Древние жители нашего края


Место урока: историко-художественный музей г. Калининграда.

Тип урока: комбинированный, проводится при изучении темы: «Пруссы – древние жители нашего края».

Форма урока: урок-путешествие, групповая работа.

Цели:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование знаний об истории, культуре, природе родного края.
  2. Углубить знания о значении ландшафта местности и природных ресурсов для человека, влияние природы на хозяйственную деятельность и культуру людей. Проследить динамику взаимоотношений древних жителей края с их соседями – скандинавскими народами, рыцарями – крестоносцами. Проанализировать проблему исчезновения пруссов как народа под влиянием экспансии немецких рыцарей.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений, отбирать, систематизировать, анализировать самостоятельно источники учебной и дополнительной информации знаний. Аргументировано излагать свою точку зрения. Делать обобщающие выводы.
  2. Развивать творческое мышление, наблюдательность. Дальнейшее умение применять знания на практике.

Развитие общетрудовых и коммуникативно-информационных умений:



  1. Продолжить развитие коммуникативно-информационных умений, творчески подходить к решению различных задач.
  2. Развитие операционно-контрольных умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять информационные технологии.

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию патриотических чувств, сформировать убеждённость в необходимости сохранения и приумножения природных и культурных богатств родного края.
  2. Способствовать развитию эстетических чувств.

Методы обучения: Частично-поисковый и исследовательского методов проблемного обучения, репродуктивный, применение коммуникативно – информационных технологий, эвристическая беседа. Лекция экскурсововода музея может быть сокращенной. Возможна предварительная беседа в ласе или музее, проведенная самим учителем. Допустимо, что бы ученики по заданию учителя сами нашли и отобрали дополнительный материал к уроку.

Оборудование:

  • Учебное: Учебник Истории заданной России для 6-7 классов А. П, Клемешев, материалы экспозиции музея , зал: «Наш край в древности»
  • Дополнительное: «Очерки истории Кенигсберга» А.Б. Губин, В.Н. Строкин. «Очерки истории Восточной Пруссии» Г.П.Кретинин».

Ход урока

I ЭТАП:

Предварительная подготовка. Формирование учебных групп, распределение ролей в них (эксперт– ученик 10 класса, фотограф, художник, летописец и т. д.) Работа экспертов заключается в том, чтобы направлять, помогать своей группе в музее. Группы получают предварительные задания, связанные с их дальнейшей деятельность в музее.

Организационный.



Создание мотивированной основы для поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Вводное слово учителя : объявляет тему, учащиеся самостоятельно формулируют цель урока на основе осмысления эпиграфа урока. Учащиеся записывают тему в маршрутные листы урока. Учитель знакомит учащихся с формой урока. Вывод: наш урок посвящен изучению жизни и культурного наследия древних жителей нашего края – пруссов.

Учитель просит учащегося дать краткую характеристику этого народа. Здесь возможна небольшая лекция экскурсовода.

Учитель истории знакомит присутствующих с проблемой (3 мин)

Наш край стал нашим не так давно. Всего 65 лет назад. Однако очень давно он был заселен различными народами. Одним из таких народов были древние пруссы. Они освоили этот края, научились ловить рыбу, выращивать зерно и овощи, разводить лошадей. Они одни из первых, кто принес в эту землю хозяйственное освоение. Однако наш край интересовал и другие народы, которые стремились сюда в XIII веке. Последние вытеснили и истребили пруссов. Сегодня перед нами стоит задача: определить, чем привлекал людей древности наш край? Какие народы осваивали его, воевали за него. Мог ли пруссы уцелеть в этой войне? Ведь существуют же сегодня литовцы. Какую память о себе оставили древние пруссы? Мы работаем с вами в историко-художественном музее, изучая археологические артефакты нашего края. Каждая из групп имеет собственное задание, которое она выполняет, используя собственные знания и материалы экспозиции. Затем следует отчет групп и предложение собственных вывод на поставленную задачу.

II Этап:

Работа в экспертных группах:

Класс делится на 4 группы (6-7 человек)

Учитель представляет группы и главные эксперты получают инструктивные карточки.

I группа: «Наш край в древности»

II группа: «Быт и нравы пруссов».

III группа: «Пруссы и их связи».

IV группа: «Прусское общество».

Учитель знакомит учащихся с основными задачами работы групп.

Наша работа будет проходить в несколько этапов.

  1. Работа в группах по проблеме каждой группы: по предложенным заданиям на карточках- инструкторах с использованием исторических и археологических источников знаний. (В каждой из групп есть специалисты- менеджеры, которые координируют деятельность группы, Они же будут экспертами в оценивании резулььтатов работы)
  2. Отчет групп, ознакомление со своими находками. Заполнение отчетной таблицы.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Обозначение перспектив дальнейшей работы по теме.

Учитель раздает Инструктивные карточки (до 7-10 мин)

III Этап: Отчет групп

IV этап: Заключительный

V этап: Закрепление

VI этап: Оценочный

Технологическая карта урока:

Ход урока (основные этапы) Деятельность учителей Деятельность учащихся Предполагаемый ответ
I этап
Предварительная подготовка 2 недели
Формирует группы.
Предварительного готовит их по своим заданиям.
Распределяют роли в группе. Отбирают и систематизируют дополнительный материал.
Организационный. 5 мин.
Создание мотивированной основы для поисково-исследовательской деятельности учащихся
Объявляет тему и поисковую задачу к ней. Ученик дает краткую справку о нашем крае в древности. Записывают тему и задачу в маршрутные листы.
II этап
Работа в экспертных группах
Изучение нового материала

Работа в группах
До 10-15 мин
Координирует деятельность всех групп, помогая им отбирать материал экспозиции музея.



Выдает инструктивные карточки для самостоятельной работы с экспозицией.

Рассматривают экспозицию, делают зарисовку, фотографируют, согласно своим путеводным маршрутным листам. Экспозиция музея содержит экспонаты по хозяйственной деятельности пруссов, их культуре, связям с другими народами.

Смотри справочные материалы.

I группа:
«Наш край в древности»
Изучаемая проблема: выяснения природных условий, опрделеливших хозяйственные занятия пруссов. Выполняют задания согласно инструктивным карточкам.
II группа:
«Быт и нравы пруссов».
Изучаемая проблема: Занятия и бытовая жизнь многих народов древности во многом зависела от окружающей их природы. Подтвердите или опровергните это мнение на примере жизни древних пруссов. На основании теоретического материала и материалов экспозиции отвечают на вопросы.
III группа: «Пруссы и их связи». Изучаемая проблема: Существуют сведения о том, что пруссы были довольно воинственным народом. Определите свое собственное впечатление о них, используя экспозицию музея На основании теоретического материала и материалов экспозиции отвечают на вопросы.
IV группа: «Прусское общество».
Изучаемая проблема:
Многие народы
образовывали собственные государства. Но у пруссов государство не
возникло. Попытайтесь
объяснить этот факт.
На основании теоретического материала и материалов экспозиции отвечают на вопросы.

III этап
Отчет экспертных групп о проделанной работе. 10 мин
Эвристический диалог с представителями экспертных групп Учащиеся отчитываются о проделанной работе, делают соответствующие выводы по предложенным заданиям. Заполняют отчетные листы.
IV этап
Заключительный
3 мин
Учитель подводят учащихся к главному выводу урока Учащиеся самостоятельно формулируют вывод Записывают главный вывод в маршрутный лист урока
Vэтап
Закрепление
5 мин
Проводится тестирование по изученной теме с помощью теска: «Заполни пропуски» Получают листы с текстом и заполняют в нем пропуски.
VI этап
Оценочный
3 мин
Учитель благодарят учащихся за работу, оценивают вместе с гостями маршрутный лист урока «История-судьба реки-человек».
Выделяют работу лучших групп.
Сдают работы на проверку

Домашнее задание: Составить кроссворд: «Пруссы – древние жители нашего края»

ПРИЛОЖЕНИЕ Инструктивные карточки (маршрутные листы урока) Маршрутный лист имеет два поля. Один для групп. Другой для экспертов (памятка эксперту).




Следующий: