Экологическая игра как средство воспитания любви к природе у младших школьников

Начальная школа – важнейший этап интенсивного
накопления знаний об окружающем мире,
способствующий становлению личности,
формированию экологической культуры.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время
– явление не только закономерное, но и
необходимое.

В дополнительном образовании особое место
занимают такие формы занятий по экологической
направленности, которые обеспечивают активное
участие в занятии каждого ребенка, повышают
авторитет знаний и индивидуальную
ответственность учащихся за результаты своего
учебного труда. Эти задачи можно успешно решать
через технологию игровых форм обучения. Игра
имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то
же значение, какое у взрослого деятельность,
работа, служба. Игра только внешне кажется
беззаботной и легкой. А на самом деле она властно
требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей
энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети
повторяют в играх то, к чему относятся с полным
вниманием, что им доступно наблюдать и что
доступно их пониманию.

Игра имеет большое значение в жизни учащихся
младшего школьного возраста и очень важно
сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней.
Так как игра – явление многогранное, ее можно
рассматривать как особую форму существования
всех без исключения сторон жизнедеятельности
коллектива, который очень важен для учащегося. В
нём развивается чувство долга и ответственности,
стремление к взаимопомощи, солидарности,
привычка подчинять личные интересы интересам
коллектива. Мнение коллектива сверстников,
оценка коллективом поступков и поведения
ребенка для него очень важны. Как правило,
общественная оценка учебного коллектива значит
для ребенка больше, чем мнение педагога или
родителей, и он обычно очень чутко реагирует на
дружное воздействие коллектива товарищей.

Использование игр и упражнений на занятиях
экологической направленности способствует
развитию познавательных интересов, мыслительных
процессов и положительной мотивации к обучению
учащихся.

Отсюда следует, что использование развивающих
экологических игр и упражнений на занятиях
является неотъемлемой частью учебного процесса.

Существует классификация игр,
развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.

1) Предметные игры, как манипуляции с
игрушками и предметами. Через игрушки и
предметы дети познают форму, цвет, объем,
материал, мир животных, мир людей и т.п.

2) Игры творческие, сюжетно-ролевые, в
которых сюжет – форма интеллектуальной
деятельности.

Игры типа “Брейн-ринг”, “Что? Где? Когда?”,
“Своя игра” и т.д. Данные игры – важная
составная часть учебной, но, прежде всего,
внеучебной работы познавательного характера.
Творческие, интеллектуальные, сюжетно-ролевые,
игры в обучении – не просто развлекательный
прием или способ организации познавательного
материала. Игра обладает огромным эвристическим
и убеждающим потенциалом. Игры-путешествия носят
характер географических, экологических,
краеведческих “экспедиций”, совершаемых по
книгам, картам, документам. Все они совершаются
учащимися в воображаемых условиях, где все
действия и переживания определяются игровыми
ролями: геолога, зоолога, эколога, топографа и т.д.
Учащиеся пишут дневники, собирают разнообразный
материал познавательного характера. В этих
письменных документах деловое изложение
материала сопровождается домыслом.
Отличительная черта этих игр – активность
воображения, создающая своеобразие этой формы
деятельности. Такие игры можно назвать
практической деятельностью воображения,
поскольку в них оно осуществляется во внешнем
действии и непосредственно включается в
действие. Стало быть, в результате игры у детей
рождается теоретическая деятельность
творческого воображения, создающая проект
чего-либо и реализующая этот проект путем
внешних действий. Происходит сосуществование
игровой, учебной и трудовой деятельности, где
ученики могут отправляться в “новый мир” и
заново открывать его для себя. Учащиеся много и
упорно трудятся, изучая по теме книги, карты,
справочники.

3) Игры с готовыми правилами, обычно их
называют дидактическими.

Как правило, они требуют от учащегося умения
расшифровывать, распутывать, разгадывать, а
главное – знать предмет. Чем искуснее
составляется дидактическая игра, тем наиболее
умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать
вложенными в игру знаниями ребенок учится
непреднамеренно, непроизвольно, играя.

4) Строительные, трудовые, технические,
конструкторские
. Эти игры отражают
профессиональную деятельность взрослых. В этих
играх учащиеся осваивают процесс созидания, они
учатся планировать свою работу, подбирать
необходимый материал, критически оценивать
результаты своей и чужой деятельности, проявлять
смекалку в решении творческих задач. Трудовая
активность вызывает активность познавательную.

5) Игры-упражнения, игры-тренинги,
воздействующие на психическую сферу. Основанные
на соревновании, они путем сравнения показывают
играющим школьникам уровень их
подготовленности, тренированности, подсказывают
пути самосовершенствования, а значит, побуждают
их познавательную активность.
Педагог, используя в своей работе все пять видов
игровой деятельности, имеет огромный арсенал
способов организации учебно-познавательной
деятельности учащихся.

Из раскрытия понятия игры психологами и
педагогами можно выделить ряд общих
положений
:

1. Игра выступает самостоятельным видом
развивающей деятельности детей разных
возрастов.
2. Игра детей есть самая свободная форма их
деятельности, в которой осознается, изучается
окружающий мир, открывается широкий простор для
личного творчества, активности самопознания,
самовыражения.
3. Игра – первая ступень деятельности ребенка,
изначальная школа его поведения, нормативная и
равноправная деятельность младших школьников.
4. Игра есть практика развития. Дети играют,
потому что развиваются, и развиваются потому, что
играют.
5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с
опорой на подсознание, разум и творчество.
6. Игра – главная сфера общения детей; в ней
решаются проблемы межличностных отношений,
приобретается опыт взаимоотношений людей.

Использование дидактической игры как средства
развития детей младшего школьного возраста
уходит своими корнями далеко в прошлое.

В настоящее время дидактической игре придается
большое значение. Имеется её явное эффективное
воздействие на интеллект, на формирование
экологической культуры ребенка, что
подтверждает опыт многолетней практики работы с
детьми не только в работе известных педагогов, но
и в работе педагогов вообще.

Игра – это эмоциональная деятельность:
играющий ребенок находится в хорошем
расположении духа, активен и доброжелателен.
Если рассматривать роль дидактической игры в
экологическом воспитании, то следует сказать,
что эффективность ознакомления детей с природой
в большой степени зависит от их эмоционального
отношения к педагогу, который обучает, дает
задания, организует наблюдения и практическое
взаимодействие с растениями и животными.

Поэтому первый момент, который объединяет два
аспекта педагогики (игру и ознакомление с
природой), заключается в том, чтобы «погрузить»
детей в любимую деятельность и создать
благоприятный эмоциональный фон для восприятия
«природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой
отношения детей к природе, которое в рамках
экологического воспитания является конечным
результатом.

Психологи рассматривают игровую деятельность
как проявление сложившегося у ребенка
положительного отношения к тому содержанию,
которое она в себе несет. Все, что нравится детям,
все, что их впечатлило, преобразуется в практику
игры. Поэтому, если учащиеся организовали игру на
природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и
пр.), это означает, что полученные представления
оказались яркими, запомнились, вызвали
эмоциональный отклик, преобразовались в
отношение, которое ее и спровоцировало. В свою
очередь усвоение знаний о природе при помощи
игры, вызывающей переживания, не может не оказать
влияния на формирование у них бережного и
внимательного отношения к объектам
растительного и животного мира. А экологические
знания, вызывающие эмоциональную реакцию у
детей, войдут в их самостоятельную игру, станут
ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие
которых затрагивает лишь интеллектуальную
сферу. Игра и экологическое воспитание в
некотором отношении противоположны: во время
игры ребенок раскован, он может проявлять
инициативу, совершать любые действия, от которых
игра может быть лучше или хуже, но при этом никто
не пострадает, т.е. он физически и морально не
ограничен в этой деятельности.

Познание природы, взаимодействие с ней требуют
учета специфики живого организма и поэтому
накладывают много запретов, ограничивают
практическую деятельность ребенка.

Рассмотрев роль дидактической игры, следует
остановиться на структуре этих игр, обозначить
своеобразие и особенности руководства ими.

Итак, структуру (структура дидактической
игры по А.К Бондаренко)
дидактической игры
образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся:
дидактическая задача, игровые действия, игровые
правила, результат и дидактический материал. К дополнительным
компонентам
: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры
обучающая, именно поэтому основным компонентом в
ней является дидактическая задача, которая
скрыта от учащихся игровой. Ребенок просто
играет, но по внутреннему психологическому
значению – это процесс непосредственного
обучения.

Дидактическая задача – определяется
целью обучения и воспитания детей в соответствии
с образовательной программой, где для каждой
возрастной группы определен объем знаний,
умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия. Игровая и дидактическая
задача реализуется в игровых действиях.
Дидактическая игра отличается от игровых
упражнений тем, что выполнение в ней игровых
правил направляется, контролируется игровыми
действиями.

Игровые правила. Основная цель
правил – организовывать действия, поведение
детей.

Дидактический материал и результат:
средством решения дидактической задачи
выступает дидактический материал; результатом
дидактической игры является решение игровых и
дидактических задач, решение обеих задач –
показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической
игры – сюжет и роль
не обязательны и могут
отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры
определяется:

  • рациональным сочетанием дидактической и
    игровой задач. Если преобладает обучающая
    задача, то игра превращается в упражнение, а если
    игровая, то деятельность теряет свое обучающее
    значение. Обучение в форме дидактической игры
    основано на стремление ребенка, входить в
    воображаемую ситуацию и действовать по ее
    законам, то есть отвечает возрастным
    особенностям дошкольника.
  • видом игровой деятельности и формой
    организации взаимодействия взрослого с
    ребёнком. Дидактические игры социальны по своему
    происхождению, социальные отношения менее
    выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в
    дидактической игре – сама дидактическая задача,
    предполагает формирование средств и способов
    познания.

Руководство дидактическими играми
осуществляется в трех направлениях: подготовка
дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор
игры в соответствии с задачами воспитания и
обучения; установление соответствия отобранной
игры программным требованиям воспитания и
обучения детей; определение удобного времени
проведения дидактической игры; выбор места для
игры; определение качества играющих; подготовка
необходимого дидактического материала для
выбранной игры; подготовка к игре самого
педагога; подготовка к игре детей: обогащение их
знаниями о предметах и явлениях окружающей
жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление
детей с содержанием игры, с дидактическим
материалом, который будет использован в игре
(показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе
которой уточняются знания и представления детей
о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на
выявление приемов ее подготовки и проведения:
какие приемы оказались эффективными в
достижении поставленной цели – это поможет
совершенствовать как подготовку, так и сам
процесс проведения игры. Анализ позволит выявить
индивидуальные особенности в поведении и
характере детей.

При руководстве дидактическими играми
необходимо учитывать принципы формирования
игровой деятельности у детей младшего школьного
возраста:

1. Для того чтобы учащиеся овладели игровыми
умениями, педагогу следует играть вместе с ними. |
2. При формировании у ребенка игровых умений
необходимо ориентировать его на возможное
взаимодействие с партнером-сверстником.
3. Педагог, играя с учащимися вместе, должен на
каждом этапе разворачивать игру так, чтобы
ребенок открывал, усваивал специфические,
постепенно усложняющиеся способы построении
игры

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и
косвенными.

Прямое руководство предполагает
непосредственное вмешательство педагога в игру
учащихся.

Косвенное руководство игрой особенно
плодотворно в работе с детьми младшего школьного
возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми
педагог выражает исключительно в форме советов,
не требуя жесткого подчинения.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая
игра представляет собой многословное, сложное,
педагогическое явление: она является и игровым
методом обучения детей дошкольного возраста, и
формой обучения детей, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего
воспитания ребенка.

Специфика, своеобразие и принципы, на которых
строятся дидактические игры, характер
психологических (психофизиологических)
особенностей детей младшего школьников
позволили разработать целую систему
использования дидактических игр (как одного из
средств экологического воспитания) по
воспитанию любви к природе родного края в рамках
формирования общей экологической культуры детей
и развитию у них экологических представлений.

Дидактическая игра может быть включена в любой
раздел программы и её возможности следует
использовать как для развития экологического
сознания, экологической деятельности, так и для
формирования личности учащегося в целом.

Современная экологическая ситуация
актуализировала необходимость оптимизации
отношений общества и природы как комплексной
проблемы науки и практики.

Одним из важнейших направлений, условий,
средств оптимизации является экологическое
образование, возрастающая роль которого
признается практически всеми государствами
мира.

Очевидно, что при освещении вопросов
экологического образования необходимо
обращение к состоянию окружающей среды на разных
уровнях. Понимание проблемы окружающей среды
требует определенных действий как со стороны
отдельного человека, так и на всех уровнях
общества и всего мирового сообщества.
Экологическое образование может быть
эффективным в том случае, если все человечество
будет участвовать в меру своих возможностей в
решении задач улучшения отношений «человек –
окружающая среда». Из этого следует, что
воспитывать экологическую культуру, любовь к
природе вообще и к природе родного края, в
частности, необходимо с ранних лет.

Ценность младшего школьного возраста очевидна.
В этот период закладываются основы
взаимодействия с природой, при помощи педагога
ребенок начинает осознавать ее ценность для всех
людей. Важно, чтобы учащийся познавал окружающий
мир сообразно природе его психического развития,
т.е. посредством игры, сущность которой
заключается в том, что дети отражают в ней
различные стороны жизни, особенности
взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания
об окружающей действительности.

Понимание целесообразности использования игры
в обучении детей младшего школьного возраста
поставило перед исследователями проблему
разработки дидактических игр, цель которых –
обеспечить наилучшие условия усвоения знаний,
умственных навыков и умений. Исследованиями Е.И.
Удальцовой, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и др.
установлено, что дидактическая игра наряду с
занятием может быть использована для решения
различных учебных задач: формирования навыков
умственной деятельности, умений использовать
приобретенные знания в новых условиях; она может
быть формой организации обучения, методом
закрепления знаний, средством воспитания
нравственно-волевых, трудовых, экологических и
др. знаний и умений.

Дидактическая игра рассмотрена в данной работе
как эффективное средство экологического
воспитания и как одно из его направлений –
воспитание любви к природе родного края детей
младшего школьного возраста, потенциал игры
позволяет максимально реализовать поставленные
задачи экологического воспитания и использовать
её в любом из направлений
воспитательно-образовательной работы с детьми.

Считаю, что материалы настоящей разработки
можно применять на практике в работе с детьми
младшего школьного возраста и использовать
возможности дидактической игры как эффективное
средство формирования экологической культуры в
целом.

Приложение 1

Приложение 2

Следующий: