеся к метательным движениям, с акцентом
на меткость, и о методах генерализованного
упражнения (с общим воздействием на две и более
КС).

По признакам стандартизации или варьирования
воздействий на уроке (тренировке, внеклассных
занятиях) выделяют методы стандартно-повторного
и вариативного (переменного) упражнения. Первые
используют для развития КС школьников при
разучивании новых, достаточно сложных в
координационном отношении двигательных
действий, овладеть которыми можно лишь после
ряда повторений их в относительно стандартных
условиях. Вторые, по моему мнению, являются
наиболее приемлемыми методами развития КС. Остановимся
на них подробнее.



Методы вариативного (переменного) упражнения
для формирования КС можно представить в двух
основных вариантах: методы строго
регламентированного и не строго
регламентированного варьирования.

К первым можно отнести (разумеется, условно) 3
группы методических приемов.

1-я группа — приемы строго заданного
варьирования отдельных характеристик или всей
формы привычного двигательного действия:

а) изменение направления движения (бег или
ведение мяча с изменением направления движения,
лыжное упражнение «слалом», прыжки “с кочки
на кочку” и т.п.);

б) изменение силовых компонентов (чередование
метаний при использовании снарядов разной массы
на дальность и в цель; прыжки в длину или в высоту
с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы
и т.п.);

в) изменение скорости или темпа движений
(выполнение общеразвивающих упражнений в
обычном, ускоренном и замедленном темпе; прыжки в
длину или в высоту с разбега с повышенной
скоростью; броски в корзину в непривычном темпе -
ускоренном или замедленном и т.п.);

г) изменение ритма движений (разбег в прыжках в
длину или в высоту, бросковые шаги в метании
малого мяча или копья, в баскетболе или гандболе
и др.);

д) изменение исходных положений (выполнение
общеразвивающих и специально-подготовительных
упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе
и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по
направлению движения, из приседа, из упора лежа и
т.д.; прыжки в длину или глубину из положения стоя
спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

е) варьирование конечных положений (бросок мяча
вверх из и.п. стоя, ловля — сидя; бросок мяча вверх
из и.п. сидя, ловля — стоя; бросок мяча вверх из и.п.
лежа, ловля — сидя или стоя и т.п.);

ж) изменение пространственных границ, в которых
выполняют упражнение (игровые упражнения на
уменьшенной площадке, метание диска, толкание
ядра или других предметов из уменьшенного круга;
выполнение упражнений в равновесии на
уменьшенной опоре и т.п.);

з) изменение способа выполнения действия
(прыжки в высоту и в длину при использовании
разных вариантов техники прыжка;
совершенствование техники бросков или передач
мяча при целенаправленном изменении способа
выполнения приема и т.п.).

2-я группа — приемы выполнения привычных
двигательных действий в непривычных сочетаниях:

а) усложнение привычного действия добавочными
движениями (ловля мяча с предварительным хлопком
в ладоши, поворотом кругом, прыжком с поворотом и
др.; опорные прыжки с дополнительными поворотами
перед приземлением, с хлопком руками вверху, с
кругом руками вперед и др.: подскоки на обеих
ногах с одновременными движениями рук и т.п.);

б) комбинирование двигательных действий
(объединение отдельных освоенных
общеразвивающих упражнений без предметов или с
предметами в новую комбинацию, выполняемую с
ходу; соединение хорошо освоенных
акробатических или гимнастических элементов в
новую комбинацию; включение вновь разученного
приема единоборства или игры в состав уже
разученных технических или технико-тактических
действий и т.п.);

в) зеркальное выполнение упражнений (смена
толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и в
длину с разбега; метание снарядов
«неведущей» рукой; выполнение бросковых
шагов в баскетболе, гандболе, начиная с другой
ноги; передачи, броски и ведение мяча
«неведущей» рукой и т.п.).

3-я группа — приемы введения внешних условий,
строго регламентирующих направление и пределы
варьирования:

а) использование различных сигнальных
раздражителей, требующих срочной перемены
действий (изменение скорости или темпа
выполнения упражнений по звуковому или
зрительному сигналу, мгновенный переход от
атакующих действий к защитным по звуковому
сигналу и наоборот и т.п.);

б) усложнение движений с помощью заданий типа
жонглирования (ловля и передача двух мячей с
отскоком и без отскока от стены; жонглирование
двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и
одной рукой и т.п.);

в) выполнение освоенных двигательных действий
после раздражения вестибулярного аппарата
(упражнения в равновесии сразу после кувырков,
вращении и т. п.; броски в кольцо или ведение мяча
после акробатических кувырков или вращения и
т.п.);

г) совершенствование техники двигательных
действий после соответствующей (дозированной)
физической нагрузки или на фоне утомления
(совершенствование техники передвижения на
лыжах, выполнение серии штрафных бросков в
баскетболе после каждой серии интенсивных
игровых заданий и т.п.);

д) выполнение упражнений в условиях,
ограничивающих или исключающих зрительный
контроль (ведение, передачи и броски мяча в
кольцо в условиях плохой видимости или в
специальных очках; общеразвивающие упражнения и
упражнения в равновесии с закрытыми глазами;
прыжки в длину с места на заданное расстояние и
метание на точность с закрытыми глазами и т.п.);

е) введение заранее точно обусловленного
противодействия партнера в единоборствах и
спортивных играх (с отработкой финта только на
проход вправо или на бросок — проход к щиту справа
или слева от опекуна; заранее оговоренные
индивидуальные, групповые или командные
атакующие и защитные тактические действия в
спортивных играх; заранее принятая и оговоренная
тактика в единоборстве и т.п.).



Методы не строго регламентированного
варьирования содержат следующие примерные
приемы:

а) варьирование, связанное с использованием
необычных условий естественной среды (бег,
передвижение на лыжах, езда на велосипеде и др. по
пересеченной и незнакомой местности; бег по
снегу, льду, траве, в лесу и др.; периодическое
выполнение технических, технико-тактических
действий и проведение игры в волейбол, баскетбол,
гандбол, футбол в непривычных условиях,
выполнение упражнений, например прыжковых, на
непривычной опорной поверхности, на пример
гимнастические маты и т.п.);

б) варьирование, связанное с использованием в
тренировке непривычных снарядов, инвентаря,
оборудования (технические приемы игры разными
мячами; прыжки в высоту через планку, веревочку,
резинку, забор и др.; гимнастические упражнения
на незнакомых снарядах и т.п.);

в) осуществление индивидуальных, групповых и
командных атакующих и защитных тактических
двигательных действий в условиях не строго
регламентируемых взаимодействий соперников или
партнеров. Это так называемое свободное
тактическое варьирование (отработка технических
приемов и тактических взаимодействий,
комбинаций, возникающих в процессе
самостоятельных и учебно-тренировочных игр;
выполнение различных тактических
взаимодействий с разными соперниками и
партнерами; проведение вольных схваток в борьбе
и т.п.);

г) игровое варьирование, связанное с
использованием игрового и соревновательного
методов. Его можно назвать состязанием в
двигательном творчестве (соперничество в
оригинальности построения новых движений и
связок у акробатов, гимнастов, и др.; «игра
скоростей» — фартлек; игровое соперничество в
искусстве создания новых вариантов
индивидуальных, групповых и командных
тактических действий в спортивных играх;
упражнения на гимнастических снарядах в порядке
оговоренного соперничества с партнерами и т.п.).

При применении методов вариативного
(переменного) упражнения необходимо
использовать небольшое количество (8-12)
повторений разнообразных физических упражнений,
предъявляющих сходные требования к способу
управления движением; многократно повторять эти
упражнения, как можно чаще и целенаправленнее,
изменяя при выполнении их отдельные
характеристики и двигательные действия в целом,
а также условия осуществления этих действий.

Выбор методических приемов, относящихся к
методам вариативного (переменного) упражнения,
для развития и совершенствования КС школьников
остается за педагогом. Скорее всего, это зависит
от задач, решаемых на уроке, возможностей школы и
учителя, подготовленности учащихся, их возраста,
пола, индивидуальных особенностей и других
факторов. Однако важно в течение учебного года и
всего периода обучения ребенка в школе
обеспечить всеохватное и целенаправленное
использование этих приемов, чтобы реализовать
разностороннее развитие общих и специальных КС.
Методы строго регламентированного варьирования
должны занимать больше места при формировании КС
в младшем и среднем школьном возрасте, не строго
регламентированного — в старшем.

Широкое применение в развитии и
совершенствовании КС школьников занимают
игровой и соревновательный методы. Заметим, что
большинство упражнений, рекомендованных для
развития КС, можно провести по этим методам.
Упражнения для совершенствования КС
применительно к спортивным играм приведены в Приложении.

Для развития КС (особенно специфических,
относящихся к конкретным видам спорта) в
современной практике физического воспитания
школьников все шире применяют так называемые
специализированные средства, методы и
методические приемы. Основное их назначение
состоит в том, чтобы обеспечить соответствующие
зрительные восприятия и представления; дать
объективную информацию о параметрах выполняемых
двигательных действий; способствовать
исправлению отдельных параметров движений по
ходу их выполнения; воздействовать на все органы
чувств, которые участвуют в управлении
движениями и их регулировке.



К специализированным средствам и методам можно
отнести: средства киноциклографической и
видеомагнитофонной демонстрации, а также
использование компьютерных технологий,
позволяющие анализировать технику движений,
относящихся к тому или иному виду спорта; метод
идеомоторного упражнения, состоящий в попытке
мысленного воспроизведения или воссоздания
четких двигательных ощущений и восприятии
двигательного действия в целом или отдельных его
характеристик (например, пространственных
параметров, решающих звеньев, фаз этих действий)
перед выполнением движения; средства и
методические приемы лидирования, избирательной
демонстрации и ориентирования, позволяющие
выполнять упражнения под звуко- или светолидер,
воссоздать пространственные, временные и
ритмические характеристики движений и
воспринять их зрительно, на слух или тактильно и
т.д.: приемы и условия направленного
прочувствования движений, основанные на
применении специальных тренажерных устройств,
которые позволяют прочувствовать отдельные
параметры движений (например, пространственные,
динамические, временные характеристики или их
совокупность); некоторые методы срочной
информации, основанные на применении
технических устройств, автоматически
регистрирующих параметры движений.

Данные специализированные средства и методы
развития КС следует рассматривать как
подчиненные основным. Их широкое применение в
физическом воспитании школьников сдерживается
рядом обстоятельств, прежде всего ограниченным
временем урока, отсутствием единых тренажеров,
приспособлений и оборудования для этих целей. Но
все же максимально усовершенствовать методику
развития физических качеств по средству
материальной базы в своей школе способен каждый
преподаватель физической культуры.




Следующий: