Древнее Двуречье. Урок в 5-м классе


Цель:

ознакомить учащихся с природой,
климатическими условиями, местоположением на
карте Древнего Двуречья; основными занятиями
жителей, развитием письменности.

Задачи:

  • Продолжить формировать умения сравнивать
    географическую среду Египта и Древнего Двуречья.
  • Развивать навыки работы с исторической картой.
  • Анализировать фрагмент исторического
    документа.

Термины и понятия:

Передняя Азия, Месопотамия
(Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

Оборудование и дидактический материал

:
учебник, настенная карта «Древний Восток»,
атласы, пакет документов, заостренные палочки.

Ход урока

Орг. момент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно
видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы
начать урок?

2. Объяснение нового материала.

Я сегодня предлагаю вам отправиться со мной в
путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие,
в прошлое — страну, которая называется Древнее
Двуречье. Согласны?

Я буду вашим гидом и вы можете задавать мне
вопросы, которые возникнут в ходе нашего
путешествия, а я постараюсь на них ответить.

Отправляемся в путь!

Но чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить
длительный авиа перелет. У вас на столах лежит
пакет необходимых для перелета документов.
Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно
заполнить декларацию. (Приложение 1)

Cамостоятельная работа

Скажите, какова цель нашего путешествия?



Варианты ответов

Учитель обобщает полученные ответы.



Рассказ учителя о географическом положении
Древнего Двуречья. (сопровождается работой с
настенной картой).

Словарная работа

Древнее Двуречье — страна, расположенная в
Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат.
(Приложение 2)

Запись в марш. лист

Вывод учителя.

Природные условия Двуречья очень схожи с
Древним Египтом.

Вспомните, пожалуйста, климатические условия
Древнего Египта.

Ответы уч-ся

Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся
посмотреть страну.

Дети, как выдумаете, какие занятия
распространены у жителей Древнего Двуречья?
(Учитель дополняет и обобщает полученные ответы)

Работа с документом (Приложение 3)

запись в марш. лист

Вывод учителя.

3. Несмотря на отсутствие строевого леса и
камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома.
Строительным материалом являлась глина, из
которой делали большие кирпичи. Но самое
интересное предназначение глины — использование
ее в качестве писчего материала. На холмах
Двуречья археологами найдены среди обломков
глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые
значками в виде клинышков. Эти знаки называются КЛИНОПИСЬЮ.

Записать определение в маршр. лист

КЛИНОПИСЬ —

вид письма Древнего Двуречья.

Знаки выдавливались на мягкой глине концом
специально заостренной палочки. Затем табличку
обжигали и в таком виде ее можно было хранить
очень долго, т.к. она становилась очень прочной.
Множество таких табличек сохранилось до наших
дней.

Каждый знак в клинописи- это рисунок, который
означал целое слово.

(учитель рисует на доску несколько знаков и
обозначение)

Представим, что вы богатые жители Древнего
Двуречья и нам надо написать письмо своему
родственнику. Вам в написании письма помогут
подсказки на доске, в учебнике с. и ваша фантазия.

Работа в парах, составление текста письма

Ваши письма готовы, осталось только их высушить
в печи, чтобы оно стало прочным и отправлять.

Вывод учителя.

На путешествие подходит к концу.

  • Что вам понравилось в путешествии? Или не
    понравилось?
  • Что вы узнали нового, интересного?
  • Хотели бы еще совершить путешествия в другую
    страну?

Ответы уч-ся

Закрепление изученного материала.

Чтобы вернуться обратно домой, мы должны
выполнить викторину. (Приложение 4)

Выполнение викторины в тетради

(Учитель проверяет правильность выполнения
викторины учащимися)

Уч-ся обмениваются тетрадями и проверяют

Подведение итогов работы, выставление оценок.



Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание

Запись в дневники д/з

Параграф 13, чит., придумать условные знаки и
написать письмо своему другу, при этом указав
условные обозначения.




Следующий: