Древняя Спарта. 5-й класс

Цели:

  • раскрыть особенности Спартанского государства;
  • способствовать “погружению” учеников в эпоху, с целью оптимального
    усвоения нового материала;
  • закрепить умения и навыки учащихся по составлению схем, их сравнению,
    умению выделять главное в ходе урока;
  • расширить знания по исторической терминологии.

Оборудование:

  • аппликация (картон);
  • рисованная схема “Спартанское общество”;
  • меловая схема “Управление в Спарте”;
  • рисунок “Спартиат и илот”;
  • аппликация “Аттика и Спарта”;
  • “Дневники путешественника” (индивидуально);

Домашнее задание:

  • § 31 прочитать и ответить на вопросы;
  • в “Рабочая тетрадь” стр. 19, в. 4 – 5;
  • книга для чтения “Древние греки” Е.В. Ляпустина, Б.В. Ляпустин, стр. 6 –
    23, (выборочно).

I. Повторение темы прошлого урока и ввод в новую
тему.

Греция была небольшой страной, но в ней образовалось несколько
самостоятельных государств.

Сегодня мы отправимся в путешествие по одному из них. (Учитель раздаёт
“Дневник путешественника”.)

Вопрос:

Как назывались такие государства?
Какое из них мы изучали на прошлых уроках?

Верно, наиболее значительными государствами были 2 – Афины и Спарта.
Я надеюсь, что вы хорошо знаете об Афинах, о том как там жили люди, чем
занимались, что выращивали и поэтому уверена, что сейчас, прослушав отрывок из
рассказа об Афинах, мне поможете:

Рассказ учителя “с ошибками”.

“Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много пшеницы. Здесь много
рек, и поэтому всё хорошо росло, кроме оливок (оливы – деревья), которые
требовали много забот и труда. Гор здесь почти нет, много плодородных долин, но,
тем не менее, виноград не рос, поэтому вино завозили из других стран. Правда
условия для торговли были плохими, так как вдоль берега почти не было удобных
бухт, чтобы приставали корабли”.

Вопрос:

Всё ли верно в моём рассказе?
С чем вы не согласны?

А сейчас давайте вспомним состав населения в Аттике.

Схема на доске, заполняют учащиеся:

Мы помним с вами, что демос и аристократы враждовали между собой. Ни одна
сторона не могла одержать верх.

Вопрос:

Какие требования выдвигал демос?

Положение начало меняться, когда архонтом избрали Солона. Но он говорил:
“Я точно волк вертелся среди стаи псов”. “Стар становлюсь, но всегда многому
учусь”.
Почему? (Ответы учащихся.)

А сейчас мы отправимся в Древнюю Спарту.

Сами греки говорили: “Наша Эллада, – так они называли Грецию, – как
бы стоит на двух ногах; одной ногой является Афинское, а другой – Спартанское
государство
”.

(Аппликация на магнитной доске.)

(Учитель работает с картой, рассказывает о местоположении Спарты, а дети в
тетрадях выполняют задание: )

Составьте Паспорт Спарты.

Эта часть Греции – полуостров с причудливым названием Пелопоннес, что
означает “остров Пелопса”. Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий
перешеек соединяет его с остальной Грецией, здесь греки – дорийцы основали город
Коринф, поэтому перешеек называется Коринфским. А область называется Лаконика.
Здесь протекает река Еврот.

(Учитель проверяет, что вошло в Паспорт.)

При наличии времени – рассказ учащегося “Миф о Пелопсе” (см. Кун
А.И. “Легенды и мифы Древней Греции”)

В Лаконике было много плодородных земель, особенно в долине реки Еврот;
удобных бухт мало, берег заболоченный, мели.

Учащиеся сравнивают с Аттикой.

Но раз здесь хорошая земля, то наверное можем мы предположить, чем занималось
население (Да, земледелием!) А вот и не так. Когда-то эту землю захватили
дорийцы и поработили жившее в этих областях греческое население, а плодородные
земли забрали себе. Они объединили несколько поселений в город Спарта и стали
называться спартанцами (или спартиатами). Они, подчинив местное население
превратили его в крепостных крестьян – илотов (в рабов).

Схема “Спартанское общество” (аппликация).

Это общество напоминает нам общество ещё одной страны древности, где люди
были поделены на группы и ни из одной нельзя было переходить в другую.

Вопрос:

Какая это страна? (Индия)
Как назывались эти группы? (Касты)

Сейчас мы узнаем о жизни илотов от них самих.

Рассказ детей-илотов о себе (2 человека) – ролевая ситуация (в театральных
костюмах). Запись в словарь “криптия”.
(О.В. Волобуев, А.В.
Шестаков “История Древнего мира в художественно-исторических образах”, М.
“Просвещение”, стр 130.)

Для того чтобы держать илотов в повиновении нужна была сильная власть.

II. Управление в Спарте.

Прочитайте в учебнике текст на стр. 144 и заполните сами.

Проверка на доске (с обратной стороны) схема и дополнения учителя
(термины).

III. Спарта – военный лагерь.

Спартанцы считали достойным занятием только войну. Они были храбрыми,
упрямыми, дисциплинированными, упорными воинами и имели хорошее вооружение:
копья, мечи, щиты, панцири, боевые колесницы.

Город Спарта не имел крепостной стены: его жители считали себя непобедимыми в
открытом поле и наводили страх на всех соседей.

Вся жизнь спартанца проходила в военных упражнениях. До 30 лет
(совершеннолетия), он бывал только по праздникам, как гость. В 30 лет получал от
государства надел земли и мог жениться.

Женщины – спартанки считались в Элладе самыми свободными и независимыми. Они
получали спортивную подготовку наравне с мужчинами и даже участвовали в
общегреческих играх, посвящённых богине Гере; они властвовали в доме, пока
мужчины занимались военным делом; они сами воспитывали дочерей до замужества, а
сыновей до 7 лет, когда их переселяли в военные лагеря.

Так как жители Спарты не имели права владеть золотой или серебряной монетой,
заниматься торговлей или ремеслом (кроме мастеров – оружейников); а земли их
обрабатывали илоты, то земля Спарты не дала Элладе ни одного художника, поэта
или учёного.

В еде были неприхотливы.

(Годер Г.И.: “Просвещение”, Задания и задачи по истории древнего мира,
1996г, стр. 83.)

Рассказ учащегося “О вкусах не спорят”.

И хотя в Греции считали спартанцев неучами, нельзя забывать о том, что они
много заботились о физическом здоровье детей – они много времени проводили в
физических военных упражнениях; их делили на разные возрастные группы – “стада”.
Целью воспитания было вырастить физически крепкого и ловкого для рукопашного боя
воина, не умеющего рассуждать и привыкшего повиноваться. Учили их и музыке, и
пению, кратко и чётко говорить – “лаконично”.

Пример: “С ним или на нём” (щит), – сказала мать сыну.

(Годер Г.И. Рабочая тетрадь.)

Вот что мы сегодня узнали о Спарте. Теперь откройте свои “Дневники
путешественников” и запишите, что мы узнали.

Закрепление.

  1. В ходе урока (работа с “Дневниками путешественника”).
  2. Исторический диктант (1/2 тетрадного листка).

Исторический диктант.

Диктую слова, а ребята должны их правильно вписать (под нужными словами).

Афины

Илоты
Аттика
Долговой камень
Еврот
Архант
Криптия
Лакония (Лаконика)
Ареопаг
Совет старейшин
Солон
Цари
Демос
Народное собрание
Пелопоннес
Демократия

Спарта.

(С.)
(А.)
(А.)
(С.)
(А.)
(С.)
(С.)
(А.)
(С.)
(А.)
(С.)
(А.)
(А.)
(С.)
(А.)

3. Кроссворд (на большом листа ватмана).

Оценка на уроке с их мотивацией.


Следующий: