Экологическая культура дошкольника


Экологическое воспитание сравнительное новое
направление дошкольной педагогики. Оно
принципиально отличается от традиционного
предмета, называвшегося “Ознакомление детей с
природой”. Суть нового направления заключается
в целенаправленном развитии у детей
экологической культуры – правильно отношения
кявлением, объектам живой и неживой природы, что
составляет непосредственное окружение в этот
период жизни.

Экологическое отношение к миру формируется и
развивается на протяжении все жизни человека.
Умение жить в согласии с природой, с окружающей
средой следует начинать воспитывать у ребенка
как можно раньше. Истинная красота заложена в
природе. И задача состоит в том, что бы помочь
ребенку увидеть ее и научится ценить. Природа
обогащает человека духовно, обогащение с ней
способствует формированию положительных
моральных качеств.

Научить детей видеть красиво – дело сложное.
Нужно самому искренне любить природу и бережно
относиться к ней, тогда можно передать эти
чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к
словам, настроению, они быстро видят все хорошее
и подражают своим педагогам.

Задача состоит в том, чтобы подвезти детей к
мировоззренческим выводам:

  • о единстве и разнообразия природы;
  • о связях между разными объектами природы;
  • об изменениях в природе и ее развитии;
  • о рациональном использовании природы и охране
    ее.

Параллельно с этим идет формирование у детей
способности эстетически относится к миру,
воспринимать и оценивать прекрасное, побуждать
задумываться над взаимоотношениях людей и
природы.

Правильное представление ребенка о предметах
легче всего формируется в процессе
непосредственного чувственного восприятия, как
зрительного, так и слухового. И осязательного.
Помимо этого ребенок получает сведения от
взрослого, передаваемые словесным путем. Ему
рассказывают. Объясняют, читают. Оба эти пути
тесно связаны между собой.

Предметы и явления окружающей
действительности обладают комплексом свойств
(величина, цвет, форма. Конструкция, звучание,
запах и т.п). Если предмет не оставит ребенка
равнодушным, его эмоциональное отношение
переходит в активную деятельность: в стремлении
сохранить понравившиеся, передать ее другим
(нарисовать, сочинить сказку).

Дети часто связывают понятие “добро” и
“красота” с природой, с бережным отношение к
ней. Многие дети знают, что природу нужно беречь и
чувство любви к ней определяют их практическую
деятельность по ее охране, умножению ее
богатства.



Познание природы возможно только при
непосредственном общении с ней, которое
происходит во время прогулок. Необходимо помочь
детям научиться видеть красивое. Неповторимое в
самой маленькой частице природы.

Организуя экскурсию по теме “Осень –
изменение в природе”. Можно выбрать сначала
такие деревья и кустарники, у которых золотое
убранство осени наиболее ярко выражено.
Например, клен меняет зелено-желтого, до багрово
– красного. А весной можно показать детям
ажурную крону березы, гибкость ветвей плакучей
ивы. Лето – это зеркальная гладь реки, голубизна
неба, легкость полета стрекозы.

Развитие эстетических чувств у детей
происходит через прослушивание музыкальных
произведений, посвященных природным явлениям,
рассматривание полотен художников-пейзажистов.
А также знакомство со сказками, стихами,
рассказами о природе. Задача педагогов состоит в
том, чтобы учить детей описывать внешний мир,
изображенный на картине через наглядное пособие.
Это вызывает в их сознании ощущение материальных
качеств предметов, позволяет почувствовать свет
и форму, форму и пространства. Покой и движение,
т.е воспринимать увиденное.

Большинство возможностей в воспитание эколого
– эстетических чувств по отношению к
окружающему миру заложены в играх. Смысл игр
экологической направленности в том, что в них
познавательные задачи как бы спрятаны.
Замаскированы, например, игры с загадками – это
преимущественно дидактические игры. Отгадывание
загадок – это сама по себе уже игра. Через
загадку ребенок видит окружающий мир, например в
загадке:

Желтые овечки бегают по свечке.
Свечка та, как мед, всех на пир зовет.

Экологическая сущность данной загадки
заключается в том, что ранней весной, когда
деревья еще стоят голые, ива цветет и зовет всех
– муравьев, пчел, шмелей, проснувшихся бабочек,
жучков на ивовый пир с помощью сладкого запаха.
Запахи – это язык общения. Запахи издают многие
животные растения. Таким образом, запахи
привлекают насекомых – опылителей. Вот и
появляется цепочка экологических информаций.
Всего лишь один игровой прием в виде загадки, а
сколько интересной информации получить дети.

Удовлетворять детскую любознательность,
вовлекать ребенка в активное освоение
окружающего мира — все это позволяет сделать
игра. Чем разнообразней по содержанию игровые
действия, тем интересней и эффективней игровые
приемы. При придумывании их педагог
ориентируется на знание детьми особенностей
сведений о человеке и животных. Ребенок учится
играя.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети без
особых усилий усваивают комплекс экологических
знаний, если знания преподносятся в доступной,
увлекательной форме и если учитывать интерес
ребенка к природным явлениям. Приоритет в
обучении отдается не простому запоминанию, а
пониманию и оценке происходящего, совместной
практической деятельности педагога и ребенка.
Занятия построены согласно временам года,
занятия, как правило, состоят из беседы (рассказ,
а может экскурсия), 1,2 экологических игр или
инсценировок могут быть, как опытническая
деятельность. Экологические игры планируются
исходя из темы. Если темы “живая и неживая
природа”, то и игра об этом, например,
предлагается физкультурная минутка: педагог
называет объект живой природы – дети двигаются,
неживой – дети стоят на месте. Или предлагается
понаблюдать за облаками на небе и
пофантазировать, составить рассказ о своем
путешествии на облаке. По теме о диких зверях и
домашних животных предлагается детям
инсценировка сказки “кролик и зайчиха”, где
ребята могли представить себя на месте
персонажей леса и обитателей домашней фермы.
Таким образом. Дети поняли как вести себя в лесу,
чтобы не причинять вреда его обитателям и узнали
много интересного о жизни зайца в лесу . и жизни
кролика на ферме.

Прекрасно развивает детей и самостоятельная
деятельность, как на прогулке, так и в группе. Это
могут быть разные виды игр: уход за растениями и
животными в уголке природы, эксперименты с водой,
песком и т.д., самостоятельный выход из
проблемных ситуаций и другое.

При систематической ориентировке на
существенные признаки живых организмов и хи
жизненных проявлений в процессе игровой и
практической деятельности ребенка в форме
наглядных образов для него открываются не только
внешняя видимость явлений природы, но и
простейший причины и функциональные связи между
ними. Таким образом, у ребенка начинают
складываться такие формы чувственного познания
природы, которые важны не только для настоящего
периода его развития, но и для будущей его
взрослой жизни.

Ребенок учится следовать определенным
общественным нормам и правилам поведения. Если в
этот процесс будет включено не только
формирование эмоционально-положительного
отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху,
растениям и животным, но и нормы поведения, не
наносящего вреда всему живому, сберегающего и
восстанавливающего природу – это даст
положительный результат не только в детстве, но и
во взрослой жизни человека.

Создать условия для развития основ
экологической культуры, экологического сознания
детей можно лишь при личностно –
ориентированном взаимопонимании педагога с
детьми. Нужно придерживаться в общении принципа
“не над детьми, а вместе” всегда назвать детей
по имени, говорить индивидуально с каждым
ребенком так часто, насколько это возможно.. При
разговоре стараться находиться на одном уровне с
ребенком. Внимательно и доброжелательно
выслушивать детей, отвечать на все вопросы, не
оставлять без внимания не одну просьбу.
Предоставлять каждому возможность рассказывать
другим о том, что интересует, огорчает или радует.
При совместной деятельности использовать идеи и
предложения детей, всегда благодарить за
помощью.

Степень уважения, которые дети ощущают со
стороны других людей, представляет собой
ключевой фактор развития у них самоуважения. А
самоуважение — это позитивное взаимоотношение с
другими детьми. Дети ощущают себя комфортно и
свободно, если видят и чувствуют, что каждого из
них уважают и принимают в коллективе.



Цель педагога и состоит в том, чтобы создать
условия для развития личности ребенка. Здесь
развивается в ребенка самостоятельность,
инициативность, ответственность, вследствие
чего ребенок может творить или просто быть
свободным. Эти общие для дошкольного образования
цели развития личности помогают ребенку понять
основы экологической культуры.

Приобретение новых знаний о живой природе
стимулирует любознательность,
исследовательский интерес детей. Стать
ответственным помогает ребенку уход за
животными и растениями, а положительное
эмоциональное отношение ко всему живому
формируется благодаря творческой и продуктивной
деятельности детей (рисунки, поделки, сочинение
сказок о животных и растениях).

Сообщество детей и взрослых помогает ребенку
уметь сопереживаться друг другу. В этом
сообществе учитываются интересы, склонности,
желания друг друга. Родители могут продолжить
беседы с ребенком на конкретные предложенные
педагогом темы, принять участие в экологических
праздниках, викторинах, помочь подобрать нужную
литературу.для этого необходимо чаще знакомить
родителей с основными разделами программы
педагога.

Чтобы ребенок вырос заботливым по отношению к
людям, и к нашей планете вообще нужно создавать
условия для формирования у ребенка основ
экологического сознания, экологической
культуры. Очень важно, чтобы праздники,
запланированные программой, тоже имели
продолжение дома. Поиск гармонии и красоты
наверное было бы ограничивать только занятиями,
работа в этом ключе должна продолжать и
дома.хорошо окружить ребенка подлинно красивыми
предметами, дать возможность с самых ранних лет
соприкасаться с произведениями искусства,
прекрасно иллюстрированными книгами,
классической музыкой. Полезно показывать ему
различные коллекции (минералов,открыток),
готовые гербарии и т.д. Важную воспитательную
роль играет семейный альбом: совместное
рассматривание, фотографий,беседа,составление
генеалогического древа семьи. Беседы о красоте
отношений между людьми тоже необходимо
продолжать в семье. Родители могут помочь детям
выполнить задание педагога, например,
понаблюдать какое-нибудь явления (луну,звезды,
огонь костра, поведение животного). Придумать
вместе сюрприз,склеить конверт, приготовить
костюм для выступления,выполнить какое-нибудь
творческое задание.

Самое главное — родители должны осознавать, что
совместное с педагогом они не только создают
условия для развития своих детей,но и проживают с
ними одну жизнь, в которой каждый имеет право и
возможность научиться согласию, сотрудничеству,
сопереживанию, сочувствию.

Семья имеет решающее влияние на развитие
основных черт личности ребенка. Задача педагога -
направить деятельность родителей в то
русло,которое созвучно задачам и содержанию
воспитательной работы в дошкольном учреждении.



результаты работы показали,что дети стали
бережно относится ко всему живому, проявлять
интерес к труду взрослых по уходу за растениями и
животными,научились обращать внимание на
красоту родной природы. Увлекательнейшие миры:
«Мир вокруг нас» и «Мир внутри нас».

Методика изобразительных знаний направлены
направлены не только на эстетическое развитие
детей, но и на развитие мышления. На каждом
занятии для выполнения заданий дети используют
такие умственные операции.

Обучение на занятиях построено,как творческая
игра, как игра — обучения, ведь игра — это основной
вид деятельности ребенка дошкольника. Она может
быть веселой, грустной, коллективной, одиночной.
Часто она полна повторений, и всегда наполнена
фантазией.

Современные дети проявляют большой интерес к
астрологии. Многие знают, под каким знаком
рождены и даже пытаются на основании этих знаний
объяснить некоторые черты своего характера.
Просто поколение астропсихологов! Поэтому с моей
стороны было бы не дальновидно обойти интерес
современных детей к астропсихологии и
астрономии вообще.

Астрономия одна из древнейших наук
человечества. С древних времен люди пытались
познать Вселенную. Они подолгу смотрели на
звездное небо. Это неудивительно, ведь именно там
скрывалась тайна. когда мы смотрим на звезды, в
нашу душу приходит покой и уникальное чувство
единства с окружающим миром. на протяжении
многих веков люди изучали планету,звезды,
солнце,луну невооруженным взглядом. А потом
начиная с ХVII века с помощью телескопа,достигших
сейчас высокого совершенства. Новая эра в
исследовании планет насчитывает пока еще менее 4
десятилетий. С планетами связано много суеверий,
поэтому важно постепенно формировать у детей
правильное представление об этих небесных телах.
Знакомство начинается с “солнца” — как одним из
предметов неживой природы,самой близкой к нам
звезды, на которую ребенок обращает внимание.

Продолжением данного курса является
знакомство детей с устройством солнечной
системы и движением внутри ее. При объяснении
используются живые модели, в которых дети сами
играют роль небесных тел,а потом переходят к
простейшим чертежам. Мир астрономии полон тайн и
загадок, с которым дети будут сталкиваться на
протяжении всей своей жизни.

Но не менее удивительный и прекрасный мир,
который находится внутри каждого из нас. Не
изучая его,люди бы не достигли высот в разных
отраслях современной медицины.

Ребенок познает самого себя с раннего возраста,
задавая вопросы: «Кто я?», «Откуда я
взялся?»,»Почему руки и ноги двигаются?»,
«Как я слышу?» «Почему я вижу?». Чтобы
ответить на эти вопросы был разработан цикл
занятий по основам анатомии. Данный курс
достаточно сложен для восприятия ребенка,
поэтому нашей целью не стояло дать детям
теоретическое знание, а на практических занятиях
попытаться наглядно познакомить остроением
человека.

В программе дошкольного образования важное
место отведено эстетическому развитию детей, их
знакомству с произведениями изобразительного
искусства. Известно, что восприятие произведений
искусства, сложный, многоплановый творческий
процесс. Он требует известной затраты сил,
сопереживания, поэтому от педагогов и родителей
в работе с дошкольниками требуется большого
терпение.

Среди видов изобразительного искусства
живопись более других обращена к сфере
человеческих чувств и переживаний. Художники -
живописцы, человеческим ценностям с помощью
изобразительных и художественных средств.
Счастье,восторг, неутолимое, радость бытия и
многие другие эмоциональные состояния донесли
до нас полотна великих мастеров. С помощью сказки
«о волне и художнике» легко можно пережать
ребенку историю картин И. Айвазовского, а сказка
о знаменитом художнике К. Брюллова прекрасно
передает настроение и мотивы его полотен.

успех в эстетическом развитии детей
придет,если способствовать их проникновению в
мир отношений, переживаний и чувств героев
произведений изобразительного искусства. И
вызовет у детей чувство сопричастности с ним.
Возможности мировой художественной культуры
огромны. Необходимо лишь понять и отобрать те
произведения изобразительного искусства,
которые являются для ребенка наиболее
эмоционально значимыми, и определить методы и
приемы работы с детьми.

Эмоциональный отклик у детейвызывает те
произведения искусства, в которых переданы
чувства и отношения, наиболее близкие и понятные
ребенку этого возраста. Не менее привлекателен
для малышей и мир книжной графики. Рисунки в
книге являются одним из первых произведений
изобразительного искусства, с которыми
знакомятся дети.методика работы проста. Вначале
детей надо заинтересовать данными
произведениями, заинтриговать. Затем
предоставить им возможность самостоятельно
рассмотреть репродукцию, поинтересоваться,
понравилось или нет, после чего приступить к
беседе. Сначала хорошо поинтересоваться точкой
зрения ребенка, а затем одобрить ее и высказать
свою.

Искусство нельзя объяснить или разъяснить. Его
надо не понимать,а почувствовать. Если у детей
появился интерес к изобразительному искусству,
желание вновь и вновь обращаться к чарующей силе
искусства, то можно считать,что работа педагога
выполнена. Необходимо чаще побуждать детей
обсуждать со взрослыми или детьми то,что стало
источником их переживаний.

«Живопись избегает слов, ибо она обладает
своим языком,как и каждое искусство» Бирута
Баумане.

Приложение.




Следующий: