Экологическая сказка в работе с дошкольниками

В нашем детском саду идет углубленная
работа по экологическому воспитанию детей.
Коллектив педагогов детского сада считает, что
именно интегрированный подход к экологическому
воспитанию детей наиболее полно помогает
формировать у них систему достоверных знаний о
природе, элементарные нормы экологически
грамотного поведения в природе. Мы используем
разные формы работы с детьми: наблюдения и опыты,
экскурсии в природу, экологические занятия,
досуги и праздники.

Особый интерес воспитатели детского
сада проявляют к совместному с детьми сочинению
рассказов и сказок о природе: “Мой домашний
любимец”, “Лесные истории”, “Про птичку зимой”
(к экологической акции “Птичку жалко!”) и др.

Старший воспитатель ДОУ Путевская М.Н.
также увлеклась творческим процессом сочинения
сказок, разработала сценарии экологических
сказок, которые дети разыгрывают как мини-
спектакли.

Сам процесс сочинения и драматизации
сказок — очень увлекательное и поучительное
занятие. Экологические сказки способствуют
закреплению у детей знаний о природе,
природоохранных правилах в игровой форме, без
нарочитой назидательности. У детей — артистов они
развивают исполнительские способности -
выразительную речь и движения, эмоционально
раскрепощают детей.

В содержании ряда наших сказок
отражаются природные явления, жизнь растений и
животных в разные сезоны. Для этого мы используем
форму сказок-путешествий, где в роли главных
героев выступают одушевленные Ветерок, Снежок,
Ручеек. К примеру, в сказке “Путешествие Ветерка
по осеннему лесу” любопытный Ветерок отправился
путешествовать по осеннему лесу, встречал на
своем пути разных животных, которые рассказывали
ему, как они к зиме готовятся. А не менее
любопытный Ручеек в сказке “Как Медведь чуть
весну не проспал” путешествовал уже по
весеннему лесу, встречал птиц и зверей, занятых
весенними хлопотами, вместе с ними будил от
зимней спячки медведя…

В наших сказках герои-животные Заяц,
Лиса, Волк, Медведь и др. раскрывают свои
характерные черты, как в реалистических, так и
волшебных условиях. Так в зимней сказке “Саша и
медведь” Медведь, в берлогу к которому
провалился незадачливый мальчик Саша, зло рычит,
как настоящий медведь-шатун, но впоследствии
извиняет нарушителя и позволяет себя заново
уложить спать.

Дети-артисты особенно любят
участвовать в сказках с волшебными персонажами.
Так Добрая Фея, Капризная принцесса, Морской
царь, Доктор Айболит принимают активное участие
в решении проблем охраны природы – защищают ели
от вырубки, окружающую среду (лес, море синее) от
загрязнения.

Как и все сказки на свете, наши сказки
учат добру. И добро всегда побеждает зло! К
примеру, Доктор Айболит с помощью собаки Аввы
прогоняет из леса противную “Кучу мусора”, Царь
морской заставляет невоспитанных пиратов,
загрязнявших воду, собрать мусор. А коварная баба
Яга из сказки “Гуси-лебеди на новый лад” сама
отпускает Машу и Ваню домой, потому, что дети
пожалели ее и с помощью лекарственных трав
облегчили зубную боль. В сказке “Приключение
Воробушка” дети очень трогательно играют сцену
спасения Воробушка, замерзающего от холода и
голода в зимнем лесу. Таким образом, средствами
“волшебного мира театра” мы говорим с детьми о
серьезных вещах, учим осознанному, нравственному
отношению к природе.

Привлекая детей к театрализованной
деятельности, мы наряду с развитием их
исполнительских способностей, развиваем
способность свободно держаться при выступлении.
Предоставляем небольшие по объему роли
застенчивым, робким детям. Если ребенок пока не
берет на себя роль, даем ему возможность
выступить в музыкальных пластических этюдах,
изображая осенний листок, снежинку и т.п. Таким
образом, стремимся обеспечить активное участие в
театрализованной деятельности каждого ребенка.

Зрителями наших сказок являются дети ,
сотрудники , родители нашего сада, школьники,
воспитанники других детских садов. И зрители, и
артисты получают большое удовольствие от
театрализованной деятельности.

Сказки имеют доступное содержание,
небольшие по объему, рассчитаны на детей 5-7 лет.
Приурочиваем их к различным праздничным датам
(как часть праздничного утренника),
экологическим акциям, проходящим в детском саду.

С 2004г. наши воспитанники участвовали в
постановке следующих авторских сказок:

1.“Путешествие Ветерка по осеннему
лесу”
2. “Дружба насекомых”
3.“Путешествие Снежка по зимнему лесу”
4. “Две Елочки”
5.“Саша и Медведь”
6. “День рожденья Белочки”
7.“Как Медведь чуть весну не проспал”
8.“Приключения в подводном царстве”
9. “Как зверята лес от мусора спасали”
10.“Гуси — лебеди на новый лад”
11.“Приключение Воробушка”
12.“Семеро козлят на новый лад”

Предлагаем сценарий сказки “Семеро
козлят на новый лад”, которую дети подарили
любимым мамам и бабушкам на 8 Марта.


Экологическая сказка “Семеро козлят
на новый лад”

Действующие лица:

Волк, Коза, Лиса — взрослые.

Семеро козлят — дети.

Сцена изображает весенний лес, в углу сцены -
избушка Козы.

Сцена первая.

Под музыку появляется Волк.

Волк

(воет) У-у-у! Как есть хочется. (Оглядывается).
Уже весна в лесу. Снег тает, проталины появились.
Нет ли здесь чего съестного? ( роется, находит
шишку, грызет,
бросает) У-у-у!

Живот от голода совсем подвело.

Под музыку появляется Лиса (поет,
пританцовывает)

Лиса.

А я хитрая лисичка
Рыбку раздобыла,
Обманула мужичка,
Ах, как это мило!

Умная, красивая рыжая головка.( гладит себя по
голове
)

Обманула, обхитрила, провела всех ловко!

Волк

. Здравствуй, Рыжая!

Лиса.

Здравствуй, Серый.

Волк

. (принюхивается ) Съестным, рыбой
пахнет…

Лиса.

(прячет остатки рыбы за спину) Да
померещилось тебе.

Волк

. А это разве не рыбий хвост? ( вырывает
рыбий хвост, моментально проглатывает)
Опять в деревне была? Поделись рыбкой, кума!

Лиса.

Еще чего! Сам налови.

Волк

. Как же я наловлю? Лед- то на реке тонок,
тает, того гляди, ступишь на него и в ледяную воду
провалишься.( с угрозой наступает на лису)
Да и есть у меня один знакомый волк без хвоста…
Не ему ли ты насоветовала хвостом в проруби рыбу
половить?

Лиса.

(Миролюбиво) Ну чего ты сердишься,
Серый? Я знаю, где можно не только рыбкой, но и
молоденькой козлятинкой полакомиться.

Волк

. (Облизывается) Скорее говори, Рыжая.

Лиса

. Появилась в нашем лесу Коза с козлятами.
Живут они в избушке у леса на опушке.

Волк.

Слыхал я про такую козу. У нее, знаешь
какие рога острые? Пырнет — не обрадуешься!

Лиса



. Да я и сама с этой козой связываться
опасаюсь, а вот козленочка утащить, в лес из
домика выманить — я не прочь!

Волк

. (Ууверенно) У нее же семеро козлят,
одного потеряет и не заметит.

Лиса.

Как бы нас с тобой не заметили. Давай за
елками спрячемся.

(Волк и лиса прячутся за елками.)

Сцена вторая.

Под музыку появляются Коза с козлятами.

Коза.

Козлятушки, дитятушки, в лесу весеннем
нагулялися, наигралися? Не устали, детушки мои
прекрасные?

Козлята

(блеют) Не-е-е-ет!

Коза.

По характеру вы у меня все разные.

Козлята

. (Блеют) Да-а-а-а!

1-й козленок

. Я козленок — самый бе-е-е-елый.

2-й козленок.

Я козленок — самый сме-е-е-елый.

3-я Козочка.

Я козочка — самая умная.

4-я Козочка.

Я козочка — самая шумная.

5-я Козочка .

Я козочка — музыкальная. М-е-е-е-е!

6-я Козочка.

Я козочка — себе на уме.

7-я Козочка .

Я жалею всех вокруг. Всем я
добрый-добрый друг.

Коза.

Дитятушки мои, козлятушки мои. Я пойду в
лес пастись, а вы дома оставайтесь,
крепко-накрепко запирайтесь. Дверь, кроме меня,
никому не открывайте. А то может случиться вот
что:

(Поет, козлята подпевают, подыгрывают на ложках
песню “Жил-был у бабушки серенький козлик” )

Коза.

Когда я приду из леса, вам свою песенку
спою (поет)

Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеяся.
Ваша мама пришла.
Молочка принесла.

Вот тогда вы мне дверь и откроете. (Уходит)

Сцена третья.

Из-за елок появляются Волк и Лиса.

Лиса.

Запомнил песенку Козы? Иди, пой!

(Волк поет толстым голосом песенку козы)

Козлята

(все). Слышим- слышим не матушкин
голосок!

Лиса.

Серый, ты голос потоньше сделай.

(Волк поет тонким голосом)

Козлята

(все). Слышим-слышим, не матушкин
голосок.

Лиса.

Сама спою. (Поет)

Козлятушки, дитятушкти.
Отомкнитеся, отопритеся.
Маша мама пришла.
Вам поесть принесла.
Полны копытцы водицы…

3 козленок.

Узнали мы вас, Волк и Лиса. Хватит
притворяться!

Волк.

А мы не притворяемся. Мы пошутили.

Лиса.

Мы к вам по делу пришли.

3-й козленок

. По какому?

Лиса.

А вы знаете, что скоро праздник “Мамин
день”?

Козлята

(все) . Знаем!

Волк.

А подарки мамочке приготовили!

Козлята

(все). Приготовили!

1-й козленок

. Я игрушки уберу.

2-й козленок

. Я все в избушке приберу.

3-я козочка

. Я мамин портрет нарисовала

4-я козочка

. Я стихи ей написала

5-я козочка

. Я ей песенку подарю.

6-я козочка

. Я поделку мастерю.

7-я козочка

. Я крепко поцелую, обниму мою
родную.

Волк.

Подарки ваши ерундовые! Малышовые!

Лиса.

Вы приготовили цветов букет?

Козлята.

(Блеют) Не-е-е-т.

Лиса.

Ну не беда. Это дело поправимое. Я знаю
одно место, где распустились первые подснежники.
Какие они красивые! Пойдемте и нарвем мамочке
огромный букет!

Козлята.

Не-е-ет!

Лиса. (

Возмущенно) Фи! Какие бессердечные
дети!

3-я Козочка

. Мы не бессердечные, а наоборот. Мы
цветочки любим и рвать их не будем! Пусть в лесу
на полянке растут и всех радуют.

6-я Козочка

. Я тоже знаю место, где подснежники
растут. Мы с мамой все туда сходим и цветами
полюбуемся, а рвать не будем!

Волк

. Ух! Умные какие! Никак ты их, Рыжая, не
перехитришь!

Лиса. (

Усмехаясь) Перехитрю. Вы правы,
козлятушки, цветочки пусть на полянке растут. Все
знают, что лесные цветы рвать нельзя, тем более
первоцветы- подснежники. А давайте вашей мамочке
птичку – звонкую певичку поймаем?! В клеточку ее
посадим, кормить ее будем, а она нам песенки
распевать?

7-я Козочка.

Какая же ты жестокая, тетя Лиса!
Разве можно птичку ловить и в неволе держать? Ей
грустно будет без своей птичьей семьи. Она от
горя может погибнуть!

Волк

(злорадно) Я же говорил, что они
чересчур умные. Не перехитришь ты их, Рыжая!

Лиса

(волку, сквозь зубы, зло) Природу
любят, ну я их на этом и поймаю. (Притворным
добрым голосом
) Какие же вы добрые, козлята!
Наверное, и больному животному помощь окажите?

Козлята

. Да, всегда!

Лиса.

(Изображает заболевшую) Ох! Ох! Плохо
мне! Головокружение, сердцебиение (падает на
руки Волку
), наверное, отравление. Воды,
козлятушки! Пожалуйста, воды дайте испить…

Волк.

(Недоуменно) Да что с тобой, Рыжая? (трясет
Лису
) Рыбы тухлой объелась что ли?

Лиса

. (Зло шипит Волку) Да не дергай ты
меня, дурень. Это я притворяюсь. Готовь мешок. (Жалобно)
Козлятушки, помогите! Воды принесите! Умираю…

7-я Козочка

(сочувственно) Я отнесу тете
Лисе водички.

3-я Козочка

. Не смей этого делать! Она
притворяется! (загораживает дорогу)

7-я Козочка

. Я быстренько, только дам
стаканчик воды и бегом домой! (выбегает из домика,
подносит воду Лисе)

Лиса

. (Пьет, благодарно улыбается) Ой
спасибо, добрая деточка. Мне получше стало.
Возьми себе в награду угощение в мешке.

(7 Козочка лезет в мешок. Волк и Лиса накрывают
ее с головой, от радости потирают руки)

Козлята. (Громко) Ме-е-е! Ме-е-е! Мамочка!
Беда! Беда! Приходи скорей сюда! Ме-е-е! Ме-е-е!

Волк.

(Козлятам) Да тише вы! (лисе)
Рыжая, давай мне мешок! Уходим!

Лиса.

(Зло) Как же, так и отдала! Моя добыча!

Волк.

Нет моя!

Лиса.

Нет моя!

(Волк и Лиса вырывают мешок друг у друга из рук.)


Сцена четвертая.


Появляется Коза.

Коза

(Грозно) Что за шум? Чего делите?


Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: