Единое информационное пространство школы – необходимое условие внедрения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения

Наша школа активно внедряет в свою работу
инновационные технологии. Мы более десяти лет
работаем по программе “Школа 2100”, около 80%
учителей используют такие образовательные
технологии, как информационно-коммуникативные,
интерактивное и проектное обучение,
личностно-ориентированное,
лекционно-семинарскую систему, деловые и ролевые
игры, коомуникативно-развивающее обучение и др. В
2007 году, благодаря национальному проекту
“Образование” наша школа стала победителем
конкурса среди школ, активно внедряющих
инновационные программы.

Постановлением главы администрации
Прохладненского муниципального района №437 от 11
октября 2006 г. нашей школе присвоен статус опорной
школы по теме “Внедрение
информационно-коммуникативных технологий в
практику работы педагогов, управление
инновационными процессами в школе”.

На основании приказа по МОН КБР № 623 от 16
октября 2007года “Об организации
опытно-экспериментальной работы по разработке,
апробации и внедрению моделей непрерывного
образования школьников в области информатики и
информационных технологий в образовательных
учреждениях Кабардино-Балкарской Республики” в
школе открыта экспериментальная площадка.

В современной школе, осуществляющей мониторинг
и диагностику, личностно-ориентированное и
развивающее обучение, поток информации,
получаемой участниками образовательного
процесса, многократно увеличивается. В связи с
этим перед педагогическим коллективом, а
особенно перед администрацией встает вопрос об
использовании современных технологий по
обработке, хранению и анализу получаемой
информации. Кроме того, современное образование
приоритетной стратегией выдвигает стратегию
подготовки учащихся к жизни в информационном
обществе. Поэтому информатизация системы
образования имеет два направления — внедрение
информационных технологий непосредственно в
процесс обучения и информатизация системы
управления образованием. Поэтому нами была
сформулирована тема экспериментальной работы:
“Освоение информационных технологий как
средство универсализации и модернизации
образовательного процесса. Построение единого
информационного пространства процесса
обучения”.

В связи с этим в школе была разработана
программа опорной школы и программа
экспериментальной работы, главными целями
которых являются разработка, апробирование и
внедрение нового содержания и технологий
обучения в учебно-воспитательный процесс и
управление школой.

Основные направления программы опорной школы:

  1. Совершенствование и наполнение
    информационного пространства школы учебным и
    информационным материалом.
  2. Более широкое использование информационных
    технологий в образовательном процессе.
  3. Переработка имеющегося учебного и
    методического материала в электронную форму и
    создание информационной базы данных.
  4. Создание эффективной автоматизированной
    системы управления образовательным учреждением.
  5. Создание условий эффективного использования
    возможностей информационной среды Интернет.
  6. Распространение опыта работы (проведение
    теоретических и практических семинаров,
    консультации учителям районных школ по
    внедрению в практику работы учителя
    информационно-коммуникативных технологий,
    презентация мультимедийных продуктов, созданных
    сотрудниками школы и имеющихся в методической
    копилке школы по заявке школ).

Основные задачи экспериментальной площадки:

  1. Апробация на своей учебной базе новых
    образовательных информационно –
    коммуникативных технологий, адаптация их к
    условиям педагогической практики, отбор и
    распространение передового педагогического
    опыта.
  2. Организация учебы учителей, руководителей школ,
    методических объединений по использованию в
    практике ИКТ.
  3. Создание условий для непрерывного
    профессионального совершенствования учителей
    района на базе опорной школы.
  4. Обобщать и распространять опыт школы по
    внедрению ИКТ в практику работы каждого учителя
    и в управление учебно-воспитательным процессом.

Информационное пространство нашей школы
начали строить в 2003 году, когда появились
компьютеры не только в кабинете информатики, но и
у директора, заместителя директора, Сейчас оно
развивается по трем направлениям:
информатизация обучения, информатизация
управления, телекоммуникации (смотри схему, рисунок 1). План информатизации
школьного образовательного пространства (приложение 1) включает следующие
разделы:

  1. Разработка и корректировка плана.
  2. Укрепление материальной базы для
    информатизации школы.
  3. Организация работы
    информациионно-аналитической службы школы.
  4. Разработка системы организации учебной,
    воспитательной, педагогической и управленческой
    деятельности на основе информационных
    технологий.
  5. Разработка методов получения нового качества
    образования на основе новых ИКТ -организация
    тематических “Мастер-классов” для одаренных
    детей в области ИКТ и учителей, активно
    использующих компьютерные технологии в процессе
    обучения:
  6. Подготовка всех учителей к внедрению
    инновационных технологи

Сегодня административный блок
информационного пространства
нашей школе
состоит из:

  • базы “Приказы по организации
    учебно-воспитательного процесса”
  • базы “Приказы и документы по ОТ И ТБ”
  • базы данных по учет успеваемости учащихся по
    классам
  • базы “Уровень знаний по предметам” (результаты
    контрольных замеров знаний, итоги успеваемости,
  • стандартных школьных отчетов,
  • статистических документов, построенных на
    основе базы данных,
  • базы “Аттестация учителей”,
  • базы “Аттестация учащихся”,
  • социологические и психологические опросы.
  • документов бухгалтерии,
  • базы “Кадры”.

В учебно-методический блок входят:

  • база “Разработки уроков опытных учителей
    школы”,
  • мультимедийные программы к учебникам по разным
    предметам (около 120 CD дисков),
  • методические рекомендации учителям
    предметникам,
  • развивающие игры и обучающие программы,
  • мультимедийные энциклопедии, словари,
  • интерактивные репетиторы,
  • собрание медиаобъектов (ауди-, видио-,
    мультимедиа-ресурсы — презентации),
  • методическая копилка для учеников и учителей,

Актуальными задачами на сегодняшний день для
нашей школы являются:

  • совершенствование и наполнение
    информационного пространства школы учебным и
    информационным материалом;
  • более широкое использование информационных
    технологий в образовательном процессе;
  • переработка имеющегося учебного и
    методического материала в электронную форму и
    создание информационной базы данных;
  • создание эффективной и понятной рядовому
    пользователю автоматизированной системы
    управления образовательным учреждением;
  • создание условий эффективного использования
    возможностей информационной среды Интернет.

Решение этих задач мы возлагаем на создаваемый
школьный информационный центр с помощью
локальной сети и информационно-коммуникативную
деятельность педагогического коллектива.

Школьный информационный центр создается на
базе кабинета ИКТ и кабинетов информатики под
руководством заместителя директора по УВР
Степановой С.И., учителя информатики
Слободниченко И.А. и инженера Степанова А.В.. Он
(центр) осуществляет работу по следующим
направлениям:

  • техническое оснащение школы средствами ТСО и
    обслуживание средств ВТ;
  • помощь в методическом обеспечении
    образовательного процесса;
  • повышение квалификации педагогических
    работников;
  • программно-методическое обеспечение;
  • обеспечение функционирования поста
    электронной почты и доступа в Интернет;
  • проведение мероприятий по информационной
    безопасности.

В школе сформирована целая структура
информационного центра. Все ее блоки объединены
в локальную общешкольную сеть. Это:

1. Кабинет информационных технологий.
Здесь сосредоточены новейшие носители
информации: сервер, мультимедийный проектор,
ноутбук, сканер, телевизор, DVD-плейер, компьютер,
принтер. В кабинете проводятся различные
мероприятия, и главным образом, уроки с
применением ИТ. Кабинет оснащен выходом в
Интернет.

2. Два кабинета информатики (19
рабочих мест). Кабинеты оснащены выходом в
Интернет. В них проводятся уроки информатики с 7-11
класс и уроки по другим предметам в первой смене.
Во второй смене в этих кабинетах работают
учителя и старшеклассники в Интернете, получают
консультации от учителей информатики: классные
руководители проводят внеклассные мероприятия с
использованием ИКТ.

3.

Школьная библиотека. Библиотека
оснащена компьютером, сканером, принтером. Здесь
осуществляться индивидуальная работа учителей и
учащихся . Библиотека будет оснащена выходом в
Интернет

4.

Уже оборудованы компьютерами рабочие
места директора, заместителя директора по УВР,
секретаря-делопроизводителя, бухгалтеров,
библиотекаря.

Стратегия информационного успеха нашей школы
заключается:

  • в хорошем техническом обеспечении (в школе
    имеется 19 компьютеров для учащихся (в среднем 1
    компьютер на 32 ученика, по республике — на 30 чел.);
    два DVD-плейер, 3 телевизора, сервер,
    мультимедийный проектор, ноутбук, 3 сканера, 6
    принтеров, интерактивная доска, Интернет),
  • в наличии квалифицированных специалистов в
    области ИКТ,
  • в обеспечении программными ресурсами всех
    предметов.

Информационный уровень и уровень
владения компьютером и ИКТ педагогического
коллектива школы на сегодняшний день:


Параметры Кол-во
человек
%
1 Всего человек 49
2 Имеют компьютер дома 51%
3 Прошли курсы повышения квалификации в
области ИКТ
38 70%
4 Владеют на уровне пользователя 25 51%
5 Применяют в воспитательной работе 19 39%
6 Проводят уроки с использованием ИКТ 20 31%
7 Пользуются медиапроектором 12 10%
8 Используют медиаучебники 6 10%
9 Умеют пользоваться услугами Интернет 45%
10 Не владеют совсем 35%
11 Умеют напечатать текст 65%
12 Умеют вставить в текст фото, картинки 43%
13 Умеют создать презентацию 37%
14 Сколько авторских презентаций создано 82
15 Умеют создать таблицы 51%
16 Умеют изменить рисунок 37%
17 Используют программы с видео, аудио 20%
18 Имеют свой сайт 2 4%
19 Создают тесты 37%
19 Используют электронные тесты 2 4%

Отсюда следует, что наш педагогический
коллектив на 50% готов внедрять в практику ИКТ, что
кардинально изменит организацию
учебно-воспитательного процесса в школе.

Мы считаем, что главными вопросами в процессе
информатизации школьного пространства должны
быть вопросы:

  • управление школой,
  • методическая работа учителя,
  • предметное направление,
  • внеклассное направление,
  • проектная работа,
  • возможность дистанционного образования,
  • сетевое взаимодействие с коллегами в районе,
    республике.

Появление новых информационных технологий,
связанное с широким применением компьютеров в
образовательной среде, значительно облегчает
процесс сбора информации для анализа
учебно-воспитательной работы, позволяет
оптимизировано осуществить системный подход в
управлении школой.

Результатом внедрения экспериментального
проекта в нашей школе будет:

1. Систематизированные базы данных под
определенных адресных потребителей:

  • Бланки отчетов
  • Отчеты
  • Материалы по аттестации учителей
  • Материалы по аттестации учащихся
  • Материалы по контролю знаний учащихся
  • Методические копилки по всем предметам
    (разработки уроков, презентации, видео- и аудио-
    материалы, дидактический материал).

2. Автоматизированность документооборота в
части аналитических справок, отчетов.
3. Накапливаемость на электронных носителях и
постоянное обновление информации, необходимой
для решения всех задач процесса обучения.
4. Достижение высокого уровня информационной
культуры учителя и ученика.
5.Изменение деловых отношений всего коллектива.
6. Системный подход в управлении, как
образовательным процессом, так и школой в целом.

Мы прогнозируем проблемы при внедрении
экспериментального проекта:

  • невысокий уровень информационной культуры и
    отсутствие пользовательских навыков у части
    учителей;
  • необходимость постоянной доработки
    программных продуктов в связи с меняющимися
    особенностями учебно-воспитательного процесса;
  • недостаток обучающих программ и места для
    проведения уроков и внеклассных мероприятий с
    применением ИКТ.

Эти проблемы будем решать по мере их
поступления.

Поэтому для реализации проекта нам необходимо
решить следующие ближайшие задачи:

  • Подвести к пониманию задач и участию в процессе
    внедрения ИТ подавляющего большинства
    педагогов.
  • Провести обучение пользовательским навыкам
    всех учителей школы.
  • Постоянно исследовать рынок программных
    продуктов и создавать собственные.

Информационные технологии в управление школой
будем внедрять по 4 направлениям:

  • учебная деятельность,
  • педагогическая деятельность,
  • управленческая деятельность,
  • организационная деятельность.

1. Учебная деятельность.

Осуществляется в двух кабинетах информатики.
Также учащиеся работают самостоятельно дома (у
большинства учащихся дома есть компьютеры).
Необходимые для этого знания учащиеся
приобретают:

  • при изучении компьютерной грамотности в
    начальных классах;
  • при изучении информатики в 5 — 11 классах;

2.

В рамках педагогической деятельности
планируется использование компьютеров в
образовательном процессе:

  • в качестве дидактических средств для
    моделирования различных объектов и процессов,
    повышения степени наглядности при изложении
    учебного материала, проведении лабораторных и
    практических работ;
  • для систематизации и логического
    упорядочивания содержания образования, тренажа
    и контроля знаний;
  • для психолого-педагогического мониторинга за
    развитием учащихся и их здоровьем.

B этом направлении можно применять как
приобретённые готовые программные продукты, так
и созданные учителями-предметниками и учащимися
под руководством учителей информатики. Перечень
готовых программных средств учебного назначения
имеется в кабинете ИКТ.

Информационные технологии в педагогическом
процессе позволят нам:

  • построить открытую систему образования,
    обеспечивающую каждому школьнику собственную
    траекторию обучения и развития.
  • коренным образом изменить организацию процесса
    обучения, формируя у учащихся системное
    мышление.
  • рационально организовать познавательную
    деятельность школьников.
  • использовать компьютеры с целью
    индивидуализации учебного процесса и обратиться
    к принципиально новым познавательным средствам.
    Другим вариантом использования компьютера в
    педагогическом процессе является создание
    учителем и использование на уроках
    мультимедийных презентаций, которые позволяют
    представить учебный материал как систему ярких
    опорных образов, наполненных исчерпывающей
    структурированной информацией в
    алгоритмическом порядке.

Сеть Интернет несёт громадный потенциал
образовательных услуг. Электронная почта,
поисковые системы, электронные конференции,
электронные олимпиады и викторины становятся
составной частью современного образования. Эти
образовательные услуги универсальны для
использования, как на уроке, так и во внеурочное
время. Использование образовательных ресурсов
Интернета заставляет учителя отказаться от
акцента на передачу информации и стать
менеджером образовательного процесса.

Таким образом, использование современных
информационных технологий в педагогической
деятельности обеспечивает в нашей школе:

  • интенсификацию всех уровней
    учебно-воспитательного процесса;
  • многоаспектное развитие школьника;
  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях
    информационного общества;
  • реализацию социального заказа, обусловленного
    процессами глобальной информатизации.

3. В управленческой деятельности
используются компьютеры для унификации
внутришкольного делопроизводства,
автоматизации процессов управления школой,
планирования и контроля качества учебного
процесса. Подсистемы управленческой
деятельности: делопроизводство, планирование,
успеваемость, здоровье, приказы, тарификация,
аналитика. .

4. В рамках реализации организационной
деятельности
информация накапливается у
секретаря, медицинского работника, психолога,
инженера по ОТ и ТБ, библиотекаря..

Таким образом, мы создаем единое, открытое,
доступное педагогам, ученикам и их родителям,
управленцам, другим специалистам информационное
пространство, целостную информационную среду,
комплексно отражающую деятельность школы и ее
элементов.

В заключение — прогноз:

Мы считаем, что внедрение информационных
технологий в управление образовательным
учреждением будет способствовать:

  • изменению образовательной ситуации в сторону
    осмысленности, большей определенности и
    целенаправленности.
  • высвобождению временных ресурсов всех
    участников учебно-воспитательного процесса.
  • активизации познавательной деятельности
    учащихся и осуществлению не декларативного, а
    реального личностно-ориентированного обучения.

Информатизация образовательного учреждения


долгий и непрерывный процесс изменения
содержания, методов и форм образовательной
подготовки школьников, которым предстоит жить и
работать в условиях неограниченного доступа к
информации. И этот процесс нам вместе с
педагогическим коллективом предстоит пройти.

О работе школы по изложенному выше направлению
вы можете ознакомиться с помощью презентации (Приложение 2).

Следующий: