Духовная оппозиция и церковный раскол. Социальный и культурный феномен раскола

Данный урок является продолжением темы
“Религиозно-церковная жизнь в XVII в. Раскол в
русской православной церкви” (1-й урок “Реформы
патриарха Никона”) .

Цели урока:

  • Образовательная

формирование
исторических знаний о причинах раскола в Русской
православной церкви и в обществе. Характеристики
участников событий – царя Алексея Михайловича,
патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни
Морозовой. Оценка церковного раскола
современниками и потомками. Сравнение русского
старообрядчества с европейским протестантизмом.

  • Воспитательная
  • понимание
    неоднозначности оценки исторических деятелей,
    философские и исторические подходы к оценке
    старообрядчества.

  • Развивающая
  • умение прослеживать
    причинно-следственные связи, оперировать
    историческими фактами, использовать различные
    источники исторических знаний, анализировать и
    сравнивать исторические источники,
    самостоятельно формулировать и излагать свою
    точку зрения, делать краткие записи.

    Основные понятия и термины:

    • Патриаршество;
    • РПЦ – русская православная церковь;
    • Самодержавие = абсолютизм;
    • теория “Москва – Третий Рим”;
    • реформы патриарха Никона;
    • раскол;
    • канон;
    • старообрядцы;
    • самосожжение;
    • скит;
    • беспоповщина;
    • протестантизм.

    Оборудование:

    • картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” (слайд) ;
    • репродукции икон на тему “Жития протопопа
      Аввакума”;
    • карта “Российское государство в XVII в. ”;
    • таблицы: “Социальный состав раскола”,
      “Старообрядчество и протестантизм”;
    • Видео: “Спор о вере” (картина В. Перова из
      собрания ГТГ) – 6 – 7 мин, “Самосожжение” (х/ф “В
      начале славных дел”) – 3-4 мин. или (х/ф “Михайло
      Ломоносов”) – 8 мин.

    Ход урока

    План:

    1. Причины и начало раскола.

    2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум.

    3. Социальные силы. Формы сопротивления.

    4. Раскол и реформация: сходство и различия.

    5. Значение раскола.

    Повторение изученного материала.

    1. Почему в XVII в. Возникла необходимость
    церковной реформы?

    2. Как относился к реформам Никона царь Алексей
    Михайлович?

    3. Объясните смысл конфликта между патриархом
    Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Мог ли в
    этой борьбе победить патриарх?

    4. В чем суть разногласий между патриархом
    Никоном и ревнителями древнего благочестия?

    Переход:

    1. Причины и начало раскола:

    а) Причины раскола

    Учитель: Реформы патриарха Никона: замена
    двоеперстия троеперстием, замена земных
    поклонов поясными, сокращение службы, изменение
    облачения духовенства и прочее произвели
    впечатления грома среди ясного неба. “Видим убо,
    яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги
    задрожали”, — писал протопоп Аввакум.

    В религиозной жизни русских людей обряды имели
    первостепенное значение. Это соответствовало
    вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в
    неприкосновенности с X в. , в данном случае греки
    были отступниками. Нежелание Никона считаться с
    национальным характером и традициями русского
    народа, предубеждением против всего иноземного;
    склонность патриарха к крутым действиям
    (“оборвать, обругать, проклясть, избить
    неугодного человека – таковы были обычные
    приемы его властного пастырства”) ; взаимная
    нетерпимость приверженцев реформы и ее
    противников; обрядоверие и богословское
    невежество, проявленное обеими сторонами;
    искренняя готовность старообрядцев пострадать
    за веру – все эти обстоятельства придали
    конфликту особенно ожесточенный характер и
    привели к тому, что спор о троеперстии перерос в
    церковный раскол.

    б) Начало раскола

    Раскол стал фактом после того, как церковный
    собор 1666 – 1667гг. предал анафеме всех
    упорствующих в сохранении старых обрядов и
    старых богослужебных книг. Слова проклятия были
    произнесены и старообрядцы были поставлены
    перед выбором: смириться или пойти на
    безусловный разрыв с официальной церковью,
    которая признала недействительными решения
    Стоглавого собора 1551г. , весьма почитаемые
    ревнителями московской старины.

    Работа с учебником — с. 164 п. “Старообрядчество”
    2-й абзац

    Вопросы учащимся:

    — Кто возглавил борьбу с
    расколом в церкви после отречения Никона от
    патриаршества?

    Противостояние старообрядцев с царской
    властью продолжалось и в конце XVII в.

    Начались жестокие преследования
    старообрядцев. (“Спор о вере” (1682г. ) — видео 6-7
    мин. )

    - Посмотрите отрывок видеофильма и ответьте на
    вопрос: — Чем объясняется жестокое преследование
    старообрядцев государственной властью, в т. ч.
    после падения Никона?

    2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум:

    а) Идеология раскола

    Учитель: В основе противостояния,
    расколовшего русское общество во II половине XVII в.
    , было столкновение двух идеологий, двух взглядов
    на будущее Московского царства, на его роль в
    утверждении православия.

    - Вспомните теорию “Москва – Третий Рим” (см. Приложение 1) .

    Старообрядцы искали свой идеал в былом,
    пытались обнаружить гармонию в московском
    прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы
    пытался опереться на традицию, но не на
    московскую, а вселенскую (а точнее, греческую,
    византийскую) .

    И Никон, и его противники мечтали о величии
    Москвы, но для патриарха это было вполне земное
    величие, а для старообрядцев – величие духовное.
    Никон стремился к воссозданию вселенской
    империи, в которой престол церковного владыки
    располагается выше, чем трон светского
    правителя. Старообрядцы надеялись, что
    Московское царство станет некоей империей духа,
    в которой православный царь, прежде всего,
    заботится о чистоте веры и оберегает подданных
    от разрушительных иноземных влияний.

    Работа с источником: — Обращение Аввакума к царю
    Алексею Михайловичу. Хрестоматия с. 48-49 (см. Приложение 2) .

    б) протопоп Аввакум (1621-1682 гг. )

    …стал одним основоположников
    старообрядческого движения (Сообщение
    учащегося) .

    Сын сельского священника, он благодаря
    проповедническому дару и ревностному
    благочестию был приближен к царю, стал
    священником церкви Казанской Божьей Матери на
    Красной площади. Но реформы патриарха Никона
    сделали его непримиримым врагом духовных и
    светских властей. Свою многострадальную жизнь
    протопоп Аввакум описал в “Житии” -
    замечательном памятнике русской литературы.

    Работа с источником: — “Житие протопопа
    Аввакума” (на доске репродукции икон на тему
    “Жития…”

    1. учебник с. 189
    2. хрестоматия с. 41-46

    1) Вся жизнь Аввакума в его собственном описании
    – это борьба за истинную веру, против
    никоновских реформ, непрерывная цепь гонений и
    мучений. В молодости Аввакум боролся со
    скоморошеством, обличал несправедливых
    начальников, требовал от своих прихожан
    праведной жизни, за что много страдал и от
    властей, и от своей паствы.

    2) Выступив против реформ Никона, Аввакум обрек
    себя на бесчисленные гонения, истязания и пытки в
    течение 30 лет. Его били кнутом, заключали в
    тюрьмы, ссылали в Сибирь и, наконец, сожгли с
    несколькими его соратниками в Пустозерске, где
    Аввакум находился в заточении в земляной тюрьме,
    на хлебе и воде, в течение 14 лет (В 1682 г. по
    царскому указу “за великая на царский дом хулы”)
    .

    Вопрос учащимся:

    — Ознакомьтесь с отрывком из
    “Жития…” (Приложение 3) и
    ответьте на вопросы:

    - В чем отличия старообрядцев от сторонников
    патриарха Никона?

    - Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней,
    обрядовой стороне? Почему он является таким
    важным для старообрядцев?

    - Можно ли по тексту определить отношение
    Аввакума к патриарху Никону?

    Свою жизненную позицию Аввакум сформулировал
    так: “Хотя я немысленный и очень неученый
    человек, да то знаю, что все святыми отцами
    преданное, свято и непорочно; держу до смерти яко
    же приях; … до нас положено: лежи оно так во веки
    веков!”

    В этих своих словах заложена не только
    религиозная, но и общекультурная позиция
    Аввакума – горячего сторонника традиционной
    средневековой культуры.

    Всякая борьба имела для Аввакума религиозное
    значение, была борьбой за истинную веру, за
    пошатнувшуюся средневековую Русь с ее обычаями и
    традициями, с ее тихим и плавным течением жизни.

    Безжалостность по отношению к врагам (Аввакум
    готов перепластать своих противников “во един
    день” и прежде всего Никона: “того собаку
    разсекли бы начетверо”) уживается в авторе
    “Жития” с трогательной сердечностью по
    отношению к своим близким единомышленникам.
    Такое сочетание благодарности и милосердия
    характерно для нравов позднего средневековья.

    Вопросы учащимся:

    — Вспомните, что
    представляли собой типичные для средневековой
    литературы “Жития святых”?

    - Чем отличается от них “Житие Аввакума”? В чем
    проявилось новаторство Аввакума как писателя?
    (Написано живым, сочным разговорным языком. В
    свое повествование Аввакум включил
    реалистически написанные бытовые сцены,
    описание природы, душевные переживания и
    страдания) . Идеи протопопа Аввакума стали
    основой старообрядчества.

    3. Социальные силы. Формы сопротивления:

    а) Социальные силы

    - В расколе соединились самые разные социальные
    силы, выступавшие за сохранение в
    неприкосновенности традиционности русской
    культуры.

    Задание учащимся:

    — Определите, используя
    учебник (п. 6) , кто и почему уходил в раскол?

    Ответы после обсуждения заносятся в таблицу
    (см. Приложение 4)

    б) Судьба боярыни Морозовой
    (Сообщение учащегося)

    Федосья Прокопьевна Соковнина (Морозова)

    - жена Глеба Ивановича Морозова, брата Б. И.
    Морозова (- Что вы помните о нем?)

    - очень богата

    - “духовная дочь” протопопа Аввакума

    - арестована вместе с сестрой княжной Урусовой,
    посажены в земляную яму на хлеб и воду

    - умерла в ноябре 1675 г.

    Работа с источником (см.
    Приложение 5. Мордовцев Д. Л. Великий раскол) :

    - С какой целью царь приказал провезти Морозову
    в цепях по Москве? Удалось ли добиться
    поставленной цели?

    В 1685г. был принят указ, согласно которому
    предписывалось жечь староверов в срубах, казнить
    смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев
    древних обрядов и укрывающих их.

    Преследования ломали слабых, но ожесточали
    сильных.

    в) Формы сопротивления.

    Учитель

    (краткое сообщение) — После этого
    указа начинается бегство старообрядцев на Север,
    в Заволжье, на Урал (скиты).

    Поиски “сокровенного града Китежа”, или
    утопической страны Беловодье.

    - 1667 – 1676 гг. Соловецкое восстание.

    - Самосожжение – “Гари”: начались с 70-х годов
    XVII в. , продолжались на протяжении XVIII в. Только в
    1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 “гарей”, во
    время которых погибло не менее 20 тысяч человек.

    Задание учащимся:

    Посмотрите фрагмент
    художественного фильма “В начале славных дел”
    (3-4 мин) и ответьте на вопрос:

    - В чем причины массовых самосожжений? (учебник
    с. 166, (последний абзац) .

    - Как соотносятся самосожжения с
    представлением христиан о том, что самоубийство
    – тягчайший грех?

    4. Раскол и Реформация: сходство и различия.

    Задание учащимся:

    Известно, что российские старообрядцы, как и
    западноевропейские протестанты, отличались
    глубокой религиозностью, высоко ценили честный
    труд и нажитое с его помощью богатство. И
    реформацию, и раскол широко поддерживало
    купечество. Старообрядцы, как и протестанты,
    отвергали церковную иерархию.

    Почему же многие ученые считают, что устранения
    старообрядчества и протестантизма были
    противоположными?

    Учащиеся вспоминают об основных положениях
    протестантизма, сравнивают их с идеями
    старообрядчества. Итоги обсуждения заносятся в
    таблицу (см. Приложение 6)

    5. Значение раскола.

    Подводятся итоги работы на уроке. Коллективное
    обсуждение проблемы сводится к следующим
    выводам:

    - Раскол стал проявлением духовного кризиса
    русского средневекового общества, однако он не
    привел к существенному обновлению культурной
    жизни. Наиболее последовательными сторонниками
    традиций были старообрядцы. Но официальная и
    церковь оставалась враждебной к новшествам и
    европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви
    и косвенно способствовал секуляризации
    культуры.

    Объяснение термина: Секуляризация –
    освобождение от церковного влияния

    - В борьбе двух церковных общественных сил – а в
    XVII в. в сознании всех жителей Московского
    государства не различались – поражение
    потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло
    только государство, которое при младшем сыне
    Алексея Михайловича Петре Первом, по существу
    поглотило церковь и превратилось в
    могущественную империю. Империя эта, однако,
    вовсе не напоминала ни вселенское православное
    царство из мечтаний Никона, ни заповедник
    московской истинной веры, о котором грезили
    старообрядцы.

    Д/з §17 (п. 4,6) , 18 (п. 5 – “Житие Аввакума”)

    Вопрос 5 – письменно.

    Литература:

    1. Юрганов А. Л. , Кацва Л. А. История России XVI –
    XVIII вв. – М. : МИРОС, 1995.

    2. Павленко Н. И. , Андреев И. Л. История России с
    древнейших времен до конца XVII века. – М. : Дрофа,
    2001.

    3. Головатенко А. Московское общество и
    церковный раскол XVII в. //Преподавание истории в
    школе. — №2. – 1995.

    4. Хрестоматия по истории России в 4-х тт. – т. 2. В
    2-х кн. Кн. 1. XVII – начало XVIII в. – М. МИРОС –
    Международные отношения, 1999.

    5. Мордовцев Д. А. Великий раскол. – М. :
    Современник, 1994.

    6. Богданов А. П. Перо и крест: Русские писатели
    под церковным судом. – М. : Политиздат, 1990 г

    7. Буганов В. И. , Богданов А. П. Бунтари и
    правдоискатели в русской православной церкви. –
    М. : Политиздат, 1991г

    Следующий: