Древний Восток. Повторение


Цель обучающая. Укрепить и дополнить
знания о Древнем Востоке, так как множество
важнейших сведений в учебнике за 5 класс не
излагается.

Цель воспитательная. Воспитывать
бережное отношение к древневосточному
искусству, любовь к знаниям.



Цель развивающая. Продолжить
формирование умений правильно показывать на
карте исторические объекты, работать с
иллюстрациями, сравнивать культуру разных стран
Востока. Продолжить развитие творческих
способностей у учащихся.



Тип урока. Повторительно-обобщающий.

Оборудование урока. Интерактивная
доска, компьютер, магнитофон с записями
классической музыки, карта Древнего Востока.

Ход урока

  1. Организационная часть.
    1. Вводное слово учителя.
    2. Проверка готовности к уроку.
    3. Проверка присутствующих на уроке.
  2. Обобщение по разделу «Древний Восток».
    1. Развитие науки и искусства с древнейших времен.
    2. Древний Египет.
    3. Вавилонское царство.
    4. Индия.
    5. Китай.
    6. Значение культуры древневосточных цивилизаций.
  3. Закрепление материала.
    1. Проведение тестовой работы.
  4. Итоги урока.
    1. Вывод урока.
    2. Проставление и объяснение оценок.
  5. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационная часть урока.

1.1. Вводное слово учителя.

1.2. Проверка присутствующих.

2. Обобщение по разделу «Древний Восток».

(Звучит восточная классическая музыка).

На интерактивной доске тема и цели урока.
Ученики пишут в тетради тему.



На доске карта Древнего Востока.

Учитель. Покажите на карте страны
Древнего Востока.

Многие государства Востока мы уже не найдем в
современных картах. Древний Египет, Вавилон,
Ассирия, Мидия, Финикия, Элам — их города были
разрушены временем, пеплом от пожарищ и песком. К
счастью, сохранились некоторые памятники
архитектуры, полулегендарные рассказы греческих
и римских писателей, сказания Библии.

Археологические раскопки ведутся до сих пор.
Были сделаны выдающиеся открытия в Древнем
Востоке. Остатки роскошных дворцов,
величественных храмов, крепостных стен,
гробницы, письменные источники на костях, камне,
глине, папирусе — это доказательство высокой
своебразной культуры народов Древнего Востока.
Какими же их достижениями мы пользуемся до сих
пор?

Ответы учеников. Для того, чтобы правильно
измерить длину и ширину каналов, высоту пирамид,
правильно подсчитать запасы продовольствия,
рассчитать, сколько человек нужно для постройки
храма, нужны были точные расчеты. Так возникла
математика.

Учитель. Какие еще науки были там
развиты?

Ответы учеников. Начало счета времени было
положено наблюдениями земледельцев за
движениями Солнца, Луны и звезд. Счет времени,
которым мы пользуемся теперь, появился на
Древнем Востоке. Люди уже тогда делили время на
годы и месяцы, недели и сутки, часы и минуты.

Учитель. Древний Восток — родина
письменности. Для чего было нужно письмо?

Ответы учеников. Письменность была нужна для
того, чтобы вести учет платежей и налогов,
отчетность по строительству пирамид, чтобы
записывать накопленные знания, чтобы людям
общаться друг с другом, чтобы оставить о себе
память в веках. Письменность зародилась из
рисунков. Но позднее народы Востока по-разному
совершенствовали ее.

Учитель. Сегодня мы совершим
путешествие в четырех странах — Египте,
Вавилоне, Индии, Китае. Сделайте таблицу в
тетрадях о достижениях в этих странах. Итак,
перенесемся в Древний Египет, в страну сфинксов и
пирамид. На западе от Каира (показ на карте), на
самом краю пустыни, там, где она граничит с
долиной Нила, высятся грандиозные и
величественные гробницы фараонов — знаменитые
пирамиды. Самая высокая из них — пирамида Хеопса.
Что вам известно о пирамидах?

Ответы учеников. Жрецы говорили: »
Если хочешь быть бессмертным — позаботься о
своей гробнице». И Хеопс построил себе гробницу,
равной которой не было. Каждый земледелец должен
был работать четыре месяца в году на постройке
пирамиды. Сто тысяч человек работали там
одновременно. Кормили их лепешками, чесноком,
редькой и сушеной рыбой. Многие умирали, но на
смену им гнали все новых и новых рабов. Пирамиды
всегда окружало множество тайн, фантастики и
сенсаций. То, внутри усыпальницы Хеопса группа
туристов подверглась воздействию какого-то газа,
то один американский ученый обнаружил в глыбе
известняка, из которого построены пирамиды,
человеческий волос. Возможно, египтяне не
перетаскивали глыбы камней, а владели секретом
их отливки по формам. А еще есть мнение, что
пирамиды построили или помогали строить
пришельцы из космоса.

Если гробница Хеопса поражает своими
размерами, то спрятанная в глубине скалы
усыпальница фараона Тутанхамона поражает своим
великолепием. Трудно перечислить сотни
драгоценных предметов, заполнявших гробницу. Тут
были и золотой трон с изображением царя, и кресла,
скамейки из черного дерева с инкрустацией из
слоновой кости. Чудесные сосуды из прекрасного
алебастра поражают изяществом резных украшений.

Учитель. Напишите о достижениях в
Египте в тетради.

Древний Вавилон. На интерактивной доске -
карта Вавилона.

А теперь перенесемся в VI век до нашей эры в
долину Тигра и Евфрата. 586 год до нашей эры.
Поздней осенью девятнадцатого года своего
правления из удачного похода в Ассирию
возвращается в свою столицу вавилонский царь
Навуходоносор II. Впереди него на быстроногих
горячих конях, в легких панцирях, с
остроконечными шлемами на головах мчались
лучники и метатели дротиков. За ними следовали
нарядные боевые колесницы. За войском тянулась
вереница пленников в железных кандалах. Спокойно
и мерно покачивая горбами, шли сбоку верблюды,
нагруженные богатой добычей. Вот уже показались
вдали стены и башни родного города. Вавилон!
Прошли уже свыше тысячи лет, как Хаммурапи,
объединил под своей властью большую долину Тигра
и Евфрата. Что представлял собой знаменитый
Вавилон?

Ответы учеников. Вавилон стал
крупнейшим торгово-промышленным центром
древнего мира. Изделия вавилонских мастеров
славились не только в долине Тигра и Евфрата.
Вавилонские мастера изготовляли изящную мебель
с разноцветной инкрустацией из кусочков
слоновой кости, золотых пластинок и драгоценных
камней. Гончары кроме разнообразной посуды
мастерили бочки, светильники, которые заправляли
нефтью (само слово «нефть» происходит от
вавилонского «нафту»). Из глины делали ручные
мельницы, веретена, ярны.

Самыми образованными людьми в Вавилоне были
жрецы. Именно среди них появились первые ученые.
Были достигнуты замечательные успехи в
математике — она была необходима для сооружения
плотин и каналов, дворцов и храмов. Мы до сих пор
используем одно очень ценное изобретение
вавилонян: делим часы, минуты на 60 частей, а
окружность — на 360.

Физкультминутка.

Индия. На интерактивной доске карта Индии.

(Звучит индийская музыка).

Учитель. Страной сказочных сокровищ
всегда считали Индию. Она действительно была
богата — в ее недрах залегает множество полезных
ископаемых. Что мы знаем о древней Индии?

Ответы учеников. Главное богатство
Индии — это ее талантливые художники,
мастеровые, архитекторы. Греки, побывавшие здесь
в IV-III веках до нашей эры, с удивлением
рассказывали, что в этой стране добывается
сладкий на вкус камень. Это был сахар. Индийцы
первыми научились выращивать сахарный тростник
и изготавливать сахар. Отсюда доставлялись в
Европу хлопковые ткани, краски, благовония.
Велико было искусство древних мастеров. Недалеко
от Дели есть железная колонна высотой 7,2 метра и
весом 62,5 тонны. Колонна не ржавеет и вызывает
удивление то, что индийцы в V веке до нашей эры
сумели выполнить работу, которую не могли бы
сделать в XIX веке в Европе.

Вопрос. Какими достижениями индийцев мы
пользуемся до сих пор?

Ответы учеников. Цифры, шахматы.

(В тетрадях достижения Индии).

Китай. На интеракивной доске — Китай. Звучит
китайская народная музыка.

Учитель. Задолго до нашей эры по всему
миру начала распространяться молва о Китае -
загадочной и удивительной стране. (На доске -
Великая Китайская стена). До сих пор через весь
его север тянется стена, длиной в 5000 километров,
шириной 7-8 метров. Над стеной возвышаются башни и
зубцы. Время не смогло разрушить это грандиозное
сооружение. Есть легенда, что для того, чтобы
стены были прочными, туда нужно было замуровать
человека. Кто знает, сколько людей погребено в
стене и сколько человек похоронено вдоль нее. По
преданию на строительстве работало более 2
миллионов человек. А какие занятия древних
китайцев вы знаете?

Ответы учеников. В ту эпоху культура
Китая достигла очень высокого уровня. Уже широко
применялось железо. Древние китайцы первыми
занялись шелководством, а белая керамика была
предвестницей фарфора. Высоким мастерством
художников, ваятелей, архитекторов, поэтов,
музыкантов отмечена древняя китайская культура.

Учитель. В завершение хочется сказать,
что народы Древнего Востока внесли огромный
вклад в сокровищницу мировой науки и культуры.
То, что они создали, будет еще долго удивлять и
восхищать людей.

3. Закрепление материала.

3.1. Проверочный тест по теме «Древний Восток».

4. Задание на дом.

Написать сочинение «Путешествие по Древнему
Востоку».

Тест 1

1. Где находится Индия?

А) на севере Азии

Б) на юге Азии

В) на востоке Азии

2. В какой стране впервые стали производить
сахар?

А) в Китае

Б) в Индии

В) в Ассирии

3. Письменность в Древнем Египте

А) иероглифы

Б) клинопись

В) папирус

4. Что изобрели в Древнем Китае?

А) бумагу

Б) цифры

В) шахматы

5. Где протекает река Янцзы?

А) в Междуречье

Б) в Финики

В) в Китае

Тест 2

1. Что изобрели в Древней Индии?

А) шахматы

Б) бумагу

В) прозрачное стекло

2. Где был придуман первый алфавит?

А) в Финикии

Б) в Нубии

В) в Египте

3. Первая столица Египетского царства

А) Фивы

Б) Мемфис

В) Атон

4. На чем писали в Древней Индии?

А) на бумаге

Б) на пальмовых листьях

В) на дощечках из глины

5. Знать в Древнем Египте?

А) жрецы

Б) вельможи

В) писцы

Презентация.




Следующий: