Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность


В школьном учебном процессе основы
экологических знаний рассредоточены в различных
учебных дисциплинах и как самостоятельный курс в
нашей он школе не ведётся, поэтому необходимо
максимально использовать аспекты экологии на
уроках биологии и во внеурочное время через
исследовательскую работу с применением
регионального компонента. При этом необходимо
разрешить следующие противоречия:

  • между растущим потоком информации связанной с
    экологической ситуацией в мире с ограниченными
    рамками учебного процесса;
  • между руководящей ролью учителя и стремлением
    учеников к самостоятельному овладению знаниями;
  • между стремлением учащихся к получению знаний
    посредством решения проблем через
    исследовательскую деятельность путем научного
    анализа;
  • между растущим интересом учеников к
    экологическим проблемам и поиску “рецептов”
    выхода из создавшегося положения.

Из данных противоречий вытекает цель: формирование
экологических знаний и умений у учащихся через
исследовательскую деятельность
, для
реализации которой была написана Программа
“Экологический практикум школьников в условиях
городской школы”.

То есть, формирование экологических знаний,
умений, навыков и мировоззрения на базе
практической деятельности с включением
регионального компонента, где предусмотрены
программные наблюдения за состоянием окружающей
среды своей местности и влияние ее на здоровье
человека. Хочется надеяться, что поиск в решении
экологических проблем, будет более успешным у
тех, кто сегодня сидит за школьными партами.

При реализации отдельных экологических
проблем в создании единой, целостной системы
работа должна быть выстроена в систему
экологического образования, начиная с начальной
школы, используя межвозрастное взаимодействие
школьников:

Такое межвозрастное общение детей является тем
мостиком, который реализует поставленные цели и
помогает привить детям бережное отношение к
окружающей среде. Заставляет задуматься над
будущим нашей планеты, т.е. обучает их от частного
к общему.

В системе экологического образования школы
отражены следующие принципы:

  • междисциплинарность;
  • интегративность;
  • непрерывность;
  • краеведческий подход к изучению и решению
    экологических проблем;
  • единство интеллектуального восприятия
    окружающей среды;
  • побуждение к активному творческому поиску
    своих индивидуальных решений.

Основной задачей является создание системы
экологического образования и воспитания в школе.
Первым звеном является начальная школа, а
среднее и старшее звено помогут им познакомиться
с экологическими традициями школы, например, в
операциях:

  • желтый лист;
  • клумба;
  • береги воду;
  • тепло в школе;
  • экономь электроэнергию;
  • береги лес (отношение к учебникам и тетрадям);
  • кормушка (вывешивают кормушки и кормят птиц);
  • где задействованы все учащиеся школы.

Среднее и старшее звенья проводят акции по
профилактике СПИДа, наркомании, табакокурения и
алкоголизма, знакомя младших школьников с
негативным влиянием вредных привычек на
здоровье. Ведется исследовательская работа по
изучению экологической обстановки в
микрорайоне, школе и создается экологический
паспорт микрорайона и школы.

Практический выход:

  • выставки рисунков и плакатов в рекреациях школы
    и участие в городских и краевых конкурсах;
  • проведение конкурсов рефератов, сочинений,
    стихотворений;
  • выступления, связанные с экологической
    проблемой на научно практических конференциях
    школьного, городского, краевого и федерального
    уровня;
  • проведение интегрированных уроков.

Все это реализуется в системе авторской
программы “Экологический практикум школьника в
условиях городской школы”.

Программа “Экологический практикум
школьников в условиях городской школы”

Цели:

  • воспитание экологической культуры школьников;
  • формирование экологических знаний в учебном
    процессе школы через изучение экологических
    проблем региона;
  • способствование приобретению навыков научного
    анализа явлений природы;
  • осмысление взаимодействия общества и природы,
    осознание значимости своей практической помощи
    природе.
Методы работы Направление Нач. школа. 5 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл 10 кл 11 кл
1 Уроки с включением экологических
проблем
+ + + + + + + +
2 Интегрированные уроки + + + + + + + +
3 Натуралистические кружки и
экологические объединения
“Цветовод” + + + + + + + +
“Аквариум” + + + + +
“Алтай” (краеведческое объединение) + + + + + + + +
“Тропами Алтая”
(эколого-географическое объединение)
+ + + + + +
“Дендрарий” + + +
4 Экскурсии По Горному Алтаю и Алтайскому краю + + + + + + + +
5 Акции “Цветник” + + + + + + + +
“Дендрарий” (планирование, устройство
и уход за школьным дендрарием)
+ + + + + + +
“Мы против курения” + + + + + + + +
“Профилактика наркотической
зависимости и СПИДа”
+ + + + + + + +
6 “Операции” “Желтый лист” + + + + + + + +
“Кормушка” (изготовление кормушек и
размещение их в микрорайоне школы)
+ + + + +
“Клумба”

- сбор семян

- выращивание рассады

- высадка рассады

- уход за клумбами

+ + + + + + + +
Ресурсосберегающие операции “Тепло в школе” + + + + + + + +
“Береги воду” + + + + + + + +
“Экономь электроэнергию” + + + + + + + +
“Береги лес” + + + + + + + +
Утепление окон и входных дверей + + + + + + +
Закрытые краны + + + + + + + +
Выключение света при достаточной
освещенности
+ + + + + + + +
Бережное отношение к учебникам и
тетрадям
+ + + + + + + +
7 Экологический месячник + + + + + + + +
8 Предметные декады с использованием
экологических знаний
+ + + + + + +
9 Посещение музеев:

- школьного;



- городских;

- краевых.

+ + + + + + + +

10 Использование материалов медиотеки + + + + + + + +
11 Участие в мероприятиях на
городском, краевом и федеральном уровне
Олимпиады + + +
Туристические слеты + + + + + + +
Соревнования МЧС + + + + +
“Шаг в будущее” + + + +
Краевая краеведческая конференция
“Алтай”
+ + + + +

12 Исследовательская работа Экологический проект “Чистый воздух” + + + + + + +
Проект “Экологическая обстановка в
микрорайоне и школьном здании”
+ + + + + + +
Проект “Здоровье учащихся школы №7” + + + + + + + +
13 Пропаганда экологических знаний Листок “Экологический вестник”.

Конкурсы
рисунков и плакатов.

Выставка рисунков и плакатов в рекреациях
школы.

Конкурсы сочинений и стихотворений.

Фоторепортажи о мероприятиях, акциях и
операциях

+ + + + + + + +

Формирование осознанной значимости своей
практической помощи природе у школьников
особенно эффективно происходит в процессе
самостоятельной поисково-исследовательской
деятельности, как одного из методов проблемного
обучения.

В процессе исследовательской деятельности
учащиеся становятся более инициативными,
воспитывается добросовестное отношение к
научному эксперименту, увеличивается интерес к
изучению экологического состояния своей
местности, школы и проблем родного края.

Сотрудничество учителя и учеников на поприще
исследовательской работы начинается уже на
стадии определения целей и предмета
исследований. В ходе работы школьники должны
будут сделать верные выводы из своих наблюдений.
Такая методика и ход исследовательского
процесса требуют от ученика интеграции
полученных в школе знаний и их освоение через
практику.

Важной составляющей исследовательских
проектов, на завершающем этапе, является
внедрение их результатов в практику, чему
учитель должен уделять большое внимание.

Действенные результаты укрепляют у детей веру
в значимость собственного “я”, способствуют
развитию ответственной гражданской позиции,
неравнодушному отношению к происходящим вокруг
них событиям. Направляющая деятельность учителя
в научно-практической деятельности учеников
состоит из нескольких аспектов:

  1. Направляющая. В начале определяется
    общий объем работы и разбивается на отдельные
    участки по уровням сложности;
  2. Воспитательная. Состав разновозрастной
    группы дает возможность учиться детям друг у
    друга.
  3. Систематизирующая. Во время
    практической работы учитель выступает не в роли
    руководителя, а в качестве старшего товарища, что
    дает возможность самостоятельного поиска и
    стимулирует естественную в детском возрасте
    любознательность.
  4. Образовательная. В ходе обобщения
    полученных данных у ребят возникают вопросы, на
    которые ученики отвечают, используя
    традиционные и современные технологии поиска
    информации (ИКТ, Интернет)

Осуществление учителем всех перечисленных
функций возможно при наличии у него сотворческой
позиции с учениками. А это значит, что он вместе с
ними совершает новые открытия и приобретает
новый опыт взаимодействия с природой, людьми,
культурой.

Преимущества перед традиционными методами
обучения:

  • доступ к большему объему учебной информации, за
    счет процесса интеграции;
  • применение полученных теоретических знаний на
    практике;
  • творческий характер деятельности позволяет
    совершать научные открытия;
  • реализация задач на стыке дисциплин предметов
    разных циклов (история, информатика, математика и
    т.д.);
  • свобода исследовательской деятельности для
    учителя и учеников;
  • устойчивый интерес школьников к использованию
    регионального компонента;
  • возможность вовлечения в процесс активного
    обучения категории детей, характеризующихся
    различием способностей и стилем учения.

Программа “Экологический практикум
школьников в условиях городской школы” поможет
учителям общеобразовательных школ, где учебный
план не включает изучение экологии, а
экологические знания рассредоточены в различных
учебных дисциплинах. Эффективна она будет и в
классах с углубленным изучением экологии.

Использование на уроках исследовательской
деятельности позволяет повысить
заинтересованность школьников в предмете,
побуждает к творческой активности, к получению
знаний и расширению своего кругозора. Учащиеся
сами могут проанализировать, оценить
ненавязчивый, но содержательный материал,
прочувствовать, через руки, глаза
самостоятельное творчество и тогда у них будет
сформировано убеждение в значимости своей
практической помощи природе и сохранению своего
здоровья. Оформленные в виде презентаций,
выполненных в PowerPoint, результаты
поисково-исследовательской деятельности
учащихся могут использоваться учителями на
уроках, классных часах, и внеклассных
мероприятиях школы.




Следующий: