Единство требований к прогулке


Игра — вид деятельности, служащий
удовлетворению многих потребностей людей разных
возрастов. В период становления человека как
личности она выполняет особую роль: с её помощью
дети удовлетворяют потребности в деятельности,
отдыхе, развлечениях, в развитии духовных и
физических сил, но главным образом в познании
мира. Игра увлекает детей возможностью
самовыражения. Игровая деятельность всегда
носит добровольный характер, предоставляя
каждому свободный выбор, участвовать или не
участвовать в игре.



Однако этим, особенности игры в группе не
исчерпываются. Всякий учащийся, давший согласие
на участие в игре, ограничивает себя в свободе
действий. Он как бы берёт на себя обязательство
соблюдать предписанные правила. Выполнение их
играющими является непременным условием этого
вида деятельности.

Другой особенностью игровой деятельности
является то, что она имеет многочисленные цели,
которые подчинены одному — воспрепятствовать
бессодержательному времяпрепровождению.
Игровая деятельность протекает так: коллектив
или группы устанавливают общие для всех условия
и правила, выполнение которых находится под
контролем всех участников игры. По мере
приобретения опыта коллективной игровой
деятельности у учащихся появляется способность,
исходя из общих интересов, упрощать или
усложнять правила известных игр, вносить в игру
новые условия. Видоизменения игры с учётом
коллективных пожеланий — явление нередкое. Для
многих коллективных игр характерен творческий
подход к совершаемым действиям. Игра
предоставляет учащимся возможность выбора
движений с учётом их физических данных, в то
время как физический труд, экскурсия, прогулка,
физкультурно-оздоровительное занятия требуют от
них определённых предписанных воспитателем
движений, уклониться от которых нельзя.

Содержание всякой игры на воздухе составляют
её сюжетная линия, перечень правил и набор
движений.

Набор игровых движений зависит от характера
игр на воздухе. Их можно разделить на
подражательные, образно-творческие и
ритмические. Они часто выступают в различных
комбинациях и сочетаниях, решая задачи развития
у детей ловкости, быстроты, силы и других
физических качеств.

По тому, что доминирует в этих играх сюжет ли,
правила ли, движения ли выделяют сюжетные
(тематические), ролевые (творческие), подвижные
игры и т.д.

Игровая деятельность имитирует бытовую,
трудовую, военную и другую деятельность. Нельзя,
отбирая игры для группы, преуменьшать значение
различных видов игр: все они сами по себе ценны.
Сейчас нередко воспитатели выделяют из всего
множества игр подвижные игры. Это значит, что
педагоги придают особое значение
двигательно-содержательной стороне игр на
воздухе, так как этот вид в идейно-нравственном
отношении уступает другим видам. Нужен не
односторонний, а комплексный подход к выбору игр
на воздухе.

Народ — творец игр. Народные игры несут в себе
жизнелюбие, нравственные идеалы. Народные игры
во всей массе очень разнохарактерны. Это и
сюжетные, и ролевые, и военные и подвижные игры,
развлечения и забавы.

Военные игры — одно из любимейших занятий
детей и подростков и ещё одна из форм
военно-патриотического воспитания учащихся. Во
время игровых занятий дети получают
первоначальные знания о физической строевой
тактической подготовке. Сюжетный и ролевой
характер военных игр позволяет ученикам
применить эти умения на практике. Эти игры
требуют особенно тщательной подготовки, т.к.
технически они сложнее, чем другие игры на
воздухе.

Сюжетные игры — это игры, создаваемые самими
детьми на тему, подсказанную воспитателем. Они
отражают различные жизненные явления:
созидательный труд, общественные события,
традиции, быт людей. При этом используется
различный природный материал. В ходе этих игр
могут быть использованы различные игрушки. Дети
любят строительные игры.

Ролевые игры. Дети любят играть в моряков,
пограничников, шофёров и т.д. Они очень быстро
входят в роль, играют с выдумкой.

Подвижные игры — это игры, требующие от
воспитанников активной двигательной
деятельности. Сюжеты и правила этих игр обычно
придуманы взрослыми, рассматривающими их как
средство физического развития детей. Важно
значение этих игр в оздоровительном плане.
Однако нельзя забывать о том, что они имеют и
образовательное значение. Игры подвижные в
соответствии с методикой подразделяются на игры
большой подвижности, игры средней подвижности,
игры малоподвижные.



Развлечения и забавы — это игры детей, в
которых элементы развлекательности преобладают,
выдвигаются на передний план. В разное время года
проводятся различные игры-развлечения. Запуск
змея, лепка снежных баб, катание с горки, качели,
карусели и другие игры очень распространены
среди детей.

Особую группу представляют игры-аттракционы.
Игры со скакалкой, прыжки на балансирующей доске,
хождение на ходулях, состязание в равновесии на
бревне, кегли и другие игры проводятся в
определённое время года.

Вольные игры, т.е. игры, где инициатива
полностью исходит от школьников. Для воспитателя
они являются контрольными игровыми занятиями, во
время которых он проверяет, какие именно игры
лучше усвоены детьми и превратились в общее
достояние.

Примерный перспективный план игровых
занятий.


№ п/п Характер игр Количество занятий
по классам
Всего
I II III IV V V V I VII VIII
1. Народные игры 8 8 8 8 8 8 8 8 8 72
2. Военные 4 4 4 4 5 5 5 5 5 41
3. Сюжетные 3 3 3 3 2 2 2 2 2 22
4. Ролевые 2 2 2 2 8
5. Подвижные 6 6 6 6 3 3 3 3 3 39
6. Развлечения, забавы 5 5 5 5 4 4 4 4 4 40
7. Игры-аттракционы 3 3 3 3 3 15
8. По выбору детей 3 3 3 3 5 5 5 5 5 37
9. Резерв непланируемых занятий 4 4 4 4 5 5 5 5 5 41
Итого занятий в году 35 35 35 35 35 35 35 35 35 315

Готовясь к очередному занятию, педагог должен
для себя решить, какой характер придать игре. Это
решение зависит от возраста учеников, их
общефизической подготовки, условий. Очень
ответственный момент — это выбор места игры.
Нужно учитывать погоду и температуру воздуха.
Выбор игры зависит и от наличия инвентаря,
которым она должна быть оснащена.

Каждая подвижная игра имеет свой порядок
размещения играющих. В начале игры все частники
должны быть расставлены так, чтобы было слышно
объяснение. План-инструкция: название игры, цель,
ход ведения игры и ее правила, роли участников;
затем дети занимают свои исходные места.
Воспитателю надо внимательно следить за
поведением воспитанников во время игры,
требовать соблюдения правил игры. Обнаруженные
ошибки нужно немедленно исправлять и
устанавливать справедливость.

Предметом особого внимания воспитателя должно
быть зазнайство и хвастливость победителей.
Большую роль в урегулировании детских
конфликтов играет хорошо налаженное судейство
во всех случаях, когда условиями игры оно
предусматривается. Чрезвычайно ответственным
моментом в деятельности воспитателя является
его контроль над мерой физических и
эмоциональных нагрузок. Надо узнать, что
регулирование нагрузок достигается уменьшением
или увеличением детской подвижности.

Температурные и погодные условия, в которых
протекают игровые занятия, также диктуют
определённые требования к их проведению. Зимой
сюжетные и ролевые игры должны быть использованы
ограниченно, только в относительно тёплые дни. В
морозные дни лучше использовать подвижные игры.



За несколько минут до конца игры нужно
предупредить детей об её окончании. Занятие
заканчивается подведением итогов игры, разбор
игры.

Виды прогулок.

Утренние и вечерние оздоровительные.

Задачи:

быстро одеть детей; снять умственную
усталость и восстановить активность; утолить
физический «голод».

Тематические прогулки.

Прогулки — наблюдения /за сезонными
изменениями в природе (альбомные картинки,
загадки, стихи, сочинения); особенностями
растительного мира (гербарии, зарисовки детей) и
животного мира нашей области (конкретно о
насекомых: жуки, муравьи; картинки, зарисовки
детей) /.

  • Спортивные игры (соревнование: единство команд,
    план игры).
  • Обществоведческие экскурсии (объект труда,
    благоустройство города, школьного двора,
    героическое прошлое родного края).
  • Трудовые десанты (труд на пришкольном участке,
    уборка закреплённой территории за классом,
    благоустройство школьной территории).
  • Прогулки-задания (оказание помощи пожилым людям
    и ветеранам, поливка клумб и т.д.)
  • Прогулки-задачи (определить расстояние между
    различными объектами; определить высоту здания,
    крутизну склона, направление ветра).
  • Прогулка — поиски (отыскать корень, семена,
    природный материал).
  • Прогулка-поход (на скорость, организованность,
    дисциплину, внимание).
  • Прогулка-фантазия (сделать зарисовку,
    смастерить игрушку из дерева, составить букет,
    придумать рассказ).
  • Прогулка-развлечение (исполнение песен, чтение
    стихов, аттракционы, игры).
  • Прогулка-показ (познакомить и показать местные
    достопримечательности; различные предметы и
    объекты, редкие цветы, деревья и кустарники;
    разнообразные свойства и признаки предмета).
  • Прогулка-практикум (закрепление знаний и
    навыков по ПДД, ТБ, трудовым навыкам,
    ориентированию, культуре поведения).
  • Комбинированная прогулка (сочетание всех видов
    прогулок).
  • Вольная прогулка (по выбору детей).
  • Прогулка — игра (проводятся подвижные игры).



Следующий: