Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в 1960–1980-х годах

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,31 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный

Класс: 9

Цели:

  • охарактеризовать период «оттепели» в духовной
    сфере, на конкретных примерах показать
    достижения советской культуры и спорта,
    проанализировать противоречивый характер
    «оттепели»;
  • развитие исследовательских умений,
    выделять главное и систематизировать свои
    знания, заполняя таблицу.

ХОД УРОКА

1. План изучения нового материала

  1. Духовное развитие страны в период «оттепели».
  2. Советская культура середины 1960-1980 годов.
  3. Конституция 1977 г. И развитое правозащитное
    движение
  4. Спорт в СССР.

2. Проблемный вопрос: В чем
состояли основные принципы метода
социалистического реализма?

3. Выступление учителя

Потепление «политического климата» в стране
оказало благотворительное влияние на стране
оказало благотворное влияние на творчество
писателей, художников, композиторов. Официальная
литература «социалистического реализма»
продолжала существовать, но одновременно с ней в
печатных изданиях стали появляться смелые
произведения, вызвавшие живой отклик у миллионов
людей. В 1954 году Илья Эренбург описал
освобождение врачей в ставшей широко известной
повести «Оттепель». В 1956 г. Роман Владимира
Дудинцева «Не хлебом единым», довольно робко
вскрывавший природу бюрократизма. Стал поводом
для оживленной дискуссии о сущности советской
системы.
С разоблачением преступлений сталинизма на XX
съезде КПСС в отечественной литературе, несмотря
на накладывающиеся сверху ограничения, начало
набирать силу течение критического реализма,
представители которого касались тех сторон
жизни общества, о которых ранее не принято было
не только писать, но и говорить. Была
опубликована повесть «Один день Ивана
Денисовича» А.И. Солженицына, посвященная жизни
заключенных в послевоенных лагерях.

Работа с учебником

– Какие новые тенденции духовной жизни
проявились в СССР в конце 1960-х – начале 1980-х
годов?
Несмотря на все ограничения и всеохватывающего
контроля партийно-государственных структур за
культурой, развитие различных направлений
культуры не остановилось.
Общественность получила возможность
ознакомиться с творениями выдающихся
композиторов современности Д.Д.Шостаковича, С.С.
Прокопьева, А.И. Хачатуряна, В.Я. Шебалина, Г.В.
Свиридова и др., многие из которых были
заклеймены как антинациональные.
Импульс, данный периодом «оттепели»,
способствовал дальнейшему развитию
отечественного кинематографа. Кинофильмы «Война
и мир». «Судьба человека», «Они сражались за
Родину» С.Ф. Бондарчука, «Тихий Дон» и «У озера»
С.А. Герасимова, «Печки-лавочки» и «Калина
красная» В.М. Шукшина, комедии « Операция Ы»,
«Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» Л.И.
Гайдая, фильмы А.А. Тарковского «Андрей Рублев» и
«Зеркало» представлялись на международных
фестивалях, где они получили высокую оценку.
Выдающихся успехов и мирового признания
добились мастера советского балета Г.С. Уланова,
М. М.Плисецкая, М.Э. Лиепа, В.В, Васильев,
Е.С.Максимова и др.
Всемирную известность приобрели советские
оперные певцы И. Архипова, Г. Вишневская,
Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко,
Б. Штоколов, А. Эйзен и др.
В живописи и скульптуре произошлио четкое
размежевание на официальное искусство и
альтернативные художественные направления.
Подлинных вершин в творчестве достигли
художники И. Глазунов и А. Шилов. Среди
художников, работавших в реалистической манере,
можно выделить Т. Салахова, Т. Яблонскую, В.
Попкова.
Известными скульпторами Н. В. Томским и
Л. Е. Кербелем были созданы яркие
скульптурные композиции. В числе наиболее
значимых можно назвать
монументально-декоративные скульптурные
ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в
Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.



Работа с учебником.

– Какое место занимали физкультура и спорт в
Советском Союзе?

4. Закрепление

– Чем характеризовалась духовная жизнь
советского общества в период «оттепели»?
– Почему идеи «оттепели» не получили развития?

5. Рефлексия

6. Задание на дом: § 37 прочитать,
найти из других источников материалы по теме
и заполнить таблицу «Культура СССР»

Урок-повторение. Деловая игра.

Тип урока: урок-повторение.

Цель урока: закрепление ранее
изученной темы «Духовная жизнь и
идейно-политическое развитие СССР в 1960-е –
начале 1980-х годов».

Оборудование урока: компьютер,
проектор, экран, музыкальное оформление, столы,
стулья, таблички с названиями команд.

Задачи урока:

  • Учебные:
    • умение различать влияния государства на все
      стороны жизни советского человека, раскрыть
      причины формирования предпосылок для создания
      альтернативных идеологических и политических
      структур.
  • Развивающие:
    • развитие способностей к анализу, выделять
      главное;
    • развивать коммуникативных и интеллектуальных
      навыков школьников;
    • развитие аналитического мышления.
  • Воспитательные:
    • развитие умения работать в группе;
    • воспитать умения выслушивать и уважать мнение
      оппонента;
    • развитие стремления к познанию.

Основные этапы урока:

1. Подготовительный этап – разбивка на
группы, постановка задания перед участниками,
общее описание деловой игры, подготовка
материального обеспечения.

2. Основная часть – работа в группах,
выбор темы заданий по вопросам:

  • литература;
  • театр, балет, искусство;
  • спорт в СССР;
  • политика;
  • кинематография.

3. Рефлексия

Ход игры:

Ведущий (учитель) кратко знакомит с
правилами игры (Первый слайд):

1. По жребию одна из групп называет категорию и
сумму баллов, которую она хотела бы заработать.
2. После правильного ответа она получает данную
сумму и продолжает играть до тех пор, пока не
ошибается, и ход переходит другой группе.
3. Время на обдумывание ответа – 1 минута.
4. Если группа не может ответить, за нее может
ответить другая группа и получить данную сумму
баллов, она же затем выбирает категорию.
5. Если никто не может ответить на вопрос, на него
отвечает желающий из зрителей или ведущий, а
следующая группа по очереди продолжает игру.
Примечание: Если в классе сидят зрители, их
привлекают к игре.
6. Победителем считается та группа, которая в
сумме набирает большее количество баллов.

Звучит музыка… Игра начинается.

1 этап. Приветствие групп.
2 этап. Заполнение через участие в игре группами
игрового поля (на экране).
3 этап. Подведение итогов.

Материалы, необходимые для проведения
игры:

  • Игровое табло (через проектор выводится на
    экран).
  • Вопросы для команд участников в разных
    номинациях: «Литература», «Театр, балет,
    искусство», «Спорт в СССР», «Политика»,
    «Киноматография».

Игровое табло:


Литература 10 20 30 40 50
Театр, балет, искусство», 10 20 30 40 50
Спорт в СССР 10 20 30 40 50
Политика 10 20 30 40 50
Киноматография 10 20 30 40 50

4. Подведение итогов

Список использованной литературы:

1. Энциклопедия. История России. XX век.
Москва .Аванта. 2003.
2. Загладин Н.В. и др. История России.9 класс . XX
век. Москва. Русское слово. 2007.
3. Солженицын А.И. В круге первом. Москва.
Дрофа. 2002




Следующий: