Древний Восток. Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Цели урока:

  • формирование системы знаний о государствах
    Древнего Востока, обобщение и систематизация
    ранее полученного материала, закрепление
    основных ведущих идей темы;
  • способствовать дальнейшему развитию умения
    воспроизводить полученную информацию, выделять
    главное, ориентироваться в основных событиях
    истории Древнего Востока;
  • способствовать дальнейшему развитию умения
    сравнивать, сопоставлять, выявлять
    причинно-следственные связи, использовать
    информацию в новых условиях, анализировать и
    делать выводы;
  • воспитывать у учащихся уважение к истории,
    традициям, культуре народам Древнего Востока.

Оборудование: таблицы, контурные
карты, кроссворд, карточки с датами, материал о
достижениях народов Древнего Востока, тесты,
учебник

Ход урока

1. Оргмомент

Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по
теме “Древний Восток”. И наша задача – это
закрепление, полученных знаний на уроке, их
систематизация, обобщение, углубление по
некоторым вопросам истории Древнего Востока.

2. Игра-путешествие

Форма проведения – игра-путешествие. Мы еще раз
окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще
раз осуществим путешествие по его странам. Как в
каждом путешествии у нас будут пункты
назначения, где Вы должны будете выполнять
определенные задания. Итак, старт дан. И, конечно
же, самое главное знать, а куда же мы
отправляемся. Понятие “Древний Восток” -
понятие относительное. Название это было дано
людьми, живущими в Западной Европе, для них эти
страны действительно были восточными.

Итак, наш первый пункт “Географический”

? – перечислите страны, которые мы изучали в
рамках темы “Древний Восток”? (учащиеся
называют страны, учитель – прикрепляет или
записывает на доске названия стран)

1 группа (“3”) – контурные карты с
указанием рек. Задание – подписать какие
государства располагались в районе этих рек.

2 группа (“4”) – работа с настенной
картой. Задание – учитель показывает страны,
учащиеся записывают их название себе в тетрадь
(Индия, Междуречье, Египет, Китай, Персида,
Финикия). Затем можно организовать
взаимопроверку.

3 группа (“5”) – контурные карты без
названия географических объектов. Задание
написать название стран и рек.

После выполнения работы в группах 1 учащийся
показывает и комментирует месторасположение
стран Древнего Востока.

? – Как Вы думаете, есть ли что-то общее в
расположении этих стран? (в долинах рек).

Да, первые государства возникали, как правило, в
долинах рек. Географическое положение оказывает
влияние на природные условия, занятия жителей.

Второй пункт

“Взаимосвязь географического
положения и природы или природные условия стран
Древнего Востока”.

1 группа – Задание – заполнить таблицу
“Природные условия Древнего Египта”


№ п/п Вопросы Египет
1. Где располагается страна?
2. Крупнейшие реки
3. Чем омывается
4. Поверхность земли
5. Климат

2 группа – Задание — заполнить
сравнительную таблицу “Природные условия
Древнего Египта и Древней Индии”


№ п/п Вопросы Египет Индия
1. Где располагается страна?
2. Крупнейшие реки
3. Чем омывается
4. Поверхность земли
5. Климат

3 группа – Задание — на примере Египта и
Финикии покажите, как природные условия стран
предопределяют занятия их жителей. Свой ответ
обоснуйте.

Третий пункт

“Исторический словарь”

(На доске вывешиваются основные термины по
теме)

1 группа – Задание – найдите определения:

А) повелитель Египта (фараон);
Б) правила, по которым надо жить (заповеди);
В) “жилище богов” (храм);
Г) вера в сверхъестественные силы (религия).

2 группа – Задание — дайте определение
следующим понятиям: дельта, вельможа, колония

3 группа – Задание – поставьте вопросы так,
чтобы ответом были понятия: долина, шадуф, жрецы.

Четвертый пункт

“Письменность Древнего
Востока”

2 группа – Задание – перечислите, какие
виды письменности Вы знаете? Что служило
материалом для письма в Египте, Междуречье,
Китае? Что повлияло на выбор материала для
письма?

1 группа – Задание — когда и где появился
первый алфавит? Что Вам о нем известно?

3 группа – Задание – “Текст с ошибками”:

В египетском письме более 700 клинописных
знаков. В долине Нила археологи нашли таблички,
покрытые значками в идее клинышков. Значки эти
выдавливались на табличках из мягкой глины. Если
было написано неправильно, то соскабливали
ножом. Египетская письменность уже имела и
гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое
письмо не составило большого труда. (6 ошибок)

Пятый пункт “Исторические деятели”

На доске или на карточках имена – Тутмос, Хеопс,
Хаммурапи, Кир, Дарий, Конфуций, Цинь Шихуан

1 группа – Задание – определите
принадлежность к стране?

2 группа – Задание - Чем известно имя этого
деятеля?

3 группа – Задание - о ком идет речь?
Зачитываются отрывки:

А) Мы знаем много об этом фараоне потому, что его
гробница, единственная из всех, не была
разграблена. За каменной дверью его погребения
находился огромный каменный саркофаг, а в нем –
второй, а во втором – третий. Лишь в последнем,
четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась
мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
Б) Именно он спас евреев от египетского плена,
вывел их через расступившееся Красное море и
водил по пустыне 40 лет в поисках земли
обетованной (Моисей).
В) Он был одним из последних ассирийских царей,
очень образованным человеком. Именно по его
приказу была собрана библиотека глиняных книг,
где сохранились вавилонские мифы и сказания (Ашшурбанапал).
Г) В 3 в. до н.э. почти все индийские племена он
объединил под своей властью (Ашока).



Шестой

пункт “Мифологический”

? – что называют мифом?

1 группа – Задание – вспомните известные
Вам мифы? (миф об Осирисе, о вавилонском
столпотворение и другие)

2 группа – Задание – о чем говорят эти мифы?
Что древние люди пытались ими объяснить?

3 группа – Задание – Миф о потопе – почему у
разных народов появились одинаковые мифы?

Седьмой

пункт “Занимательный”

1 группа — Задание – составить из слов мысль
великого Конфуция (“Мудрость — в знание
старинных книг”)

2 группа – Задание – отгадайте кроссворд

  1. Основное удобрение на полях Древнего Египта
  2. Одна из рек Индии
  3. “Жилище богов”
  4. Штурмовое оружие
  5. Материал для письма в Китае
  6. Город Двуречья
  7. Гроб, где хранится мумия
  8. Подвижная ударная сила

3 группа – Задание – определите: из какой
страны пришел этот товар:

Египет – виноград; Финикия – оливки,
прозрачное стекло, буквы;

Ассирия – железо; Индия – сахар, хлопок, цифры,
шахматы; Китай – компас, бумага, шелк, чай.

Восьмой пункт “Хронологический”

1 группа – Задание – определите век,
тысячелетие, расположите в хронологической
последовательности даты

2 группа – Задание – сколько лет назад была
построена пирамида Хеопса? (2600 +2006 = 4606 лет назад)

3 группа – Задание — сколько лет, веков,
тысячелетий назад был захвачен Египет персами (525
+ 2006 = 2531 год назад; 6 + 20 = 26 веков назад; 1 +2 = 3 тыс.
назад)

Девятый пункт “Что? Где? Когда?

Какой дикий зверь явился источником жизни
многих поколений людей Междуречья? (река Тигр)

1 слог – морское животное, 2 слог – междометие,
целое – родина фараона (Китай)

В какой библиотеке были несгораемые книги? (Ассирия,
Ашшурбанапал)

В какой стране были самые длинные стены? (Китай,
Великая Китайская стена)

Кого китайцы считали дикарями? (вывести 3-4
детей, одного – с распущенными волосами)

Десятый пункт “Финишный тест”

1 группа

1. Материал для письма у жителей Междуречья:


А) бумага;
Б) глиняные таблички;
В) папирус?

2. Какая система письменности стала основой
современных европейских алфавитов:


А) египетские иероглифы;
Б) финикийский алфавит;
В) древнееврейский алфавит?

3. Какой металл научились обрабатывать
ассирийцы в 10 в. до н. э.:


А) медь;
Б) бронзу;
В) железо?

4. С какой целью строилась Великая Китайская
стена:


А) чтобы обезопасить страну от кочевников;
Б) чтобы продемонстрировать могущество династии
Цинь;
В) чтобы воспрепятствовать побегам рабов?

5. В какой стране люди с рождения делились на
касты:


А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?

6. Бумага была изобретена в:


А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?

7. Египет располагался в:


А) Африке;
Б) Азии;
В) Европе?

8. Знатный, богатый человек:


А) писец;
Б) жрец;
В) вельможа?

2 группа

1. Материал для письма у жителей Междуречья:


А) бумага;
Б) глиняные таблички;
В) папирус?

2. Какая система письменности стала основой
современных европейских алфавитов

:

А) египетские иероглифы;
Б) финикийский алфавит;
В) древнееврейский алфавит?

3. Какой металл научились обрабатывать
ассирийцы в 10 в. до н. э.:

А) медь;
Б) бронзу;
В) железо?

4. С какой целью строилась Великая Китайская
стена:


А) чтобы обезопасить страну от кочевников;
Б) чтобы продемонстрировать могущество династии
Цинь;
В) чтобы воспрепятствовать побегам рабов?

5. В какой стране люди с рождения делились на
касты:


А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?

6. Перечисленные ниже слова расположите по
странам Ассирия и Финикия:

Ливанский кедр, алфавит, военные походы,
раковины с пурпурной краской, оружие их железа,
Тир, известные мореплаватели, “логовище львов”,
библиотека.

3 группа

1. Какой металл научились обрабатывать
ассирийцы в 10 в. до н. э.:


А) медь;
Б) бронзу;
В) железо?

2. С какой целью строилась Великая Китайская
стена:


А) чтобы обезопасить страну от кочевников;
Б) чтобы продемонстрировать могущество династии
Цинь;
В) чтобы воспрепятствовать побегам рабов?

3. В какой стране люди с рождения делились на
касты:


А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?

4. Дополните:


А) Великий китайский мудрец…
Б) Персы захватили Египет в … году
В) Место впадения реки в море, разделенное на
рукава, называется…

5. Сопоставьте:


1 Ашшурбанапал А Разделение на касты
2 Дарий Б Пирамила
3 Хеопс В Законы
4 Брахма Г Библиотека
5 Хаммурапи Д Персидская держава

3. Подведение итогов




Следующий: