Духовно-нравственное воспитание учащихся. Творчество М. Акмуллы как элемент духовно-нравственного воспитания учащихся

Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А. С. Макаренко

Мы переживаем поистине удивительный момент перехода из одного тысячелетия в
другое, из XX века в век XXI, о котором очень много говорили, писали и мечтали.
К вступлению в новую эпоху каждый человек готовится по-своему. Но, вероятно,
каждый из нас оглядывается назад, прокручивая в памяти свою жизнь в XX веке. Мы
анализируем события уходящего века, свои дела и поступки, достижения
человечества в различных сферах жизни. Взгляд в прошлое поможет определить, с
каким багажом мы отправимся в грядущий XXI век. Именно в этот промежуток
времени, на границе прошлого и будущего, человек осознает быстротечность жизни,
неумолимо бегущее вперед время, которого нам не хватает, которое требует идти с
ним в ногу.

Думаю, что перемену эпох нельзя понимать в узком смысле, как смену одного
века другим. Эпоха – промежуток времени, характеризующийся яркими событиями и
достижениями в различных сферах человеческой жизни. Задача человека новой эпохи
– не затеряться в создаваемом им самим мире, не уступить, не отдать традиции, не
потерять нить духовности и нравственности, связывающую человечество, не потерять
своей индивидуальности, в основе которой лежат духовные и нравственные ценности.

В такой переломный момент нас все больше начинает волновать будущее наших
детей. Как они будут жить в новом веке, какими они станут, каким будет общество
их нового века? Что будет ценно для человека? Новое время требует иных подходов
к изучению различных сфер человеческого бытия. На стыке двух эпох главной
становится проблема воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить
в новом тысячелетии.

Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка
закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с
большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нем достойное место,
осознавая себя личностью и индивидуальностью.

Мы часто говорим о необходимости воспитания в духе времени, ведь, у каждого
времени свой дух, духовность, нравственная основа. В духе, какого времени нам
воспитывать человека, если мы стоим на границе двух времен, прошлого и будущего?
Новая эпоха будет диктовать свои условия жизни, проповедовать иные ценности,
предъявлять новые требования к человеку. Это эпоха перемен, эпоха инноваций,
эпоха быстрого решения различных вопросов, эпоха нового интеллекта. Скорее
всего, наступит время иных жизненных ценностей. Что именно будет главным,
определяющим в жизни человека, сказать трудно, но истинные ценности и красота
человеческих взаимоотношений будут вечны всегда.

Поэтому наша задача высветить то, что лежит в основе становления воспитанного
человека, что значимо в процессе воспитания личности, и ориентировать маленького
человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему
стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью. Процесс воспитания
должен способствовать обогащению внешнего и внутреннего мира ребенка. По уровню
воспитанности человека можно судить об обществе в целом. На рубеже эпох процесс
воспитания надо рассматривать в контексте общечеловеческих ценностей. Это
философский вопрос, но я думаю, что, прежде всего это духовные и нравственные
ценности, способные очистить и возвысить внутренний мир, душу человека,
облагородить его.

В процессе своего развития ребенок постигает культурное наследие прошлого,
духовное богатство народа, знакомясь с живописью и литературой, историей и
архитектурой. Наследие прошлого, богатство нравственных и духовных ценностей
закладывают и развивают чувство прекрасного, чувство истинной красоты,
эстетическое чувство восприятия окружающего мира. Богатство народных традиций,
славные страницы истории народа воспитывают патриотизм, любовь к Родине и к
Отечеству. Именно общение с духовными ценностями возвышает человека, приобщает
его к наследию мировой культуры и должно нести идею сохранения и приумножения
этого богатства в новой эпохе.

Что же значит воспитать? Вырастить, дав образование, Человека с
большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.

Именно в наше время – время сложное, неопределенное хотелось бы не потерять
уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель
выступает в основном в двух профессиональных ролях.
Первая роль – преподавателя, вторая – воспитателя, т. е. классного
руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя – вторая, на самом
деле – это безграничный труд, который во много раз
больше занимает времени, чем первая.

Являясь классным руководителем в старшем звене, хочется отметить следующее,
что первые и последние годы школьной жизни – самые ответственные и самые
запоминающиеся. Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из
подросткового периода в юность – прекраснейшую пору жизни человека. Насколько
плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным, особенно
духовно (если можно так выразиться), вступит подросток в эту пору в жизнь, во
многом зависит от классного руководителя в первую очередь. Классный
руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе
. У
него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и
воспитывать. Его предназначение – проследить за становлением личности ребенка,
входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять
свое место в жизни. Классный руководитель – наставник и помощник подрастающего
поколения, центральная фигура процесса воспитания.

Нам доверили ребенка, беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог
школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он
уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение,
соперничество, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая
богатство его души. Наказом для всех педагогов могут стать стихи народного
просветителя М. Акмуллы:

Будьте с детской душой осторожны;
……
Будьте бдительны, дабы никто не задул
Детский разум, мечтой увлеченный!
М. Акмулла).

Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное.

Одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с
интеллектуальным развитием является нравственное воспитание молодого поколения.

Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Просвещенный, интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает
нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в
одном. – в его поступках, а поступки происходят от
характера помыслов.

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят
обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого
характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести
невозможно. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем
болезни тела. От чьих-то болезней тела никто больше не страдает, кроме самого
больного, а от духовно больного страдают многие.



Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и от
нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний не имеет никакого значения.
Именно таким путем совершаются захватнические войны, государственные перевороты.
Сегодняшнее благосостояние или неблагосостояние (вандализм, нищета,
преступность, деградация, разрушительство, ленивость, безрассудство, алкоголизм,
наркомания, насилие) непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых
людей. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что
полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если молодое поколение
отравлено развратом, отвращением к труду, неуважением к старшим и младшим, если
юношам не ведомо, что такое благородство и добронравие, – это неминуемо ведет к
разрушению устоев государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка.
Безнравственность ведет к богатству одних за счет ограбления многих, за этим
следует бессмысленная роскошь, которая влечет за собой безрассудное распутство,
ведущее к распространению болезней, – все это за собой ведет жадность и корысть,
вражду и злость, исключающие добросердечие и совесть. Такова логическая цепочка,
если нет благонравного домашнего и школьного воспитания.

Я считаю, что духовно-нравственное воспитание молодежи невозможно без
обращения к культуре родного края, к её духовному наследию. В этом плане
незаменимым является творчество Мифтахетдина Акмуллы – выдающегося поэта и
просветителя XIX века. В творчестве Акмуллы мудрость родного народа, тонкие и
меткие наблюдения и оценка человека, сполна повидавшего и испытавшего на своем
жизненном пути, вобравшего в себя поэтический опыт многих поколений
прославленных степных певцов-сэсэнов. Для Акмуллы знания и воспитанность,
внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного,
порядка – наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека. При этом
критерий человечности человека – в чистоте его помыслов, в его труде на благо
страны, народа. Акмулла воистину был поэтом народа. Он знал душу людей, отдельно
взятого человека лучше, чем кто-либо другой, ибо сам был душой и гласом своего
народа. Лучшее подтверждение тому – его замечательное стихотворение, называемое
“Насихаттар” – “Назидания”. Хочу остановиться на нем более подробно, ибо в этом
произведении проявилась вся необыкновенная проницательность поэта, его умение
глубоко заглянуть в человеческую душу; его понимание законов жизни и бытия,
божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек.

Итак, какие же качества должен иметь сын человеческий?

Поэт убежден, что их должно быть семь. Во всяком случае, самых главных и
обязательных – все та же “магическая” цифра – семь!

В жизни, первое, совесть нужна, совестливость,
Совестливость как божья дается нам милость.
Мало молвить с усердьем: “Прости меня, Боже!” –
Молча совесть блюсти в себе – много дороже.

Разве тут не вспоминается известная истина о том, что возлюбить все
человечество куда легче, чем одного своего соседа?

Второе качество.

Честь и честность – второе условие. Если
Нету чести в тебе, то не будет, хоть тресни.
Для бесчестного лучшее место – в могиле,
Чем ходить по земле в святотатственной силе.

Редко какой поэт может сказать так жестко: если ты бесчестный, то уж честным
не станешь никогда. И тогда лучше лечь в могилу, чем чернить земную поверхность
своим душевным уродством.

Какое же третье качество усматривает Акмулла в человеке?

Третье, сказано, ум. Говорить с дураками
Не словами приходится, а кулаками.
Осердясь, дураки посягают на веру,
Ни в делах, ни в сужденьях не ведая меру.

А ведь Акмулла тут не имеет в виду дураков в прямом смысле этого слова,
идиотов: На свете немало и “умных” дураков.

Благодарность, мы скажем, четвертое свойство.
Коль ты неблагодарен, то с глаз моих смойся!
За добро благодарен будь и за доверье,
И за то, что Алла в мир открыл тебе двери.

Тут Акмулла с равным правом мог бы вместо “Аллаха” вставить слова “мать” или
“отец”, “родители”. Увы, неблагодарность к родителям и Матери-природе искони
были уделом эгоистичных людей. А теперь это вообще процветает пышным цветом.

Свойство пятое – это порядочность. С нею
Мы любовь обретаем – нету чувства сильнее!
Нас любовь возвышает и делает чище,
Потому мы до гроба любовь свою ищем.

А шестое условие – это терпенье.
Терпеливый достигнет всего без сомненья.
Нетерпение – признак отсутствия воли,
Приведет оно к скорби, раскаянью, боли.

Кто-кто, а уж Акмулла знал цену терпенью
Страсть – седьмое условие. Страсть – это пламя!
Это пламя небесное властвует нами.
Мудрецы говорят: все, что названо выше,
Совмещается в нас под единою крышей.

Здесь живая жизнь. В ней нельзя существовать без внутреннего огня, пламени в
груди. Любая работа должна делаться, как говорится, с огоньком. Вот о чем
разговор! Акмулла прекрасно это понимает и именно “страстью” завершает
перечисление необходимых человеку качеств, называя страсть–даром божьим, без
которого человек не может называться человеком.

Вполне возможно, что Акмулла в своих назидательных перечислениях о свойствах
и качествах человеческого характера упустил или недосказал что-то очень важное и
тоже совершенно необходимое. Может быть. Но, согласитесь, что, называя семь
свойств, он указал и совместил между собой очень существенные, когда даже
отсутствие одного из них может сделать человека ущербным и, как сейчас говорят,
закомплексованным. И не потому ли ныне так много ущербных людей с отсутствием
тех или иных качеств, которые поэт-просветитель XIX века считал просто
обязательными.

Ну а то, что предстает в человеке со знаком минус, как считает Акмулла, это,
прежде всего, самомнение, эгоизм, равнодушие. Именно они влекут за собой все
остальные отрицательные качества людей: жестокость, коварство, вероломство,
многие другие отталкивающие свойства характера, составляющие неизлечимую болезнь
человеческой души, которые пышным цветом расцвели именно сегодня, на излете XX
века.

В заключение разговора о роли воспитании молодого поколения хочется снова
обратиться к словам великого просветителя, которые, достойно венчают эти
воистину назидательные в лучшем смысле этого слова стихи.

Подлый блага от Бога вовек не дождется.
Мудрый – и умерев – средь живых остается.
Просвещенный пребудет в умах. А невежда –
Как корова, что в пыль молоком обольется.

О нутре ты сначала своем беспокойся,
Чтоб не вонь шла оттуда, а лилось бы солнце.
Пусть душа будет чистой. Стремись к очищенью –
Нет без этого пользы в твоем просвещенье.

Литература:

  1. Г.Г.Шафиков / Дыхание жгучее истории.
  2. Журнал /Классный руководитель № 6 2001 г.
  3. М.Акмулла /Сборник стихов.
  4. Р.Шакур /Акмулла – звезда поэзии.
  5. А.З.Рахимов /Теория и практика воспитательной работы.



Следующий: