Экологическая игра-сказка С кем дружит ель?

Категория урока:

Экологическая
игра-сказка.

Цели урока:

Уровень знаний:

1) Знать предметы зимы, зимние месяцы;

2) Знать, что ель хвойное, вечнозелёное растение.

3) Особенности, среда обитания белки, лесной
мыши, зайца, дятла, клёста

4) О новогодней праздничной традиции и
её последствиях пагубно отражающейся на природе
леса.

Уровень умений

:

  • уметь отличать ель от других деревьев и
    узнавать её;
  • логически мыслить, анализировать, делать
    выводы.

Развивать

: Умение находить
взаимосвязь в природе; умение (говорить) отвечать
на вопросы.

Воспитывать

:

  • через эмоциональное восприятие
    воспитывать любовь и бережное отношение к
    окружающему миру, природе;

  • умение слушать одноклассников.

Оборудование урока

.

  • Плакат “Ель”.

  • Демонстрационные картинки: сосны,
    берёзы, дуба, осины, ели.

  • Демонстративные картинки: белка,
    лесная мышь, клёст, заяц, дятел.

  • Раздаточный материал (на каждой
    парте): семена ели и хвоя на каждой парте
    (буклеты).

Сюрпризный момент урока

:
Искусственная ель, кедровые шишки.

Ход урока

I Организационный момент
(психологический настрой)

- У вас хорошее настроение? Тогда,
посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Передайте
своё хорошее настроение друг другу.

- Садитесь.

II Вводная часть. Прослушивание
стихотворения.

Опять погода стужей дышит;
Зато на окнах сквозь лучи,
Мороз опять узоры пишет
Своей серебряной парчи.
(А.М. Жемчужников)

- О каком времени года идёт речь в
стихотворении?

- Назовите приметы зимы. (холодно,
морозно, снег, вьюга, птиц стало мало, день короче
стал, а ночи длиннее)

- Назовите зимние месяцы. (декабрь,
январь, февраль)

- А, какой самый любимый зимний
праздник? (Новый год)

- Какое дерево мы приносим в дом под
новый год и украшаем его? (Ель)

- А, где растёт ель? (в лесу)

III Основная часть

- Тогда я вас приглашаю в сказочное
путешествие в лес. Для того чтобы узнать
побольше об этом чудесном дереве и о том с кем
“дружит” ель.
А помощником нам в этом
путешествии будет Колобок (показываю его).

- Вот послушайте сказочную историю,
которую рассказал мне Колобок.

Когда-то, давным-давно, когда наш
Экоколобок был просто Колобком и жил у бабушки и
дедушки, услышал разговор стариков.

“Хорошо бы нам на Новый год поставить
дома, да нарядить красавицу ель. Но мы совсем
старые стали – в лес тяжело по глубокому снегу
идти, а срубить дерево и подавно.”

И решил сделать Колобок старикам
Новогодний подарок. Выкатился он за порог дома,
взял топор и покатился в лес. Катится, а сам
думает…

- Как же я отыщу это дерево в лесу? Ведь
я его никогда не видел…

- А, вы ребята видели это дерево?
Сможете узнать?

Игра “Угадай ель”

Показываю (на доске) картинки деревьев
(осина, берёза, сосна, дуб, ель)

- Молодцы ребята, вы помогли Колобку
отыскать ель!

(В тот момент, когда “подошли” к ели –
читаю загадку)

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.

(показываю картинку)

- Это ель? А, что вы знаете об этом
дереве? (ответы детей)

-Молодцы!

А, я только добавлю, что такое дерево
вырастает из маленького семечка (показываю). А
высота этого дерева достигает 60-70 метров, а
чтобы вырасти до такой высоты ели понадобится 500-600
лет
(записать на доске). Ель не только красивое
дерево, но и полезное. Люди используют его в
промышленности (изготавливают мебель, строят
дома). Еловую смолу используют химики, а в
медицине используют даже хвою (открываю плакат
“Ель” на доске).

Вот какая ель! Вы ребята всё это узнали
из книг и рассказов взрослых, а Колобок это узнал
из рассказов лесных жителей.

/Продолжение сказки/

- Нашёл он в лесу красивую и пушистую
ель и только взмахнул топором. Как слышит, кто-то
говорит тоненьким голоском.

- Не руби Колобок ель, а то гнездо моё с
птенчиками упадёт, замёрзнут птенцы, да и есть
без ели нам нечего будет. Кто же это? – подумал
Колобок.

- А, вы ребята узнаете, если отгадаете
загадку:

Кто там прыгает, шуршит,
Да всё шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом
(Клёст)

(показываю картинку и помещаю на
плакат)

- А, что вы знаете об этой птице? (ответы
детей)

- Молодцы! А, колобок говорит: -
“Подумаешь, какая-то птица!” И опять замахнулся
топором. Слышит, как клёст плачет. Покажите, как
клёст может плакать, какие слова он мог бы
сказать? (показывают, говорят дети)

- Слышится ещё голосок. Совсем
тоненький. Отгадайте кто это?

Живу я под конём ели.
Маленькая быстрая.
Пик! Пик! – говорю
Семена в норку ношу!
(мышь)

(показываю картинку и помещаю на
плакат)



- А, что вы знаете о мышке? (ответы детей)

- А, Колобок всё своё твердит: -
“Подумаешь!” И опять взмахнул топором.

- Клёст (покажите как) плачет, мышка
плачет (покажите как)

- О чём они просят Колобка? (ответы
детей)

- Да ёщё голосок слышится.

- Ой, не руби ель, чем я буду питаться.
Кто это?

Кто в беретке ярко красной
В чёрной курточке атласной.
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит.
(дятел)

(показываю картинку и помещаю на
плакат)

- А, что вы можете рассказать об этой
птице? (ответы детей)

- А, колобок знай своё: — “Подумаешь!”
Опять взмахнул топором. Тут, клёст плачет
(покажите), мышка плачет (покажите), дятел плачет
(покажите). О, чём они просят Колобка? (ответы
детей)

Да, ещё голосок слышится.

- Ой, не руби ель, где я буду от
опасности укрываться! Кто это? Отгадайте загадку:

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(заяц)

- Правильно! А, что вы можете про зайца
рассказать? (ответы детей)

Физминутка


Мы весёлые зайчишки
Мы девчонки и мальчишки (прыжки стоя)

Любим прыгать вокруг ели
Хоть морозы и метели (прыжки вприсядку)

Лапки греть умеем тоже
И друг другу мы поможем (хлопки по парам)

Не страшны снега и стужа
Мы с зимою очень дружим (хлопки на каждое слово)

Мы за парты тихо сели (садятся)

Зайцы спрятались под ели (хлопок)

- Колобок, задумался, но желание
порадовать дедушку и бабушку было столь велико,
что он опять взмахнул топором. Тут все заплакали
и клёст, и мышь, и дятел, и заяц, и ещё голосок
слышится.

- Ой, останусь я без дома, без еды. Не
руби ель, мы все тебя просим.

Кто это? Отгадайте загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы.
(белка)

(показываю картинку и помещаю на
плакат)

- Что вы о белке знаете? (ответы детей)

- Тут Колобок совсем растерялся. Сел и
задумался. А стоит ли рубить ель?

- А вы как думаете ребята? (ответы детей)

- С кем дружит ель? (клестом, дятлом,
мышью, зайцем, белочкой)

- Как вы думаете, связаны ли между собой
“друзья” ели? (ответы детей)

/Дополнение к ответам детей/

Вывод – обобщение

Значит не только ель “дружит” c
клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и
“друзья” ели дружны между собой. Клёст срывает
шишку своим сильным клювом, выедает только часть
семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и
белки еда готова. А особенно это необходимо
лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с
дерева. Это им всем облегчает добычу пищи.

- Значит нельзя нарушить эту связь в
природе? (ответы детей)

- Что же делать Колобку? Как бы вы
поступили ребята? Но, ведь всем нам хочется на
Новый год иметь в доме нарядную красавицу ель.
(ответы детей)

Итог урока

- Давайте подумаем, какие слова можно
написать на этом плакате, которые могли бы
остановить человека и он бы не стал рубить ёлочку
и нарушать взаимосвязь в природе? (вывесить
плакат “Берегите природу” на доску). (ответы
детей)

- После урока мы вывесим этот плакат в
коридоре, чтобы все дети прочитали и рассказали
своим родителям! Хорошо?

- Молодцы ребята! Правильно вы
рассуждаете. Вот и Колобок это понял и с тех пор
стал он защищать природу и всем рассказывать что
всё, что нас окружает надо оберегать. Он даже имя
своё изменил и стал называться Экоколобок- друг
природы. Эко – взял он от слова экология.

- Кто нибудь знает, что обозначает это
слово? (ответы детей)

Экология – это наука, изучающая
взаимосвязи в природе с целью сохранения
окружающей среды. (на доске)

- А, мы с вами пока изучаем эти
взаимосвязи, а в будущем будем защищать природу.

- Давайте вместе прочитаем строки из
стихотворения…

Дерево, трава, цветок и плица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Стук в дверь.

Сюрпризный момент

Учитель вносит искусственную ёлочку и
корзину с шишками. В корзине письмо от друзей
леса.

Читаем письмо.

Дети получают гостинцы.

Урок закончен

Все вместе выходят в коридор
вывешивают плакат “Берегите природу”, картину
“Ель и её друзья”

Письмо

Дорогие ребята!

Я послушал сегодня ваши рассуждения и
обрадовался, что есть у меня помощники по защите
природы. А, чтобы на Новый год вы не остались без
красавицы ёлочки, посылаю её вам в подарок. Я и
дедушке с бабушкой принёс такую же! Хотя она и не
настоящая, но не хуже, а даже лучше. У этой ёлочки
не опадут иголочки через несколько дней и не
нужно её выбрасывать. А просто разобрать как
конструктор, а на следующий год собрать.

А друзья леса вам тоже передают
подарок. Это кедровые шишки.

С наступающим Новым годом!

Ваш друг Экоколобок и лесные друзья




Следующий: