Экологическая тропа

Учебная Экологическая тропа — одно из средств
приобщения детей к природе имеет большое
значение для образования и воспитания детей.
Экологическая тропа — это познание окружающей
природы и взаимосвязи её с человеком,
определение местных экологических проблем,
поиск и практическая реализация доступных для
ребят путей их решения.

Под моим руководством ученики нашей школы
обустроили экологическую тропу на территории
школьного участка. Во время экскурсии, которые
проводят сами ребята, объектами их рассказов и
наблюдений служат самые обычные деревья,
кустарники, цветочно-декоративные растения и
овощи пришкольного участка. На тропе установлены
птичьи домики. Иногда объектами рассказа
становятся сломанное дерево, ели со спиленными
верхушками, рядом расположенная автотрасса и т.п.

На тропе имеются информационные листовки.
Тексты написаны на бумаге и запечатанные в файлы,
развешиваем на деревьях. В листовках содержатся
сведения о живых объектах тропы, высказывания,
стихи о природе, обращения по поводу охраны
природы. Например:

“Войди в природу другом!
Рощи сосновые, дубравы зелёные,
Бабочки пёстрые, птицы свободные
К вам обращаются — людям сегодняшним:
Чтобы реки и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы бы пели
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правило знать не мешало:
Береги лес от пожара.
Не рви, не ломай насаждения.
Береги птиц — друзей леса,
Не оставляй после себя мусор”, и другие.

И всё-таки наибольшее информационное значение
имеют экскурсии. Перед началом её экскурсантов
учат правилам хождения по тропе, напомнить
народную мудрость; “Один человек пройдёт -
оставит след, сто — тропинку, а тысяча — пустыню”.
Чтобы не превратить территорию участка в
пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам.
В процессе проведения экскурсии используются
небольшие этикетки-номерки (фанерка размером 25-30
см на колышке длиной 30 см) названием
экологических постов. Их расставляют перед
экскурсией, а затем собирают.

В содержание экскурсий включаются сведения не
только о растениях и животных, но и об их
взаимосвязи, о единстве человека и природы,
проблемах взаимоотношения человека с природой.
По ходу рассказа используются художественные
описания природы в прозе и стихах, высказывания
великих людей. Всё это помогает лучше увидеть
красоту окружающего мира, пробуждает у детей
приятные эмоции и чувство бережного отношения к
живому, создаёт особый эмоциональный настрой.

Цели:

1. Расширение элементарных сведений об
объектах, процессах и явлениях окружающей
природы;

2. Воспитание экологической культуры поведения
в природе как части общей культуры
взаимоотношений людей друг с другом, так и
отношений человека и природы.

3. Изучать окружающую природу непосредственно
на территории школы и прилегающей к ней.

(Информация состоит из тех растений которые
есть на школьной и прилегающей к школе
территории)

Приложение 1–5

Экологическая тропа состоит из следующих
постов:

Пост № 1
“У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА”
(смотри приложение № 1)

Пост № 2
“КАШТАНЫ И ТОПОЛЯ — НАША ЗАЩИТА”
(смотри приложение № 2)

Пост № 3
“ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ”
(смотри приложение № 3)

Пост № 4
“НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЕ НА СВЕТЕ”
(смотри приложение № 4)

Пост №5
“ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ”
(смотри приложение № 5)

П

Используемая литература

  1. Завражнов В.И., Катаева Р.И., Хмелев К.Ф.
    Лекарственные растения: Лечебное и
    профилактическое использование. Воронеж: Изд.
    ВГУ, 1993.
  2. Тарасенко О., Огородничество. М. “Аурика”, 1994.
  3. Крицман В.А., Книга для чтения по неорганической
    химии. В 2-х частях. М.: Просвещение, 1993.
  4. Аксенова М.Д., Энциклопедия для детей. Т. 2.
    Биология. М.: Аванта+ , 1998.
  5. Журнал “Биология в школе” №6, 2000 , с. 71.

Следующий: