Движение воды в океане. 6-й класс

Цели и задачи:

  • Расширить сведения учащихся о видах волн,
    океанических течениях приливах и отливах,
    географии их действия.
  • Совершенствовать работу учащихся с различными
    источниками получения информации (книгой,
    атласом, дополнительной литературой).
  • Научить применять полученные знания на уроке в
    нестандартной жизненной ситуации.
  • Развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

  • Электронное пособие по УМК «География. Планета
    Земля».
  • Карта полушарий (физическая).
  • Атласы.
  • Карточки для рефлексии урока.
  • Задания для «Географических исследований»

ХОД УРОКА

1. Организация работы на уроке (раздача
карточек):

«Рефлексия и оценочная
деятельность на уроке»

Фамилия, имя
ученика________________________________________________________


Тестирование Заполни таблицу сообщения «Географические исследования» Итоги за урок
10 баллов –

4 балла –

1 балл –

3 балла –

18 баллов –

Критерий оценки:

«5» – 16-18 баллов
«4» – 13-15 баллов
«3» – 9-12 баллов

Учитель: Какую тему мы изучали на
прошлом уроке? (Мировой океан)

2. Тестирование по домашнему заданию

1. Самый большой океан:

– Индийский,
– Тихий,
– Северный Ледовитый,
– Атлантический

2. Наибольшие глубины характерны для океана:

– Северного Ледовитого,
– Тихого,
– Индийского,
– Атлантического

3. Море, практически, со всех сторон окружённого
сушей:

– окраинное,
– материковое,
– межостровное,
– внутреннее

4. К окраинным морям не относится:

– Карское,
– Балтийское,
– Северное,
– Аравийское

5. Средняя солёность вод Мирового океана
составляет:

– 28‰,
– 35‰,
– 37‰,
– 42‰

6. Средняя температура поверхностных вод океана
равна:

– +4о,
– +17о,
– +10о,
– +20о

7. Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

– Северный Ледовитый и Тихий
– Атлантический и Индийский
– Атлантический и Тихий
– Индийский и Тихий

8. Марианская впадина является частью:

– Атлантического,
– Северного Ледовитого,
– Тихого,
– Индийского океана

9. Гвинейский залив омывает:

– Евразию,
– Австрвлию,
– Африку,
– Южную Америку

10. Самый крупный остров Земли:

– Мадагаскар,
– Новая Гвинея,
– Гренландия,
– Сахалин

3. Проверка тестирования и запись
результатов в карточку

4. Изучение нового материала:

– Какие свойства воды обеспечивают
возможность её движения? (Температура и
солёность)

– О чём мы сегодня узнаем? (Ученики читают стр.
74 «Вы узнаете»)

– Итак, тема нашего урока: «Движение воды
в океане»
(зачитывают дети)

Учитель: Мировой океан находится в
постоянном движении, наша задача
познакомиться с основными видами движения
воды, причинами их возникновения, географией
их действия

По ходу изучения нового материала вы должны
составить Опорный конспект по
представленному образцу:

1. Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова
«Непонятная песня» на фоне слайд-шоу

…Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите – как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора –
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…

Учитель: Так что же такое «Волна»?

  • Понятие «Волна» (чтение с
    доски)
  • Строение волны
  • Разновидности волн
  • Ветровые волны (штиль,
    шторм) (Слайд). Причины их
    образования (переменные ветры)
  • Высота волн – (работа с текстом стр.74)

2. Описание цунами – чтение наизусть
отрывка…

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит
вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей
тишине для островитянина – верный признак
надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в
сопки, в горы, подальше от домашнего очага.
Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на
портовые сооружения, на город. Проходит немного
времени, и в водовороте воды кружатся дома,
причалы, скот…

Учитель: О какой волне идет речь в
только что прослушанном отрывке? (Цунами)

  • Понятие «цунами» – чтение с
    доски
  • Строение волны
  • Сообщение о причинах образования (слайд)

Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая
1960 года вызвало крупные изменения в рельефе
морского дна. Это породило гигантские морские
волны – цунами, которые распространились по
всему Тихому океану и за его пределы. Эти
чудовищные волны мчались по Тихому океану со
скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили
первым приняло на себя удар морской стихии. На
его побережье сотни людей были снесены в
океан, разрушены поселки, портовые сооружения.
Опустошительный вал пересёк Тихий океан,
обрушился на Гавайские острова, побережье Новой
Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии на
Курильские острова и Камчатку. Огромное
расстояние – в 16 тыс. км от эпицентра
землетрясения волны цунами двигались со
скоростью 650-700 км в час.

  • География волн цунами – карта
    «Землетрясения» стр.22.
  • Последствия цунами – слайд-шоу (до и после
    цунами).

3. Сообщение – В 1784 г. пошёл ко дну японский
корабль. Команда высадилась на коралловый риф в
Тихом океане. Один из моряков, умирающий от
истощения, написал на кусочке дерева историю
своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил
в море. Морские течения с удивительной точностью
принесли бутылку к берегу, расположенной
вблизи той деревни, где родился автор записки, но,
к сожалению, только через… 150 лет после
катастрофы, в 1935 году.

Учитель: О каком виде движения воды
говорилось в сообщении? (Океанические течения)

  • Понятие – зачитывают в учебнике на стр.75.
  • Причины образования – объясняет учитель (Постоянные
    ветры).
  • Виды течений (Теплые и холодные).
  • География и закономерности размещения
    тёплых и холодных течений. (Холодные от
    полюсов, теплые от экватора).

Учитель дополняет об отклонениях течений
в северном и южном полушариях

  • Карта «Поверхностные течения» и атлас
    стр.14-15.
  • «Мои географические исследования» стр.75 работа
    с картами.
  • Значение течений.
  • Влияние на климат – зачитать в учебнике – стр. 75.

Учитель: Следующий вид движения воды в
океане – Приливы и отливы

  • Понятие
  • Причины образования – зачитать в учебнике стр.
    75.
  • Высота приливов
  • Использование приливов и отливов?

5. Учитель: Итак, мы разобрали все
основные виды движения воды в океане. Вы смогли
воспроизвести изученный материал в опорном
конспекте?
Проверим результаты работы по видам движения
воды в океане – запись результатов в карточку (2
ответа – 1 балл)

На слайде опорный конспект с правильныи
ответами

Учитель: Ребята! Кто из вас не допустил
ни одной ошибки?

6. А сейчас, мы проведем «Географические
исследования»

Класс разбит на 4 группы:

1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане
бутылку, в которой была записка. Потерпевшие
крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку
вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо
точного указания места, сохранились только
следующие обрывки: 15о ш. 145о в.
Определить место крушения корабля и объяснить
маршрут перемещения записки.

2) В какой части Атлантического океана на 50о-60о
с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у
берегов Европы? Объяснить свой ответ

3) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в
море на 30о с.ш. и 70о з.д.
Лётчик в резиновой лодке долго плыл на
северо-восток и был подобран на корабль на 36о
с.ш. и 50о з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь
лётчика в резиновой лодке, место встречи с
кораблём.
б) Объяснить перемещение лётчика на
северо-восток.

4) На побережье Тихого океана Южной Америки
находится самая засушливая пустыня мира
Атакама. Объясните её образование?

7. Итоги исследований

1. Заслушивание результатов
2. Консультант оценивает результаты исследований

8. Подведение итогов за урок

– Поднимите руки те, ребята, которые получили
сегодня за урок оценку «5», «4»

9. Домашнее задание

Составить словарь терминов по теме «Движение
воды в океане»

Следующий: