Дорогу осилит идущий!

Дорогу осилит идущий!

Проблема физического и психического здоровья
детей всегда волновала родителей и учителей. В
настоящее время она усугубилась в связи с
ухудшением факторов окружающей среды, снижением
двигательной активности детей, увеличением
учебной нагрузки и др. Школьная среда — мощный
фактор, влияющий на здоровье детей и подростков.
Станет ли она фактором, наносящим вред его
здоровью, препятствующим его полноценному
развитию или станет средой, которая способствует
наиболее полному раскрытию его возможностей и
талантов, зависит от политики школы.

На протяжении ряда лет в школе № 63 г. Рязани
внедряются в учебный процесс
здоровьесберегающие технологии. Педагоги,
психологи и родители работают над созданием
такой обучающей, воспитывающей, развивающей
среды, которая способствует развитию личности
ребенка при создании психологического комфорта,
атмосферы творчества, сотрудничества и
взаимопомощи, самовыражения и самореализации.

На базе школы был проведен городской семинар по
вопросу реализации в школе Программы
“Здоровье” и День открытых дверей по теме
“Здоровьесберегающие технологии обучения
учащихся”, работала городская
экспериментальная площадка по теме “Применение
немедикоментозных методов коррекции здоровья
учащихся в условиях школы”.

Образовательное учреждение работает с
сентября 2006 года в режиме “Школы здоровья”,
ориентированной на обучение и воспитание детей с
учетом их индивидуального физического здоровья,
решающей одновременно с образованием задачи по
оздоровлению детей, профилактике заболеваний,
социальной адаптации, ориентации на здоровый
образ жизни.

На педагогическом совете школы была утверждена
концепция “Здоровьесбережение в школе”,
проведены родительские собрания в каждой
параллели классов с целью ознакомления с
Программой “Здоровье” и обозначением роли
родителей в ее реализации.

В школе функционируют два спортивных зала и зал
для занятий ЛФК, тренажерный зал, уютная
столовая, два медицинских кабинета,
стоматологический кабинет, кабинет информатики,
кабинет информационных технологий.

< Рисунок 6>

< Рисунок 5>

< Рисунок 2>

Большое внимание уделяется озеленению школы,
многие кабинеты имеют хорошо оформленные
зеленые зоны. В школе оборудованы уголки
видеоэкологии, которые оказывают положительное
влияние на детскую психику. < Рисунок 3>
< Рисунок 4> Открыт лечебно-профилактический
кабинет, в котором проводится: аэрофитотерапия,
инфразвуковой пневмомассаж глаз,
общеукрепляющий массаж, мониторинг здоровья с
использованием аппаратно-программного
комплекса “Истоки здоровья”, прием
кислородного коктейля. < Рисунок 7> < Рисунок 8>

< Рисунок 3>

< Рисунок 4>

< Рисунок 7>

< Рисунок 8>

На своих уроках 80 % учителей применяют
здоровьесберегающие технологии: технологии
развивающего обучения Л. Занкова, технологии В.Ф.
Базарного, технологии игровых форм обучения,
развивающих эмоционально-чувственную сферу
ребенка и учитывающих его индивидуальные
психологические особенности, технологии
личностно-ориентированного обучения, нацеленные
на индивидуальное развитие личности ребенка
(одаренного, способного, “обычного”,
нуждающегося в коррекции), на право ученика и
родителей выбирать уровень обучения с точки
зрения здоровьесбережения, технологии
проектирования и моделирования, основанные на
субъект-субъектных принципах взаимодействия
ученика и учителя, технологии действенного
метода, модульной технологии, технологии парной
и групповой работы, тренинговые формы занятия,
проведение уроков на природе, технологии
психологического сопровождения
образовательного процесса.

В начальной школе учителя используют в работе
элементы методики В.Ф. Базарного. В каждом классе
есть схема-тренажер В.Ф. Базарного. Ученики по
стрелкам на схеме выполняют упражнения для глаз.
Такая разминка помогает снять напряжение с мышц
глаза. В результате и настроение у детей хорошее,
и усталости нет, и успехи в учебе радуют
родителей. За конторками В.Ф. Базарного обучаются
восемь классов. Смена динамических поз оказывает
благотворное влияние на здоровье растущего
организма ребенка.

< Рисунок 1>

Успешно действуют программы: “Школа моего
здоровья”, “Доктора здоровья”, “Ослепительная
улыбка на всю жизнь”, “Все цвета кроме черного”,
“Сохраним зрение”, “Добрая дорога детства”.

В школе пропагандируется двигательный режим:

- на уроке проводятся физкультминутки для
снятия нагрузки с глаз, мышц спины и тела,
эмоциональная и мышечная релаксация,
профилактика зрительного утомления,
обеспечивается возможность перемещения
учащихся по классу, смена статической позы на
динамическую и др.;

- во внеурочной деятельности проводятся
подвижные игры на переменах, внеклассные
спортивные занятия, общешкольные соревнования,
турслет, Дни здоровья, лыжные походы и
самостоятельные занятия физкультурой.

В режим дня школы введены двигательные
перемены, во время которых у ребят есть
возможность поиграть в настольный теннис,
волейбол, футбол, пострелять из мелкокалиберной
винтовки, провести шашечный турнир, потанцевать
на дискотеке, послушать классическую музыку или
попробовать свои вокальные данные.

Уже на протяжении 15 лет старшеклассники школы с
нетерпением ждут сентябрь. Ведь именно в
сентябре школа проводит традиционный
туристический слет в курортном поселке Солотча.
На разработанном и подготовленном учителями
физкультуры маршруте ребята соревнуются в
ловкости, скорости, меткости и умении проходить
туристическую тропу. Есть и краеведческая
станция, где учащиеся демонстрируют знания по
истории Рязанского края. В этом соревновании нет
проигравших и выигравших. Все получают
необыкновенный заряд бодрости, энергии и
здоровья.

< Рисунок 10>

< Рисунок 9>

Школа принимает участие в городском
эксперименте по внедрению в учебный процесс
урока “Футбол” как третьего часа физкультуры с
2003 года. Мальчики и девочки с большим желанием
постигают азы этой замечательной игры. Уроки по
обучению плаванию для учащихся 4-5 классов
проводятся в бассейне школы № 51.

Традиционными стали и “Дни здоровья”, которые
проводятся 1 раз в месяц. “Мама, папа и я -
спортивная семья”, “Веселые старты”,
соревнования по футболу, волейболу, мини-футболу,
пионерболу, лыжные эстафеты — вот, пожалуй, не
полный перечень проводимых мероприятий. В этот
день наши ученики стали постоянными
посетителями Ледового дворца спорта
“Олимпийский”.

< Рисунок 12>

< Рисунок 11>

Нельзя не рассказать и о столовой школы. Это
просторное, красивое и уютное помещение. Здесь
наших учеников кормят вкусными завтраками,
полдниками и обедами. Меню достаточно
разнообразное. Все блюда готовят наши повара, под
руководством заведующей столовой, которая
работает в нашей школе со дня ее основания. Все
учащиеся школы обеспечены чистой питьевой водой
“Источник Старо-Мытищенский”. и получают
бесплатно кисломолочные продукты (2 раза в
неделю), фруктовый сок (2 раза в неделю), напиток
шиповника (в межсезонье).

Мы осознаем, что еще далеки от полного
достижения поставленных целей, но “Дорогу
осилит идущий!” и потому наша школа будет
продолжать бороться за сохранение физического и
психологического здоровья своих учеников.
Результаты работы наших педагогов показывают,
что использование здоровьесберегающих
технологий в учебно-воспитательном процессе
позволяет учащимся успешно адаптироваться в
образовательном и социальном пространстве,
получить необходимые знания и раскрыть свои
творческие способности.

Следующий: