Единство географического и духовного образования школьников краеведение

«В образовании очень вредно обращать
внимание только на рассудок и ум, забывая о
сердце…
Именно на сердце больше всего надо обращать
внимание».
Иоанн Кронштадский

Наша школа работает над становлением
общеобразовательного учреждения с
этнокультурным (русским) компонентом
образования. И предмет «География», как ни
какой другой, органично вписывается в эту
программу.

В отличие от других предметов география не
только является комплексной наукой, но и
включает в себя одновременно дисциплины
естественного и гуманитарного цикла. Большое
место в курсе Географии отводится изучению нашей
Родины. Введение краеведческого компонента
позволяет ученикам почувствовать себя частью
единого целого, помочь понять и полюбить ту
землю, на которой мы живем.

Тема моего самообразования — «Реализация
средствами школьного краеведения единства
географического и духовного пространства в
воспитании и образовании школьника»

Работа над этой темой во многом позволила
углубить гуманитарную и краеведческую
направленность в преподавании географии.
Комплексное изучение родного края способствует
наиболее полному использованию самостоятельных
и исследовательских работ для этой цели. Дает
возможность добиться позитивной динамики
учебных достижений и высокого уровня качества
знаний обучающихся.

Школа № 11 находится в микрорайоне «Красная
горка» г. Подольска, расположенном на левом
берегу реки Пахры. Вся жизнь школьников связана с
этим местом, которое очень красиво и живописно.

Одной из границ микрорайона является старый
заросший овраг. Он образовался на месте открытой
добычи известняка. С XII века, когда стали
возводится первые каменные постройки, известняк
использовали как главный строительный материал.

На протяжении нескольких столетий жители
города занимались промыслом «белого камня»-
известняка. В пойме реки Пахры располагается
несколько заброшенных карьеров, а в двух
километрах от школы находится огромный карьер,
из которого долгое время добывали известняк для
цементного завода.

Учебные экскурсии в эти места послужили
началом сбора школьной палеонтологической и
минералогической коллекции. А постоянный
интерес школьников к геологии, минералогии,
палеонтологии подтолкнул к созданию плана
кружка «Краеведения», который помог ответить на
интересующие ребят вопросы.

Занятия в краеведческом кружке помогают
развивать интерес к предмету и выполняют большую
роль в формировании любви к своей Родине.
Школьниками было написано несколько научных
работ.

Неотделимой частью работы кружка является
экологическое образование и воспитание
учащихся. Наш район испытывает весь негатив,
который несет в себе большой промышленный город.
Поэтому вопросы загрязнения окружающей среды и
защиты природы от агрессивного наступления
человека остаются в центре внимания работы
кружка «Краеведения».

Работа в кружке помогает:

  • формировать умение самостоятельно изучать
    природное и культурное наследие Подмосковного
    региона;
  • осознать современные взаимоотношения человека
    и природы в родном крае;
  • принять участие в решении общественно значимых
    проблем региона;
  • расширить общий и географический кругозор
    учеников, обогатить их новыми знаниями о
    наиболее значимых объектах природы;
  • расширить и углубить знания об охраняемых
    территориях;
  • показать ранимость биосферы и важность решения
    экологических проблем.

Позитивными результатами работы кружка
являются:

  • формирование навыка выступления перед
    аудиторией и умения слушать выступления своих
    товарищей;
  • организация районной акции «Защитим
    Подольский карьер от уничтожения»;
  • проведение 5-ти научно-творческих мастерских
    учащихся:
    • Народные промыслы Подольского района;
    • Рождение русской матрешки;
    • Первые центры кружевоплетения в Московской
      области;
    • Экология рек Волжского бассейна;
    • Диалог Мировых религий.

Школьники, участвующие в работе кружка
«Краеведение» стали призерами в конкурсе
фоторабот в рамках Областной экологической
конференции «Природа встречает друзей»,
организованной Областным детским экологическим
центром при Московском государственном
областном университете и в 2008/2009 г. в номинациях
«Памятники природы Подмосковья» и
«Садово-парковые ансамбли, памятники
материальной и духовной культуры».

В школе создано Научное Общество Учащихся (НОУ).
На рисунке представлена структура работы
естественнонаучной секции НОУ (Рисунок 1).

Ежегодно в естественнонаучной секции НОУ
проводится большая творческая работа, в
результате которой ученики школы неоднократно
становились победителями и призерами
муниципальных и региональных
научно-практических конференций.

  • Вот некоторые темы последних призовых работ :
  • «Рождение русской матрешки на Подольской
    земле»;
  • «Палеонтологические находки в пойме реки
    Пахры»;
  • «Подольское кружево: Вчера, сегодня, завтра
    :»;
  • «Происхождение Подольского карьера -
    природного памятника Подмосковья».

Одной из организационных форм обучения,
которые позволяют изучать объекты, явления,
закономерности непосредственно в природе,
являются образовательно-развивающие экскурсии.

За последние три учебных года в рамках работы
кружка «Краеведения» проведены следующие
экскурсии: в Выставочный зал г. Подольска; в
краеведческий музей г. Подольска; в мемориальный
комплекс «Подолье»; в Палеонтологический музей;
в музей Дарвина; в Третьяковскую галерею; в
океанариум; в г. Серпухов. Соборная площадь,
монастыри города, краеведческий музей; в г.
Таруса, посещение краеведческого музея и музея
Марины Цветаевой, обзорная экскурсия по городу; в
Геологический музей им. Вернадского; в
Государственный исторический музей; в
Приокско-Террасный заповедник; в
Савво-Сторожевский монастырь город Звенигород; в
Мемориальный музей «Поленово»; в центр народных
промыслов «Бабенская игрушка» (поселок Шишкин
Лес), усадьба Михайловское; в краеведческий музей
поселка Щапово; город Видное: Бутовский полигон,
Храм Святых новомучеников и исповедников
Российских, Свято-Екатерининский мужской
монастырь, Храма — памятника в честь
великомученика Георгия Победоносца.

«Православие — каркас русской
цивилизации» — эта фраза прозвучала, на
ставших традиционными, Рождественскими
чтениями, проходившими в декабре этого года в
городе Подольске. При изучении темы «Освоение
территории нашего государства» можно
представить, что везде, где русские люди
основывали свои первые поселения, везде
возникали сначала часовни, а за тем и
православные храмы.

Нельзя не сказать о большом значении
возникновения монастырей на территории России.
Монастыри являлись не только оплотом веры
русского народа, но и очагами культуры.

Древние книги, распространение грамоты,
иконопись все это возникло и стало развиваться в
стенах монастырей. Монастыри становились
крепостями при нападении врагов. Туда люди
тянулись за советом и помощью. И часто именно
монастыри становился градообразующим элементом,
возле которого сначала появлялись небольшие
поселения. Ведь в случае нападения врагов за
стенами монастыря можно было укрыться от
неприятеля. Поэтому в экскурсионной работе со
школьниками посещение монастырей занимает
особое место.



Большой образовательный, воспитательный и
развивающий результат всегда приносят экскурсии
в Приокско-Терассный заповедник, расположенный
недалеко от города Серпухова. Роль охраняемых
природных территорий в человеческой истории и в
жизни современного общества многообразна. Это
можно почувствовать, когда находишься в таком
заповедном месте.

Важное место в образовательном туризме
занимают комплексные экскурсии. Примерами таких
экскурсий могут служить экскурсии в г. Тарусу,
Паленово, г. Серпухов, г. Видное.

Такие комплексные экскурсии, позволяют
охватить за один день такие предметы как историю,
географию, краеведение, православную культуру и
оказывают большое воспитательное и
образовательное значение для школьников.

Комплексное изучение родного края
способствует наиболее полному использованию
самостоятельных и исследовательских работ для
этой цели. Дает возможность добиться позитивной
динамики учебных достижений и высокого уровня
качества знаний обучающихся.

Живое общение с природой стимулирует интерес
школьников, которые должны не только смотреть, но
и делать выводы из того, что увидели. На
экскурсиях учащиеся не только приобретают новые
знания, но и получают навыки самостоятельной
работы.

Любая экскурсия требует обязательной
предварительной подготовки и соблюдения
некоторых простых правил:

  • определение темы экскурсии, место её
    проведения, составление плана;
  • рассказывать только о том, что можно показать;
  • не оставлять экскурсантов только слушателями,
    привлекать их к активной работе;
  • уметь сконцентрировать внимание на нужном
    объекте;
  • закрепить материал экскурсии в памяти учеников.

Успешная экскурсия невозможна без тщательной
подготовки учителя, который должен подобрать и
изучить требуемую литературу, побывать на
маршруте, подготовить инструкцию по технике
безопасности для детей, выявить наиболее опасные
участки маршрута, подготовить задания для
отдельных звеньев учащихся.

При проведении экскурсий использовались
методические рекомендации: Кузнецова С.С. [1],
Морозова П.Е., Ильясова И.В., Кузьмина С.А. [2],
Пахневича А.В. [3], Бондарева В.П. [4], Сербаринова
А.Е. и других авторов.

В этом учебном году планируется создать
детский эколого-географический лагерь
«Звенящий ключ», где в летние каникулы будет
проходить комплексная полевая практика по
изучению природного комплекса, расположенного
на левом берегу реки Десны около Святого
источника Параскевы Пятницы. Это традиционно
любимое места отдыха жителей района и отдыхающих
в санатории «Ерино». Задача, которая стоит
перед нами непростая — силами детей и учителя на
основании собранного материала составить
«Экологическую тропу» этого района.

В школе создана система духовно-нравственного
образования, развития и воспитания учащихся в
курсе географии в школе с этнокультурным
(русским) компонентом в образовании по трем
основным направлениям (Рисунок 2).

  • Разработана рабочая программа по географии с
    включением этно-культурного (русского) и
    православного компонента.
  • Разработаны программы спецкурсов и кружка с
    включением этно-культурного и православного
    компонента.
  • Создан школьный центр русской православной
    культуры
  • Накоплен и систематизирован материал детских
    научно-экспериментальных работ, творческих
    работ.
  • Создан силами учащихся и их семей музей русской
    культуры.
  • Создана и систематизирована школьная коллекция
    палеонтологических и минералогических
    экспонатов Подольского района.
  • Собран и систематизирован материал по
    возникновению народных промыслов Подольского
    района. Составлена карта промыслов.

Учащиеся, дополнительно занимающиеся по данной
системе активно участвуют в работе школьного
НОУ. Ведут активную краеведческую работу.
Принимают участие и становятся победителями
школьных, муниципальных и региональных
эколого-краеведчиских конференций, являются
неоспоримыми лидерами в изучении дисциплин
естественно-научного цикла.

Краеведение комплексный предмет, восходящий к
истокам нашей души.

Одна из целей краеведения помочь ребенку
адаптироваться в современном мире. Органически
слиться с природой.

Особенности краеведения в городе — беречь
малые островки природы. В малом разглядеть
комплекс природных явлений. Краеведение
позволяет заглянуть в прошлое и сравнить, что
здесь было до нас и попытаться спрогнозировать
состояние окружающей среды в будущем.

Большую помощь для учителя в организации
занятий кружка «Краеведение» могут оказать
еженедельные журналы «Минералы. Сокровища
Земли» с коллекцией горных пород и минералов. В
журнале представлено 9 разделов, каждый из
которых может быть использован как в урочной, так
и во внеурочной работе. Вот эти разделы:

Минералы, Драгоценные камни, Горные породы,
Окаменелости, Тайны минералов, Планета Земля,
Человек и минералы, Куда поехать, Планета Земля.

Для ученого Александра Евгеньевича Ферсмана
путь в большую науку начался с простого сбора
«красивых камней» и небольшой минералогической
коллекции, найденной им на чердаке дома, где его
семья проводила летние месяцы в Крыму. Так он
написал в своей книге «Занимательная
минералогия».

Возможно, и для кого-то из наших учеников
занятия в краеведческом кружке станут первой
ступенью на пути в большую науку. Но не меньшую
ценность эти занятия будут иметь, если после
окончания школы в мир придут не безразличные
люди, а люди любящие свою Родину, не равнодушные к
тому, какие изменения происходят в окружающем
мире. Люди, интересующиеся прошлым и настоящим в
жизни Родного края. Прошлым наших предков: как
они жили, чем занимались в обычной жизни. По сути
«Краеведение можно рассматривать как «Малое
страноведение» в курсе «Географии».

Приложение 1

Приложение 2

Литература.

  1. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. Л.: Недра,
    1978.
  2. Морозов П.Е., Ильясов И.В., Кузьмина С.А.
    «Методические рекомендации по сбору и
    определению ископаемой фауны Московской
    области»,
  3. Пахневич А.В. Подготовка к палеонтологической
    экскурсии. М.: «НЦ ЭНАС». 2002. с. 185-281.
  4. Бондарев В.П., Сербаринов А.Е. Практикум геологии
    с основами палеонтологии. М.: Просвещение, 1980, — 143
    с.
  5. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии.
    М.: Просвещение, 1980.
  6. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в
    общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1979.
  7. Сафиуллин А.З. Изучение своей области. М.:
    Учпедгиз, 1963.
  8. Сергеев В.С., Сергеев В.И. Краеведческая работа в
    школе. М.: Просвещение, 1974.
  9. Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе.
    Ярославль: Академия развития, 2006.



Следующий: