Единое образовательное пространство школа—село в совершенствовании творческого опыта школьников


Современный школьник как творческая
личность должен свободно участвовать в общей
деятельности, где устанавливается взаимосвязь
между социальным и индивидуальным и где, по мысли
И.А. Колесниковой, сохраняется единство
“НАДиндивидуального” и “НАДчеловеческого
пространства. Это та “сверхсистема”, в которую
“вписаны” бытие человечества и природы. Ученые
считают, что такая возможность предоставляется
открытостью целевых установок,
импровизационностью педагогической
деятельности, межличностным равенством,
признанием чужих смыслов, поиском “общего
языка”. Так эта идея выражена в исследованиях
С.В. Беловой [4, с. 11]. о Природе, Обществе,
Искусстве, Культуре. Это “со-бытийная” общность,
ценностно-смысловая ситуация общения с людьми и
самим собой, система социально-нравственных
коммуникативных отношений и
“самостроительства” в условиях позиции
субъектности, когда человек может “увидеть” и
“услышать” себя (С.В. Белова).



Задача развития творческой личности в процессе
воспитания и обучения в законе “Об образовании”
называется в числе одной из социально значимых
задач современного российского общества. В свете
такой формулировки приобретает важность
проблема создания максимально благоприятных
условий в едином образовательном пространстве
школы и села. По мнению В.И. Панова, создание
образовательной среды способствует проявлению
природных задатков учащегося и их развитию в
общие или специальные способности [18, с. 69-70].

Проблемой образовательной среды занимались
В.В. Рубцов, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, В.А.
Ясвин, В.И. Слободчиков, И.А. Баева, Климов Е.А.,Т.Г.
Ивошина и др.

Вслед за Демаковой И.Д. мы считаем, что
“пространство – это освоенная среда (природная,
культурная, социальная, информационная),
приспособленная для решения воспитательных
задач”. Оно рождается внутри педагогической
действительности благодаря специально
организуемой действительности, создается
энтузиазмом взрослых с помощью детей. По мнению
ученого, можно говорить о том, что удается
создать единое воспитательное пространство
только тогда, когда все, чем располагает
воспитательное пространство, служит делу
развития детей. Основной характеристикой
единого воспитательного пространства является
его активность. Активное воспитательное
пространство замечательно тем, что обеспечивает
каждого ребенка возможностью встреч с новыми
людьми, предметами и явлениями, возможностью
выбора, позитивным опытом совместной
деятельности детей и взрослых [10, с. 279-281]. Единое
образовательное пространство определяется В.А.
Березиной как “система предоставления личности
различных условий для самовоспитания,
саморазвития и обучения разного уровня, в
которой выстраивается преемственность между
разными типами учреждений в содержании
образования и организации его освоения
обучающимися” [5, с. 20]. Единое образовательное
пространство, по Ямбургу, — это “пространство”
региона. Его структура включает
медико-психологическую службу для диагностики
детей; службу социально-педагогической
реабилитации “проблемных” детей; службу работы
с одаренными детьми; службу работы с одаренными
детьми; службу культурно-информационных связей и
общения; дополнительное образование и т.д. Все
это способствует делу воспитания, обучения и
развития [26, с. 46-53]. Создание такого пространства
требует изменения в целеполагании, содержании
образования, методах обучения и воспитания,
стилях отношений, условиях жизни, системе
управления.

По мнению Л.С. Выготского, творческий потенциал
заложен в каждом человеке, его необходимо
развивать, сформировать, чтобы получить
всесторонне развитую личность. Как показывают
исследования многих психологов и педагогов,
ребенок обладает творчески устремленным
взглядом на мир, способностью удивляться миру во
всей его многогранности и неисчерпаемости.
Ребенок – самообновляющаяся система с ярко
выраженной взаимностью и глубинной
причастностью к “другим” и всему миру в целом.
Эту многомерность субъектно-личностного мира
растущего человека неоднократно подчеркивал Л.С.
Выготский, считая, что в каждом “заключено
гораздо более возможностей жизни, чем те, которые
находят свое осуществление” [9, с.313].

Мы принимаем идеи духовно обусловленной
деятельности, в процессе которой одновременно
идет процесс человекотворчества.

М.Н. Ахметова считает, что “создание
образовательной творческой среды реализует
принцип приоритета духовной поддержки
обучающихся как основы их устремления к “акме”
(вершине познания) и избегания жизненных
“низин” (катаболы). Возникают условия для поиска
опор внутри себя, раскрытия собственных
экзистенциальных смыслов, творческого
потенциала” [1]. По мысли Б.М. Неменского,
способность к творчеству “предполагает наличие
двух элементов: способность накапливать,
осваивать багаж знаний, того, что уже создало
человечество, и способность нарушить
сложившийся стереотип, готовность делать шаг в
неведомое” [17, с. 83].

В информационном поле современной педагогики,
как замечает М.Н. Ахметова, все чаще встречается
обращение к феномену “образовательного
творческого пространства”, где понятие
“пространство” коррелирует с понятием
“среда”. Понятия считаются соотносимыми,
взаимосвязанными, хотя и не тождественными
[Ахметова, обра-я сред, с. ].

И.К. Шалаев и А.А. Веряев среду понимают
обобщенно, как набор медий, включая различные
связи и взаимодействия человека с окружающим
миром. Границы социального
пространственно-предметного окружения человека
проницаемы, и среда представляется
“вероятностной”, “избыточной”. В эту среду, как
замечает А.М. Лобок, можно погружаться, по ней
можно путешествовать, ее можно изучать, но ее
принципиально нельзя “до конца” освоить [13, с. 24].

Эта особенность образовательной среды делает
ее соотносимой с образовательным пространством,
представляющим протяженность, место, не
ограниченное видимыми пределами
(С.И. Ожегов).

М.Н. Ахметова делает попытку выделить общее,
особенное и индивидуальное, сравнивая
образовательную среду и образовательное
пространство, замечая, что в этих дефинициях есть
много точек соприкосновения. Так, их роднит
направленность на задачи образования, оба
выступают окружением, внешним по отношению к
субъекту образовательного процесса. Специфическими
особенностями
образовательной среды, по
мнению ученого, являются понимание ее как
системы влияний и условий формирования личности,
различных путей освоения мира.
Среда
предполагает, как замечают И.К. Шалаев и А.А.
Веряев, погруженность в нее, сиюминутное или
частное использование потока информации из нее
для целей изменения и совершенствования
человеческого “Я”. Образовательное же
пространство в большей степени предполагает присутствие
в нем личности. В нем множество миров, замечает
В.П. Зинченко, мир идей, понятий, научных знаний и
мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций;
мир деятельности и мир представлений,
воображения, культурных смыслов и знаков. В эти
миры “погружается” личность, делает свой
личностный выбор.

Миры участников образовательного пространства
не замкнуты. Они многообразно пересекаются и
переплетаются. Личность, по мысли М.М. Бахтина,
имеет не только среду, но и окружение
(пространство), но и собственный кругозор. В
каждой идее “звучит” сам человек, но духовная
установка, личная позиция, и “голоса” значимых
для каждого идей. И эта особенность выражает индивидуальное
в образовательной среде и пространстве. Это
“креативное поле” (Д.Б. Богоявленская). По словам
Йохана Хейзинги, это “малые” творческие
пространства, которые испытывают влияние
событий и событий жизни [24, с. 56].

Именно поэтому второе положение нашей гипотезы
обращено к проблеме совершенствования системы
творческого опыта школьников в условиях единого
образовательно-воспитательного пространства
школы и села, осмысления учащихся социальной
значимости собственного творческого опыта на
основе общения с жителями своего села и
становления креативных личностных
“подпространств”.

В едином образовательном пространстве села и
школы создаются условия для развития человека,
его духовно-ценностной ориентации в процессе
взаимодействия разных типов учреждений “в трех
взаимосвязанных и то же время относительно
автономных аспектах: организации социального
опыта человека, образования и индивидуальной
помощи [15, с. 18], с учетом этноконфессиональных и
социально-культурных особенностей региона.

В окружной целевой программе “Развитие
образования Агинского Бурятского автономного
округа на 2006-2010 годы” ставится проблема
разработки разных схем взаимодействия
образовательных учреждений, обеспечивающих
реализацию Концепции профильного обучения, а
также построения муниципальной образовательной
сети через сотрудничество
культурно-образовательных учреждений
муниципального района.

Средняя общеобразовательная школа готовит
целенаправленно учащихся к жизни, труду в
информационно более насыщенной среде, требующей
от членов общества повышенной ответственности,
более широкой и вместе с тем более гибкой
общеобразовательной базы, подлежащей обогащению
и развитию. [6, с. 5].

Обратимся к нашему опыту. Рассмотрим реальные
характеристики пространства развития ребенка. Единая
образовательная среда села и школы отличается
тем, что здесь интегрированы возможности среды и
школы. Выстроено целостное образовательное
пространство, сформирована особая
образовательная среда. Большая часть жителей
села оказываются ее субъектами, у их появляется
стремление и желание реализовать свои
индивидуальные потребности и интересы.
Постоянно обогащаемая среда (единое
образовательное пространство села Узон и МОУ
“Узонская средняя школа”) предоставляет всем
субъектам образовательного процесса систему
возможностей для личностного саморазвития в
образовательном комплексе: дошкольное
образовательное учреждение –
общеобразовательная школа – летняя школа
профильной и предпрофильной подготовки учащихся
– учреждения дополнительного образования и
учреждения социально-культурного назначения –
центр допрофессиональной подготовки учащихся.

Одной из эффективных форм приобщения
дошкольников и учащихся школы к истории родного
края являются экскурсии учащихся в
краеведческие музеи. Поскольку музеи играют
особую роль в формировании у личности целостной
картины мира, они как смысловой универсум
гарантируют приобщение к социокультурному
опыту, на основе которого базируются жизненные
ценности общества. В детском саду МДОУ “Радуга”
(заведующая Д.С. Соктоева) созданы музеи русского
и бурятского быта. Макеты печки, колыбельки и
других предметов создают атмосферу традиционной
русской избы. Настоящие и игрушечные предметы
бурятского быта – юрты. Эти мини-музеи развивают
игровой замысел дошкольников, пробуждают
фантазию, воображение, творчество и приобщают к
истории родного края, они востребованы
педагогами и привлекательны для детей. Большая
работа проводится музыкальным руководителем
Дашипыловой Б-Х.Н. по изучению песенного
фольклора народов Забайкалья. Воспитатели
Дамдинцыренова А.А., Дашидоржиева Ж.В., Жаргалова
В.Д., Цыбендоржиева В.Ц., Жамбалова Н.А. в игровой
форме на кружковых занятиях работают над
этнокультурным воспитанием детей. Ребенок к
началу учебы в школе уже имеет определенный
этнически окрашенный культурный опыт, на который
он будет опираться при изучении гуманитарных
дисциплин. Изучение предметов быта, жилья,
хозяйственных построек, охоты, обычаев и
традиций народов, в целом через изучение
экспонатов краеведческих музеев, по
литературным источникам (энциклопедии
Забайкалья, по историческим книгам,
художественным произведениям), общение со
старожилами помогают глубже познать историю,
культуру народов. Так закладываются основы
формирования у воспитанника детского сада
системы знаний о своеобразии истории края, что
способствует становлению Гражданина.

Особое место занимает Узонская средняя школа
(директор Цырендоржиев Г.Д.), которая реализует
государственный (социальный) заказ на
определенный уровень знаний и тип личности
выпускника и ориентирована на достижение
образовательного стандарта обученности, в ней
“целостный педагогический процесс в его
содержательном аспекте – это процесс, в котором
воедино слиты “воспитывающее обучение” и
“обучающее воспитание” (А. Дистервег).

Школа – пространство проб, посредством которых
происходит саморазвитие, самореализация,
социализация учащегося. Школа с ее культурой,
традициями, системой ценностей и отношений
становится фактором совершенствования
творческого опыта учащихся и в то же время
отражает существующие в селе нормы и ценности. В
программе развития выдвигаются следующие
задачи:

- создать комфортную образовательную среду для
раскрытия творческого потенциала учащихся,
обеспечить развитие, саморазвитие,
самореализацию учащихся за счет
здоровьесберегающих технологий обучения и
воспитания, сотрудничества учащихся и педагогов
в различных видах деятельности.

- сформировать профессиональную среду,
способствующую успешной работе педагогов;

- воспитать человека нового тысячелетия:
самодостаточного, саморазвивающего, способного
адаптироваться и жить в современном обществе.

Единое образовательное пространство села и
школы, предоставляя возможности для
самореализации школьника, обеспечивает
субъектность его позиции в нем. Центральное
место в образовательном пространстве занимает
личность учащегося и учителя. Создатели
пространства предлагают ему поле возможного
освоения. Богатая, разнообразная структура
пространства обеспечивает высокую вероятность
реализации субъектной позиции ребенка.
Справедливо и обратное утверждение: субъектная
позиция школьника создает условия для его
самореализации. Ребенок, являясь субъектом
пространства, сам его структурирует, тем самым
создавая пространство “для себя и для себя” [19,
с. 258].

Работа по совершенствованию творческого опыта
учащихся осуществляется в едином
образовательном пространстве школы и села,
которое выстраивает образовательную и
воспитательную деятельность ученика как
самостоятельную, разнообразную и активную
деятельность, по следующим направлениям:

- образовательная деятельность (уроки,
спецкурсы, элективные курсы, факультативы);

- внеурочная деятельность (система
дополнительного художественного образования, а
также кружки, студии, спортивные секции согласно
личным интересам и способностям);

- взаимодействие семьи и школы;

- сотрудничество школы и
культурно-образовательных учреждений села.

- повышение квалификации педагогов школы и
дополнительного образования;

Школа имеет опыт обучения по трем профилям:
физико-математическому,
социально-экономическому, химико-биологическому
(завуч Дондокова С.Б.). В школе реализуются 24
программы элективных курсов, профильных
программ. Определение профилей обучения в школе
осуществляется на основе интересов и
способностей учащихся, их жизненных планов,
возможностей педагогического коллектива школы,
традиций и особенностей социокультурной среды.
Учителя создают “творческие пространства” на
уроках. От его стабильности зависит
эффективность саморазвития личности.
“Творческое пространство” — желательный
вариант образовательного пространства человека.
Если интеллектуальная деятельность ребенка, его
эмоционально-художественная деятельность,
социальная и др. включает элементы творчества, то
можно говорить о “творческом образовательном
пространстве” человека (урока, класса, школы) [2,
с. 128].

В настоящее время в связи с изменившейся
ситуацией в мире большое внимание уделяется
изучению языков как средству общения и
взаимопонимания с носителями языка, т.е.
приобщения к родной и иной культуре. “Проблема
приобщения школьника к традициям < …>
национальной культуры является одной из самых
актуальных и важных в современном образовании.
Язык – это составная часть культуры, поэтому
приобщение к этнокультуре через язык связано с
освоением духовного наследия нации, истории
своего народа”, — отмечает Н.А. Туранина [23, с. 3].
Школьный пресс-центр выпускает газеты на трех
языках: на русском языке “Класс!” (Ц.Л.
Дондокова), на бурятском — “Одон” (А.Д. Дашиева),
на английском – “Starkid” (Б.В. Дашидоржиева) -
сотрудничает с районной газетой “Ленинец”,
окружной – “Агинская правда”, с детской
общероссийской газетой “Чадо”. Материалы
школьных газет в электронном варианте
вывешиваются на школьном сайте. Учителя
гуманитарного цикла через тщательный отбор
содержания образования, технологий обучения и
воспитания приобщают учащихся сельской школы,
находящихся в основном в среде родного языка, к
познанию картины мира, ценностям, созданным
русским и другими народами, и в то же время
открывают им уникальность и самобытность
истории и культуры собственного народа,
совершенствуют их творческий опыт. Это
определяет особую роль сельских учителей как
носителей традиций определенного
этнокультурного пространства, посредников между
миром взрослых и детей. Решающую роль в
стимулировании учебно-познавательной
деятельности играют личные взаимоотношения
учителя и его учеников. Ученые считают, что успех
обучения зависит от того, насколько близки
“Миры” учителя и учащихся. По мысли Г.С.Батищева,
важна “живая встреча с другим объектом” [3, с.52].
Г.А.Цукерман замечает, что “встреча” обучающего
и обучаемого и постижение идеи, которая может
быть перенесена в креативное поле субъектов, не
сентиментальное событие, достойное умиления.
Построение места этой встречи и “живого знания”
- едва ли не главное в труде педагога [1].

За последние 5 лет школой реализованы следующие
проекты:

- летняя школа предпрофильной и профильной
подготовки;

- школа – территория здоровья;

- центр довузовской подготовки;

- школа полного дня;

- детская музыкальная школа.

В 2008–2009 учебном году планируется реализовать
проект “Развитие ИКТ-компетентности участников
образовательного процесса через проектную и
исследовательскую деятельность”.

В школе создаются условия для содержательного
общения школьников разных возрастов и
социальных групп, интенсивного проживания ими
разных социальных ролей, выбора разных
коллективов, освоения разных подпространств:
культурного, информационного и др. (зам.
директора по воспитательной работе Ж.М.
Дамдинцыренова). Школа сотрудничает с Бурятским
государственным университетом им. Д. Банзарова,
Забайкальским государственным
гуманитарно-педагогическим университетом им.
Н.Г. Чернышевского, Читинской государственной
медицинской Академией, Читинским техникумом
отраслевых технологий и бизнеса, организаторами
международного проекта “Музыкальные мосты”
(преподаватели английского языка),
преподавателями народных инструментов из
Монголии (зам. директора по научно-методической
работе А.Ч. Баирова). В качестве примера можно
привести общение юных исследователей, членов
научного общества “Искатель”, учащихся 8-10
классов, с учеными-филологами вузов на занятиях в
Летней школе предпрофильной и профильной
подготовки. Эта “встреча” явилась для сельских
школьников тем моментом в их жизни, когда они
впервые осознали, что научный труд является той
образовательной ценностью, который требует
высокого уровня образованности, гуманитарного
стиля мышления, огромной самоотдачи и т.д.
Преподаватели, кандидаты и доктора
филологических наук, не только читают курс из
исторического языкознания “Памятники
Забайкальской деловой письменности XVIII века”, и
современного — “Современное состояние говоров
Восточного Забайкалья”, но и консультируют
учащихся по вопросам, вызвавшим у них наибольший
интерес. Занятия для школьников района
проводятся в Центре довузовской подготовки
преподавателями Читинской медицинской академии,
кандидатами медицинских наук, летней школе
предрофильной и профильной подготовки –
учителями школы, преподавателями Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического
университета имени Н.Г. Чернышевского,
Бурятского государственного университета имени
Д. Банзарова, Читинского техникума отраслевых
технологий и бизнеса, заслуженными работниками
сельского хозяйства и др.

Воспитательная система школы базируется на
идеях демократизации и гуманизации школьного
быта, средового подхода, связи обучения и
воспитания с социально значимым трудом. Школьник
участвует в построении образовательной среды
через детское объединение “СМИД”, школьное
самоуправление “Школьный парламент”, детскую
общественную организацию “Скауты” и другие
формы социальной самодеятельности. Служба
сопровождения обеспечивает благоприятные
условия для гармоничного развития и
самореализации учащихся.

Школа имеет свои традиции: проводятся
праздники “День знаний”, “Золотая осень”,
“Сагаалган”, “Посвящение в первоклассники”,
“Посвящение в старшеклассники”, “Праздник
Букваря”, “День Матери”, “Новогодний
Бал-маскарад”, “День святого Валентина”,
“Последний звонок”, “Выпускной бал”,
соревнования – “Мама, папа и я – спортивная
семья”, “Открытый турнир по велосипедному
спорту на призы Н.З. Млачнева”, также
интеллектуальные марафоны, недели вежливости и
добра, операции “Забота”, месячники по
гражданско-патриотическому воспитанию, КВН, дни
самоуправления и др. Важная задача педагогов –
вовлекать учащихся в социально значимые проекты
наравне со взрослыми. Учащиеся занимаются
трудовым обучением через урочную деятельность в
школьных мастерских, на пришкольном
учебно-опытном участке, через летнюю
производственную практику: выращивают цветы,
капусту, свеклу, морковь, картофель и т.д., через
общественно-полезный труд, организуемый в
течение учебного года. Школьники также заняты
сельскохозяйственным трудом на своих домашних
огородах, в садах, на чабанских стоянках,
животноводческих фермах. Учащиеся овладевают
начальной профессиональной подготовкой по
выбору (тракторист-машинист, водитель категории
“В”). Проводится работа по профессиональной
ориентации воспитанников по специальной
программе психолого-педагогического
сопровождения профессионального
самоопределения. “Социальное воспитание,
осуществляясь в коллективах различного типа,
дает человеку опыт жизни в обществе, опыт
взаимодействия с окружающими, что может
создавать условия для позитивно направленных
самопознания, самоопределения, самореализации и
самоутверждения…” [16, с. 146].

МОУ “Узонская средняя школа” является не
только образовательным, но и социокультурным
центром села. Именно поэтому цель работы
педагоги видят в формировании творческого,
успешного человека с активной гражданской
позицией, который свободно адаптировался бы в
русскоязычной среде и ориентировался бы в
окружающей действительности, включая мир
духовных ценностей, конкурировал бы с
выпускниками других школ по объему и качеству
полученных знаний. Для того чтобы достичь этой
цели, учитель и ученик должны находиться в
“едином смысловом поле” с учетом
взаимодействия социально-педагогических и
психологических факторов: “память – традиция –
культура – воспитание – духовность – личность
– народ” (Н.М. Шанский).

Наряду с внеурочной работой, внеклассной
работой и внешкольной работой детей в едином
образовательном пространстве развивается и
дополнительное образование детей. В
педагогической науке дополнительное
образование детей рассматривается как “особо
ценный тип образования” [15, с. 22]. Сегодня сфера
дополнительного образования детей России
является одной из важнейших составляющих
российского образовательного пространства. В
Концепции модернизации российского образования
до 2010 года подчеркивается роль учреждений
дополнительного образования как одного из
определяющих факторов развития способностей,
склонностей, интересов, социального и
профессионального самоопределения учащихся.
Реализуется свободный выбор учащимися по
интересам для удовлетворения познавательных
интересов, что способствует их самоактуализации.
В них создаются разнообразные и
полифункциональные условия, которые
обеспечивают возможности для проявления
потенциальных творческих способностей,
самореализации учащихся. “Под
“дополнительным” понимается мотивированное
образование за рамками основного образования,
позволяющее человеку приобрести устойчивую
потребность в познании и творчестве, максимально
реализовать себя, самоопределиться предметно,
социально, профессионально, личностно” [5, с.
354-355]. Оно является практико-ориентированным.
Учеными подчеркивается, что “дополнительное
образование – это “зона ближайшего развития”
личности ребенка, которую он выбирает сам или с
помощью взрослого в соответствии со своими
желаниями и потребностями [Березина, с. 358].
Совершенствование творческого опыта учащихся
происходит посредством овладения в процессе
воспитания и обучения содержанием материальной
и духовной культуры, техники, науки, искусства.

Школа предоставляет различные дополнительные
образовательные услуги:

- Кружки: “Проба пера”, “Разбуди в ребенке
волшебника”, “Краеведы”, “История родного
края”, “Моя малая Родина”, “Лингвистическое
краеведение Забайкалья”, “Литературное
краеведение Забайкалья”, “Художественное
вышивание бисером”, “Моделирование одежды”,
“Вязание”, “Резьба по дереву”, “Шахматы”,
драматический кружок “Дебют”, “Кружок
вокалистов”, стрельба из лука, легкая атлетика и
др.; студии: хореографическая студия
“Вдохновение”, художественная студия “Этюд”. В
школе создана картинная галерея “Малая
Третьяковка”. В детской музыкальной школе
действуют ансамбль народных инструментов,
вокально-инструментальный ансамбль, фольклорная
группа “Тоонто”, класс пианино, класс гитары,
класс народных инструментов. Выпускники детской
музыкальной школы продолжают обучение в
консерватории г. Санкт-Петербург, музыкальных и
хореографических училищах г. Читы и Улан-Удэ.
Надо отметить, что становление музыкальной
культуры происходит, начиная с детского сада, где
работает талантливый преподаватель музыки Е-Х. Н.
Дашипылова. Директором музыкальной школы
работает увлеченная музыкой Митупова Ц.Ц.
Обучает музыкальной грамоте детей в классе
“гитара” Тагарон Даши, композитор и автор
многих песен, в классе “пианино” — Зодбоева М.А. В
песнях Тагарон Д. воспеваются красота родного
края, сила и красота человеческого духа, любовь
ко всему живому на земле. Песня всегда
сопровождала жизнь бурят и в будни, и в праздники
и являлась могучим источником эстетического
воспитания детей. “Через познание сути
содержания искусства в душе ребенка постепенно
формируется нравственно-эстетическая позиция,
необходимая нашему обществу, отношения ко всем
явлениям жизни – к природе, труду, любви, дружбе,
к Родине < …> [17, с. 83].

В конце учебного года проводятся отчетные
концерты учащихся детской музыкальной школы,
хореографической студии с приглашением
родителей, общественности села. Учащиеся
традиционно участвуют в праздничных концертах в
сельском Доме культуры, один раз в два года
проходят районный и окружной смотр
художественной самодеятельности школьников,
выступают с концертами в Читинском техникуме
отраслевых технологий и бизнеса, в селах района,
поэтому приобщение детей к искусству создает
наилучшие возможности для их самореализации.

Нравственно-духовное развитие, накопление
творческого опыта, опыта гражданского поведения
учащимися осуществляется в учреждениях
дополнительного образования. Назовем некоторые
из них: филиал детской спортивной школы,
хореографическая студия “Вдохновение”,
народный музей, сельская библиотека, сельский
дом культуры. Школа поддерживает связь со всеми
учреждениями. В целом 92 % детей охвачено всеми
видами дополнительного образования в школе и во
внешкольных учреждениях. В филиале детской
юношеской спортивной школы функционируют
спортивные секции волейбола, баскетбола,
тенниса. Здесь занимаются и ученицы 8-го класса
Мункуева Арюна и Аюна, чемпионы, обладатели
золотых медалей международных спортивных игр
“Дети Азии”. На праздниках “Зунай наадан”
сельчане имеют возможность полюбоваться
зрелищной национальной борьбой, с участием
воспитанников ДЮСШ, мастера спорта СССР по
вольной борьбе многократного чемпиона округа,
своего земляка Цыдыпа Иванова, Доржи Нанзатова,
Марселя Ильясова, стрельбой из лука, конными
скачками и др.

В указанных объединениях занимаются 194 (92 %)
учащихся Узонской средней общеобразовательной
школы. Интеграция базового и дополнительного
образования позволяет учащимся школы принимать
участие в многообразных видах творческой
деятельности: школьных и окружных олимпиадах,
интеллектуальных марафонах, выставках детского
творчества, конкурсах, экологических акциях и др.

Анализ полученных знаний, результатов
проведенных диагностических исследований
показывает, что независимо от возрастных
различий приоритетными ценностями для
школьников считаются: активная жизнь, познание,
здоровье, творчество, красота природы и
искусства, уверенность в себе, общественное
признание успехов.

За годы работы школы 24 выпускника получили
золотые и серебряные медали. Школа удостоена
звания — “Школа года 1998”, в 2005 году с проектом
летней предпрофильной и профильной школы
участвовала во всероссийском образовательном
форуме, в 2008 г с проектом “Развитие
ИКТ-компетентности участников образовательного
процесса через проектную и исследовательскую
деятельность”. В 2006-2007 годах стала обладателем
муниципальных грантов, в 2008 – регионального. На
базе школы проводятся окружные, областные
семинары завучей, учителей.



Узон – село, богатое своими традициями. Мы
отметим ряд типических характеристик,
характерных для сельского образа жизни, которые
положительно влияют на образовательный процесс.
Среди них мы выделим стабильность состава
жителей, “открытость” общения, относительную
близость в отношениях, типичные тесные
родственные и соседские связи, работу на
домашнем и подсобном хозяйстве и др.

В селе находится краеведческий музей, где
учащиеся могут получить представление об
истоках своей семьи, приобщиться к истории и
региональной и национальным культурам родного
края, принимать участие в поисковой работе музея,
участвовать в пополнении фондов музея. В
качестве экспонатов в музее выставлены резные
изделия местных мастеров из дерева, кости и др.
Выставки картин местного художника
Мижитдоржиева Дондока Жамсоевича неизменно
вызывают огромный интерес у школьников. Ведь
содержанием искусства являются жизненные
проблемы, ради которых и существует искусство.
Через него осознаются отношения к явлениям
жизни. Происходит и передача этих знаний
следующим поколениям, “формирование традиции
отношений”. По мнению Б.М. Неменского, “суть
искусства можно определить как
нравственно-эстетическую позицию времени, среды,
личностно выражаемую художником
(овеществляемую) в произведении искусства” [17, с.
80]. Изображенные талантливым мастером кисти
родные лица земляков, родственников, местные
пейзажи никого не оставляют равнодушным. Личное
общение с художником способствует совместному
творческому поиску, благодаря которому ребенок
превращается в активного участника
педагогического процесса, может попробовать
себя в роли художника.

Движущими силами народного воспитания у всех
народов, по мнению ученых, являются слово (мысль),
дело (деятельность), природа, быт, религия,
общение, традиции. Поэтому для успешного
воспитания школьников необходимо задействовать
все многообразие идей, подходов, форм, действий,
приемов, методов народной педагогики [20, с. 247]. В
последние годы, как подчеркивают ученые,
педагоги ведут речь о “личностно-развивающем
диалоге – такой ситуации, в которой происходит
познание личностью диалогической сущности мира,
возникает потребность в духовном единении с ними
и с людьми, стремление к восстановлению
собственной целостности” [4, с. 24]. “Построение
диалоговых отношений с людьми разных возрастов и
социальных групп” (Н.Л. Селиванова), с духовно
богатыми людьми, земляками-сказителями
Дамдинжаповой Дулмой (1918 г.р.), Даширабдановой
Оксаной (1981 г.р.), певцами Тагарон Даши, Шагжаевым
Амоголоном, Дарижаповой Оюной, танцорами
Михеевой Ольгой, Дашицыреновой Баярмой,
Цыремпиловым Амоголоном, художником
Мижитдоржиевым Дондоком, мастерицами по пошиву
национальной одежды, мастерами-резчиками по
дереву и металлу Дабаевым Дашицыреном, Цыбеновым
Радна, выпускниками школы, талантливыми
архитекторами Дондоковым Болот, Дылгыржаповым
Мункожаргалом, учителями Дондоковой С.Б.,
Цырендоржиевой Ц.Ц., деятелями культуры и науки,
прославленными спортсменами, знакомство с
произведениями местных поэтов Доржи Гомбоева,
Чимит-Рыгзын Намжилова обогащают душу ребенка,
создают атмосферу творчества. Эстетические
чувства школьников формируясь в собственной
народной культуре, носят эмоциональный характер.
Полученные детьми знания закрепляются через
самостоятельную художественную деятельность в
свободное время и в досуговых развлечениях.
“Важна не столько сама деятельность, в которой
участвует ребенок, — подчеркивает Р.А. Валеева, — а
эмоционально окрашенная активность личности,
проявляющаяся в этой деятельности” [7, с. 136-137].
Формирование у ребенка умение вступать во
взаимодействие с миром, проживание вместе с ним
ценностные отношения к миру, осмысление в
диалоге с ребенком личностного смысла к
происходящему – все это помогает ребенку все
более свободно исполнять главную социальную
роль человека [25, с. 89]. Эстетическое воспитание,
являясь одним из основных составляющих
бурятской педагогики, осуществлялось в процессе
реальной жизни, пронизывало все ее стороны и
способствовало подготовке достойных
продолжателей имени и чести родителей, рода,
племени и общества [22, с. 117].

Таким образом, создано единое образовательное
пространство села и школы, которое предоставляет
всем субъектам образовательного процесса
возможность выбора различных видов деятельности
(учебной, художественной, спортивной,
профилированной и др.), обеспечивает разными
видами общностей между субъектами, где
происходит их “встреча” и передача богатейшего
духовного наследия разных народов, включение в
различные виды деятельности посредством
построенного “диалога” и самореализация
учащихся на принципах взаимообогащения,
взаимоуважения, сотрудничества учителей,
учеников, родителей и администрации школы и села.
По мнению Г.Н. Волкова, “этнопедагогический
диалог – это диалог любви. Могущество
этнопедагогики состоит в том, что она организует
диалог каждого человека с народом,
человечеством, со Вселенной [8, с. 196]. Такое
образовательное пространство дает “возможность
проявиться общеприродной и общечеловеческой
способности к творчеству” (В.И. Панов).

Следовательно, среда, обеспечивающая
эффективное развитие ребенка, совершенствование
его творческого опыта характеризуется:

- “относительной стабильностью и
устойчивостью: изменения в ней должны
происходить медленнее, чем в самом ребенке, ведь
развитие есть процесс освоения и присвоения
новых видов общественных отношений, новых видов
деятельности и социальных пространств < …>;

- связью, взаимодействием, непротиворечивостью
различных дополняющих и взаимно компенсирующих
друг друга пространств, в которых протекает
жизнь ребенка;

- достаточно четкой упорядоченностью
пространства < …>, сопровождающейся участием
самого ребенка в выработке форм и правил жизни,
построении этого пространства;

- побудительным, а не запрещающим характером
регламентации жизни;



- связью времен в организации жизни, равной
представленностью в сфере общения и совместной
деятельности людей разных возрастов,
уважительным отношением к прошлому, опорой на
настоящее, существованием и проектированием
будущего в виде целей и программ деятельности;

- “творимостью” среды ребенком как условием
его реализации, воплощением себя во внешнем мире;

- достаточным богатством, разнообразием
элементов среды, побуждающих делать выбор и
дающих возможность найти свою
“социоэкологическую нишу” [14, с. 23-27].

Превращение реальной окружающей среды в единое
образовательное пространство возможно только
целенаправленным путем. Главная особенность
единого образовательного пространства состоит в
том, что образовательный и воспитательный
процессы взаимосвязаны. Как показывает наш опыт,
задача педагога состоит в том, чтобы максимально
использовать воспитательные возможности единой
образовательной среды и пространства, где
функционирует образовательное учреждение,
связать знания с интересами личности, помочь
ребенку занять активную позицию в коллективе и
заполнить образовательный процесс личностно
эмоционально окрашенными событиями, придать
общественно полезную направленность его
индивидуальным увлечениям, способностям и
потребностям, организовать совместную
деятельность детей и взрослых, вызвать
“позитивные изменения в сознании воспитанников,
проявляющиеся в эмоциональных реакциях,
поведении, деятельности [21, с. 27].

Проведенный нами анализ особенностей
современной сельской школы позволил выяснить,
что единое образовательное пространство села и
школы является тем фактором, который может
способствовать формированию активности и
совершенствованию творческого опыта школьников
в учебной и досуговой сферах.

Подводя итоги сказанному, определим понятие “образовательное
творческое пространство “село-школа”:

  • Это структурное сосуществование и
    взаимодействие всех возможных образовательных
    систем окружающей среды;
  • Смысловая образовательная “протяженность”
    освоения социального опыта поколений,
    становления системы взаимоотношений детей и
    молодежи с Миром Культуры, Природы, Искусства,
    Труда, Жизни, с людьми и самим собой;
  • Это “со-бытийная” общность, пространство
    взросления в условиях диалогизации и открытости
    целевых установок, импровизации, межличностного
    равенства подростков и юношей со взрослыми в
    “урочном”, “внеурочном”, “индивидуальном” и
    “коллективном” творении отношений духовности,
    нравственности, творческости;
  • Это путь построения собственного
    “поведенческого текста” в системе
    совершенствования творческого опыта через
    включение личностных пространств (“зон
    творческого саморазвития”) воспитанников в
    научный поиск решения проблем этнопедагогики и
    краеведения на основе взаимосвязи с местными
    жителями.
  • Библиографический список:

  • Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в
    профессиональной подготовке. – Новосибирск:
    Наука. – 2005. — 308 с.
  • Ахметова М.Н., Педагогические теории и системы:
    аспект технологий / Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н.Г.
    Чернышевского. – 1995 г. — 254 с.
  • Батищев Г.С., Лебедева Н.Н. Педагогическое
    понимание как сотворчество (к философской
    проблематике нового педагогического мышления) //
    Вестник высшей школы. – 1989. – № 2. – с. 58-62.
  • Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога:
    учебно-методическое пособие / М.: АПКиППРО. – 2002.
    -148 с.
  • Березина, В.А. Развитие дополнительного
    образования детей в системе российского
    образования / В.А. Березина. – М.: АНО “Диалог
    культур”. – 2007. – 512 с.
  • Бим-Бад Б.М. Концептуальные основы
    общеобразовательной школы в России начала //
    Сибирский учитель. — 2008. — № 4- с. 4-8.
  • Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического
    воспитания в европейской педагогике (первая
    половина XX в.): Дис. д-ра пед. наук. Казань, 1997, с.
    136-137.
  • Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика
    национального спасения. Сибирский
    педагогический журнал. – 2004. — № 1. — 194-198 с.
  • Выготский. Психология искусства / М., 1968.- 339 с.
  • Демакова И.Д. Деятельность педагога в
    воспитательном пространстве // Стратегия
    воспитания в образовательной системе России:
    подходы и проблемы / Под ред. Проф. И.А. Зимней. Изд.
    2-е, доп. и перераб. – М.: Агентство “Издательский
    сервис”, 2005. – с. 279-295.
  • Зинченко В.П. Психологические основы
    педагогики. – М.: Гардарики, 2002. — 431с.
  • Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П.
    Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова,
    М.П. Горчакова-Сибирская, под ред. И.А.
    Колесниковой. – М.: Издательский центр
    “Академия”, 2005. – 288 с.
  • Лобок А.М. Вероятностное образование в вопросах
    и ответах / А.М. Лобок. – 1999. – с. 24. Рукопись.
  • Лукина А.К., Проектирование пространства
    развития подростка в современных условиях, с. 24,
    Педагогика. – 2002. — № 1. – С. 23-27.
  • Мудрик А.В. Воспитание в системе образования:
    воспитание и социализация // Стратегия
    воспитания в образовательной системе России:
    подходы и проблемы / Под ред. Проф. И.А. Зимней. Изд.
    2-е, доп. и перераб. – М.: Агентство “Издательский
    сервис”, 2005. – с. 13-22.
  • Мудрик А.В. Социальная педагогика / М.: Академия.
    – 2006. – 224 с.
  • Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах
    эстетического воспитания / Неменский, Б.М. М.:
    Просвещение. – 1981. – 192 с.
  • Панов В.И. Психодидактика образовательных
    систем: теория и практика. – СПб.: Питер. – 2007. – с.
    352 с.
  • Селиванова Л.И. Воспитательная система и
    воспитательное пространство – эффективные
    механизмы воспитания личности. Стратегия
    воспитания в образовательной системе России:
    подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. Изд.
    2-е, доп. и перераб. – М.: Агентство “Издательский
    сервис”, 2005. – 480 с.
  • Снопова Т.К. Общность этнопедагогогик разных
    народов России. Сибирский педагогический журнал.
    – 2008.- № 4. — С. 244-247.
  • Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и
    проблема формирования личности учителя //
    Психология труда и личности учителя / под ред. А.И.
    Щербакова. Л., 1976. — с. 30-46.
  • Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят.-
    Чита. – Изд-во ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. –
    1998. – 162 с.
  • Туранина Н.А. Этнокультурная компетентность
    школьника // Учитель. – 2006. — № 5. – с. 2- 4.
  • Хейзинга Йохан. Ноmo Ludens (человек играющий). В
    тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. В. Ошска. – М.:
    ООО Изд. АСТ. – 2004. – 539 с.
  • Щуркова Н.Е. Педагогическая технология
    организации групповой деятельности // Сибирский
    педагогический журнал, 2004. — № 1. — 85-95 с.
  • Ямбург Е.А. Педагогическая философия адаптивной
    модели школы // Мир образования, 1996. — № 6. – с. 46-53.



  • Следующий: