Экологическая игра Войди в лес другом


“Человек – не умен, – сказал мне
мудрец. –
Посмотри, что творит на Земле он!
Через век он природу разрушит вконец,
А в нее был когда-то влюблен он”.

Цель: Вовлечь учащихся в
эколого-просветительную деятельность.

Задачи:

  • Закрепить знания о значении леса
  • Воспитывать бережное отношение к природе,
    любовь к родному Краю.
  • Прививать навыки по охране и восстановлению
    природных объектов.

Форма занятия:

экологическая игра

1 ведущий:


Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

2 ведущий:

Основоположником учения о лесе по праву
считается русский ученый Г.Ф.Морозов (1867 – 1920). В
своей книге “Учение о лесе” он дал главное
определение этого сообщества: “Лесом мы будем
называть такую совокупность древесных растений,
в котором обнаруживается не только взаимное
влияние их друг на друга, но и на занятую ими
почву и на атмосферу”.

В дальнейшем ученый расширил представление о
лесе, показал, что это совокупность не только
растений, но и комплекс всего живого, где
составные части взаимодействуют между собой и
окружающей средой, непрерывно изменяясь.

1 ведущий:

Так уж устроен человек, что
стремиться проявить себя в самых сложных
испытаниях. И сегодня совершаются наитруднейшие
переходы через пустыни, смельчаки в одиночку на
шлюпке пересекают океаны, высаживаются на
необитаемые острова и пытаются там найти
средства к существованию. Выйти победителем из
этих ситуаций людям помогают сила духа, знания
родной природы.

2 ведущий

: Сегодня такими путешественниками
станут Робинзоны 7-х и 8-х классов, которые по
“щучьему велению” оказались в незнакомом лесу.
Ваша задача, ребята, выжить до прихода помощи. У
вас есть знания о природе и ее законах, вы можете
использовать их. За каждое преодоленное
препятствие вы будете получать “солнышко”,
которое даст вам шанс дождаться прихода помощи.

1 ведущий

: Сейчас, ребята, основная ваша
задача – построить себе жилище, чтобы укрыться
от непогоды. Что может стать вашим кровом?
Нарисуйте свой вариант жилища, укажите материал,
который вы использовали для его постройки, и
объясните свой выбор.

Ответы Робинзонов

:

1. Что может стать кровом? (Шалаш: крупные
ветви ели ставят конусом, мелкие – по принципу
черепицы между ними.)

2. На чем спать? (На матраце: осока, еловые ветки,
уложенные в несколько слоев.)

3. Подушка не помешает? (Можно использовать пух
иван-чая, рогоз.)

4. Без одеяла не будет холодно? (Будет! Накройся
сухой травой, мхом.)

2 ведущий: Ну, что ж, одно “солнышко” у вас
есть. Вот вам второе задание.

В последнее время резко возросла потребность в
так называемых недревесных продуктах леса:
орехах, ягодах, грибах. Это ценнейшие продукты,
которые используются как в натуральном, так и в
переработанном виде. До первой мировой войны
сумма, выручаемая крестьянами за грибы и ягоды,
составляли около 200 млн. рублей золотом, что
превышало тогда стоимость всей вывозимой за
границу древесины. Сбор и потребление
дикорастущих ягод и грибов на одного отдыхающего
в лесу по приблизительным расчетам составляют в
наши дни 3 – 10 кг. ягод и 10 – 30 кг грибов.

Каковы правила поиска съедобных растений?

Ответ.



Никогда не употребляйте:

- растения, выделяющие на изломе белый (похожий
на молоко) сок;

- грибы с неприятным запахом;

- луковицы без характерного луковичного или
чесночного запаха;

- косточки и семена плодов (они часто ядовиты).

В северных и умеренных широтах все ягоды,
похожие на малину, клубнику и чернику безопасны.

Незнакомые плоды, луковицы, клубни желательно
проварить, так как варка уничтожает многие
органические яды.

Наибольшая часть очень ядовитых растений
встречается на болотистых почвах и на
субальпийских лугах.

1 ведущий. Прекрасно! У вас уже два
“солнышка”. Пора подумать и о хлебе насущном.

Определите, какими растениями можно заменить
следующие продукты питания. Укажите, какую часть
растения вы используете.


Продукты Чем можно заменить
Кофе. Ответ:
Одуванчик – корень,
Цикорий – корень,
Шиповник – плоды.
Масло. Ответ:
Кедровые орехи,
Лещина – орех,
Сосна – семена.
Хлеб. Ответ:
Иван-чай – корень,
Рогоз – корень,
Кувшинка – корень.
Салат. Ответ:
Примула – листья,
Крапива – листья,
Хвощ – стебель, лист.
Картофель. Ответ:
Иван-чай – корень,
Стрелолист – клубни,
Лопух – корень.
Сахар. Ответ:
Камыш – корень,
Можжевельник – шишки,
Медуница – корень весной.
Капуста. Ответ:
Молодило – листья,
Сныть – листья.
Огурец. Ответ: Борщевик – стебли.

2 ведущий

: Вы заработали и третье “солнышко”,
замечательно. А знаете ли вы, что в народной
медицине используют около 12 тысяч видов
лекарственных растений, из которых многие –
лесные. Спрос на них в последнее время резко
возрос, и трудно найти семью, не использующую те
или другие растения и продукты их переработки.

Как не стыдно человеку –
Чуть чего бежать в аптеку?!
Ты прими хоть сто пилюль,
Все равно здоровья – нуль!
Зато у матушки-природы
Полным – полно других даров.
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и неба своды —
И ты практически здоров!

У наших участников появились симптомы
некоторых заболеваний: укусы насекомых, ОРВИ,
раны и ожоги, желудочно-кишечные расстройства.
Помогите себе, найдите лекарства в “лесной
аптеке”.

Ответ: Укусы насекомых (оса, пчела, комар).


Снимает боль и раздражение – сок одуванчика,
листья подорожника и черемухи, мята перечная.

Раны и ожоги.


Помогут остановить кровотечение – крапива,
пастушья сумка, тысячелистник.

Ранозаживляющие – подорожник, мать-и-мачеха,
зверобой, заячья капуста.

Перевязочные средства – сфагнум, кукушкин лен.

ОРВИ.


Жаропонижающие травы – отвар листьев малины,
клюква (сок ягод), примула, полынь, кипрей.

При кашле – мать-и-мачеха, подорожник, прострел,
примула, корень солодки, медуница.

Желудочно-кишечные заболевания.


Ромашка аптечная, полынь, аир болотный,
одуванчик, тысячелистник, черника, мята перечная,
подорожник (листья), зверобой, хвощ, черемуха,
крапива.

1 ведущий

: Как видно и болезни вам не страшны,
если знаешь природу родного края. А знаете ли вы,
что все растения так или иначе связаны с
животными? Желтый цвет лютиков привлекает
насекомых, которые питаются нектаром цветка, а
заодно способствуют опылению. Привлекают
животных и сладкие ягоды; они едят эти ягоды и тем
самым способствуют распространению растений,
поскольку в помете животных содержатся их
непереваренные семена. Некоторые растения
вырабатывают горький сок в листьях, имеют
колючки или жгучие волоски, чтобы защититься от
животных. Какие еще приспособления для защиты
могут использовать растения?

Ответ.

Ответить на этот вопрос нам поможет
отрывок из рассказа Николая Осипова
“Оруженосцы”: “…Удивительный дар у этих
растений – создали столько видов “оружия”, хоть
музей открывай: растительные шпаги, пики,
трезубцы! Хороша малина, да возни с ней много.
Чуть зазевался – занозил палец: впились в кожу
тонкие иголки, которыми усеяны стебли малины.
Несдобровать улитке или гусенице – непременно
распорют мягкое брюшко, если вздумает
полакомиться листьями. Боярышник защищается от
животных покруче – у него колючки чуть ли не с
палец длиной. Такие “шила” прогонят какое
угодно жвачное животное. Интересно защищается от
непрошенных гостей шиповник. Верхушки его
побегов арками склоняются к земле. Из почек на
побегах вырастают новее побеги. Из них тоже
получаются арки. Все так перекручено-перевито,
что не разберешь где начало, где конец. И отовсюду
на вас глядят острые шипы. Не у шиповника ли
научились саперы делать заграждения из колючей
проволоки?! Чтобы обзавестись колющим
“оружием”, растениям пришлось пройти долгий
путь постепенных изменений. У чертополоха стали
удлиняться жилки листа: они вытянулись за края
листьев и тоже стали колючками. Так и поделили
листья обязанности: одни, обычные, продолжают
добывать пищу из воздуха и солнечных лучей;
другие отпугивают врагов. Шиповник
“пожертвовал” на острые шипы какую-то часть
кожицы на цветочках”.

2 ведущий

: Пятое “солнышко” тоже ваше. Вы
молодцы! Показали знания не только родной
природы, но и творчество наших писателей. Действительно,
лес всегда служил источником вдохновения поэтов,
писателей, художников. Вспомните стихи о лесе,
наиболее запомнившиеся вам.

1 ведущий

: Сурова жизнь Робинзона. Каждая
минута – борьба за выживание. Вы обеспечили себя
всем необходимым, благодаря своим знаниям,
умениям, ловкости и сноровки. Теперь можно и
отдохнуть до прихода помощи.

1) Участники получают карточки с названием
растений и животных. Они должны образовать пары
(растение – животное) и объяснить причину выбора
(одним, двумя словами).

Ответ.

Еж – сосна (имеются иголки); крапива
– пчела (жалят); мать-и-мачеха – крот (мягкие
покровы); росянка – паук (едят насекомых);
репейник – пиявка (цепляются); осина – заяц
(“трусишки”).

2)

Каждому, находящемуся в лесу, желательно
знать, какая погода будет в ближайшее время:
нужно ли срочно строить шалаш для укрытия от
дождя или можно спокойно продолжить путешествие.
Открываем метеобюро. Знаете ли вы признаки
хорошей и плохой погоды?

Ответ:


Признаки хорошей погоды:

-
паук быстро ткет паутину;


- утренняя роса на траве;


- вечером квакают лягушки;


- днем тепло, а ночью холодно;


- муравьи тащат куколок;


- стрекочут сверчки и кузнечики;


- утром стелется туман;


- красная вечерняя заря, серое утро.

Признаки плохой погоды:

-
ласточки летают низко;


- паук сворачивает паутину;


- утром нет росы;


- муравьи бегут к муравейнику;


- дым от костра стелется по земле;


- при восходе небо красное;


- мухи становятся назойливыми;


– дождевые черви вылезают наружу.

2 ведущий



: Дорогие Робинзоны, Вы видите
объявления, предложенные тем или иным живым
организмом. Отгадайте авторов этих посланий.

- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой
домик ношу всегда при себе. (Улитка, черепаха).

- Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж,
дикобраз, ель, сосна).

- Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит
крылья? (Гусеница, змея, червяк).

- Помогу все, у кого сломался будильник. (Петух).

- Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с
медом. (Медведь).



- Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и
перья. (Птица).

- Что-то очень скучно стало одному выть на луну.
Кто составит мне компанию? (Волк).

- Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе
на память. Я успешно отращу новый. (Ящерица).

- Уже 150 лет жду друга! Характер положительный,
недостаток один – медлительность. (Черепаха).

- Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в
рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)

- Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время
делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу
ночью. (Сова).

- Я самая обаятельная и привлекательная! Кого
хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все
это, настоятельно прошу называть меня по
имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть.(Лиса).

- Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести
семейное счастье! Высиживайте моих птенцов!
Материнских чувств никогда не испытывала и
испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушки).

За правильные ответы участники получают
“солнышки”.

1 ведущий:

Завершить нашу игру можно хорошей
песней. (Участники игры поют песню “Солнышко
лесное”.

2 ведущий: Сегодня для вас открылись
некоторые тайны природы. За время путешествия вы
кое-чему научились. Команда отправляется домой
на вертолете, количество мест на нем не
ограничено.

“Когда вы испробовали хоть раз лагерную жизнь,
когда вы поняли радости здоровой, счастливой
товарищеской жизни в маленькой палатке или
грубом шалаше, тогда ни одно развлечение не будет
иметь для вас отныне такой притягательности, как
жизнь под парусиновой крышей или на бивуаке…” -
говорил любитель лесных походов и приключений
В.Попов.

Дерзайте, друзья! До новых встреч!

Используемая литература.

1. Верзилин Н.М. По следам Робинзонов. – М.,1994.

2. Научно-методический журнал “Биология в
школе”, №8, 2007; №7, 2003; №7, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Аванта+. Биология,
том 2.




Следующий: