Экологическая викторина Юный знаток экологии


Цель: прививать любовь к природе,
готовность сохранять и защищать её, понимать
закономерности происходящего в ней.

Оформление: презентация слайдов,
стенгазеты, ромашка с вопросами, грамоты
победителям “Юный эколог”.

Ход викторины

Ведущий:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на
пороге экологической катастрофы. Состояние
природы начинает угрожать существованию самого
человека. За нарушение законов природы человек
уже расплачивается своим здоровьем. Но самое
страшное, что за это придётся платить и будущим
поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы
услышать голос природы, подчиниться её законам,
отказаться от потребительского отношения к
Земле и её богатствам. Единственное спасение – в
экологической культуре, в знаниях экологии:

Например: “Нужны ли комары?”

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок
экологической культуры, который дал ему старый
эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на
берегу реки, но в тайге были тучи комаров. “Эх,
нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту
“нечисть”!” — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен,
который сидел рядом, не говоря ни слова, взял
только что пойманного хариуса и разрезал ножом
его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен …
комарами.

Какой урок преподал эвен?

Дети: Если уничтожить комаров, то
исчезнет и рыба, которая ими питается. А если
исчезнет рыба, будут голодать люди.

Ведущий: В природе всё находится в
равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует
количество всех живых организмов.

Ведущий: Да, в природе всё
взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает
экология. А можете ли вы привести свои примеры
такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло
оттого, что из него забрали много воды на полив
хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв,
после чего развелось огромное количество
вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в
других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы
сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли
от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали
больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит,
предотвращали эпидемии.

Ведущий: Как видим, природа очень
жестоко наказывает тех, кто не выполняет её
законов. А между тем этих законов всего четыре. Их
так легко запомнить! (выходит ученик и
рассказывает про них)



Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал
американский учёный Барри Коммонер. Эти законы
мы записали на доске.

Первый закон: “Всё связано со всем”.
Действие этого закона мы уже видели на наших
примерах.

Второй закон гласит: “Всё должно
куда-то деваться”. Ничто не исчезает бесследно, в
том числе и мусор, который закапывают или
сжигают. Из одного вещества возникает другое, при
этом отравляется воздух, меняется климат, болеют
люди.

Третий закон: “Ничто не даётся
даром”. Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она
заберёт у нас другими путями. Уничтожили
воробьёв – вредители съели весь урожай,
отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За
всё приходится платить.

Четвёртый закон: “Природа знает
лучше”. Человек, самонадеянно желая “улучшить”
природу, нарушает ход естественных процессов. У
природы нет никаких отходов: для любого
органического вещества в природе существует
фермент, способный это вещество разложить. Ну а
человек создал и продолжает создавать громадное
число химических веществ и материалов, которые
попадая в природную среду, не разлагаются,
накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том,
чтобы знать и выполнять эти законы.



Ведущий: И сегодня мы с Вами станем
ближе к природе! Для этого проведем небольшую
викторину!

ПРИВЕТСТВИЕ: представление команд: название
команды, девиз, логотип. (Оценивается жюри в
максимум 3 бала)

Первый конкурс: Разминка

Ведущий: Проверим ваши знания о
природе, об её жителях:

(Вопросы задаются командам по очереди, за
правильный ответ – 1 балл)

  1. Этому замечательному прыгуну его хвост
    помогает держать равновесие
  2. У этого великана нос намного длиннее, чем хвост
  3. Чёрные треугольнички на белой пушистой
    королевской мантии — это кончики хвостов этих
    пушных животных.
  4. Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца,
    туловище и передние лапы мыши, задние ноги -
    птицы, а хвост – льва
  5. Это колючее животное начинает трясти хвостом
    при встрече с неприятелем. Длинные иголки при
    этом отрываются и летят во все стороны
  6. Какая птица умело подражает голосам многих
    птиц?
  7. Какая птица называется так же, как каша, которую
    едят по утрам англичане?
  8. Хвост этих грызунов является отличным
    средством для добычи пищи из малодоступных мест:
    хвост просовывается, окунается в сладость, а
    потом обсасывается

Хвост этой красавицы дал название женской
причёске. А её хвост расчёсывают, подстригают,
завивают и заплетают в косы.



Второй конкурс: Птичий конкурс:

Все вы знаете, что на нашей планете очень много
разных птиц. Все они являются очень важной частью
природы, и без них мы не можем представить свою
жизнь. Подвижность, красивое оперение,
разноголосое пение – все это делает птиц
истинным украшением лесов, полей, парков. Не
случайно замечательные творения поэтов,
художников и композиторов посвящены птицам.

Ведущий: В настоящее время известно
около 8600 видов птиц. За историю цивилизации
прекратили свое существование около 200 видов
птиц, причем 43 из них – за последние 200 лет. В
Красную книгу мира записано 312 видов птиц. В
красную книгу РТ – 85 видов птиц: пеликан
кудрявый, цапля большая белая, лебедь-шипун и др.

Ведущий: сейчас узнаем, как хорошо вы
знаете птиц родного края.

“Угадай птицу”. За каждую угаданную птицу – 1
балл

Третий конкурс: Конкурс капитанов:

1) Какое млекопитающее животное самое крупное
на Земле?

2) Какое отношение имеет слово “глаз” к окуню?

3) Кто из животных самый толстокожий?

Четвертый конкурс: — “Естественный
калейдоскоп”

Команды по очереди выбирают секцию
естественных наук, из которой хотели бы получить
вопрос. За правильный ответ – 1 балл.

1 – зеленая – биология

2 – синяя – география

3 – желтая – ИЗО (картины о природе)

1 — Зеленая Биология

1) Что делают лягушки после линьки со своей
старой сброшенной кожей?

2) Какое насекомое на Руси зовется запечным
соловьем?

3) Может ли рыба моргать?

2 — Синяя География

1) Название самого большого в мире острова,
почти полностью покрытого льдом, переводится как
“зеленая страна”. Что это за остров?

2) Назовите самое высокое сооружение России?

3) Регион РФ, где больше всего добывают алмазов

3 – желтая ИЗО

1) Какой русский художник написал известную
картину “Купание красного коня”?

2) Какое насекомое в Древнем Египте считалось
символом солнца и мира?

3) Кто автор картины “Утро в сосновом лесу”?

Подведение итогов. Награждение
команды-победителя!

Презентация.




Следующий: