Дорог каждый зуб. Занятие по здоровому образу жизни для обучающихся 7–8 лет

Цель урока:

формирование знаний и
навыков у обучающихся по сохранению здоровья
полости рта и зубов человека.

Задачи урока:

  • дать понятие о строении и функции зубов, научить
    правилам гигиены полости рта.
  • развивать умение анализировать, высказываться
    по данной теме.
  • приучать беречь свои зубы, правильно ухаживать
    за полостью рта.
  • Форма и методы:

  • объяснительно – иллюстративный
  • работа с тетрадью
  • частично – поисковый
  • самостоятельная работа “Исключи лишнее”
  • работа в группах
  • Оборудование:

    наглядное пособие
    “Строение зуба”, модель “Зуб человека”, муляж
    “Челюсти человека, зеркальца, зубная щетка,
    карточки “Исключи лишнее”, правила сохранения
    зубов здоровыми, иллюстрация “Баба-Яга с одним
    зубом”, конверт с письмом о правилах ухода за
    зубами для Бабы-Яги.

    План занятия:

  • Сообщение темы и цели занятия детям.
  • Строение ротовой полости и зубов человека.
  • Самостоятельная работа “Исключи лишнее”.
  • Работа в группах “Правила ухода за зубами”.
  • Подведение итогов.

  • Ход занятия

    1. Сообщение темы и цели занятия детям.


    Педагог:

    – Здравствуйте, ребята! Садитесь,
    пожалуйста! Я рада видеть вас снова на занятии по
    здоровому образу жизни! Наше знакомство с
    организмом человека продолжается.

    Педагог:

    – Ребята, я вам сейчас загадаю загадку,
    а вы быстренько сообразите, какой будет ответ:

    Тридцать два веселых друга,
    Уцепившись, друг за друга,
    Вверх и вниз несутся в спешке.
    Хлеб едят, грызут орешки (зубы)

    Педагог:

    – Ну, как догадались? (ответы детей)

    – Конечно же, это – зубы.

    – Вот и тема нашего занятия сегодня
    “Дорог каждый зуб”.

    – Ребята, запишите, пожалуйста, число и
    тему занятия в тетрадь.

    – А вы знаете, почему нам дорог именно
    каждый наш зуб?

    – Сегодня вы и узнаете, для чего нам
    нужны зубы, а также научитесь соблюдению правил
    гигиены полости рта.


    2. Строение ротовой полости и зубов
    человека.


    Педагог:

    – У грудного ребеночка зубов нет, а
    появляются первые 2 зубика месяцев в 6. Когда
    ребенку исполняется 2,5-3 годика у него полностью
    вырастают первые зубы, у них нет корней, они
    называются “молочные”, их всего 20 штук– 10 на
    верхней челюсти и 10 на нижней. Прорезываются зубы
    в строго определенном порядке. Молочные зубы
    живут всего несколько лет, а потом начинают
    выпадать, меняться на “коренные” зубы, в том же
    порядке, как и прорезались. Раньше в деревнях
    выпавший зубик бросали за печку и говорили:
    “Мышка, забери мой зуб молочный, дай мне новый
    коренной”.

    Когда ребенок вырастает и становится
    взрослым, у него должно вырасти 32 зуба, по 16 на
    каждой челюсти. Зубы захватывают, удерживают,
    пережевывают и измельчают пищу. Каждый зуб
    отвечает за свою работу. Например: резцы, от слова
    “резать” отрезают пищу, клыки отрывают ее,
    коренные зубы перетирают, чтобы измельченную
    пищу отправить в желудок.

    Педагог:

    – Ребята, посмотрите на свои зубы в
    зеркальца и найдите у себя резцы, клыки, коренные
    зубы. Хорошо, когда все зубы на месте, и работают
    слаженно. А если зубы заболят, их придется
    вырывать, тогда вам сложнее будет пережевывать
    пищу, она будет попадать в желудок не как пюре, а
    как крупные кусочки, и желудок начнет болеть.

    – Почему же иногда наши зубы болят?
    Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим,
    как устроены наши зубы (прикрепляет на доску
    наглядное пособие “Строение зуба”).

    У нас во рту есть две челюсти – верхняя
    и нижняя, на них находятся зубы в специальном
    углублении, которое называется “зубная ячейка”.
    У каждого зуба есть “корни”, которые уходят
    глубоко в кость челюсти. Они закрепляют зуб в
    десне, чтобы они не шатались. Основание зуба со
    всех сторон окружено десной.

    Педагог:

    – Ребята, наши зубы состоят из трех
    слоев. Внутренний слой – мягкий он называется
    “пульпа” – в нем располагаются кровеносные
    сосуды, через которые в зуб поступают
    питательные вещества, и нервы, обеспечивающие
    чувствительность зуба, именно этот слой и болит,
    если сюда попала инфекция, горячая или холодная
    вода. Пульпа надежно защищена от внешних
    воздействий самым твердым веществом, которое
    есть в нашем организме. Это вещество намного
    прочнее, чем кости и называется оно “дентин”.
    Пульпа лежит в дентине, как в коробочке. Сверху
    зуб покрывает “эмаль”это твердое
    вещество, которое как краска защищает дентин
    от внешних воздействий. Если на эмали и дентине
    появляются трещинки, то через них к пульпе
    попадают болезнетворные микробы, нервные
    окончания начинают чувствовать холодное и
    горячее, тогда пульпа воспаляется, и зуб начинает
    болеть.



    Педагог:

    – Ребята, давайте мы с вами повторим, а
    затем, вы запишите в тетрадь, как называются слои
    зуба на объемной модели (передает детям модель
    “Зуб человека”, дети достают слои и называют их).
    Так зубы устроены у человека, у животных, но не
    у всех.

    – Как вы думаете, у рыб есть зубы? Зубы
    рыб совсем не похожи на зубы людей. У них совсем
    другое строение. Это косточки, которые выросли на
    десне.

    Загадка-шутка:

    – Как правильно сказать?

    – У рыбей нет зубей.

    – У рыбов нет зубов.

    – У рыб нет зуб.

    Физкультминутка “Четыре стихии”


    Упражнение 1:

    Руки согнуты в локтях, ладони
    вверх. Дети повторяют за педагогом:
    “Я приветствую тебя, Воздух!”.

    Упражнение 2:

    Опустить руки вниз, ладонями
    к полу. Дети повторяют за педагогом:
    “Я приветствую тебя, Земля!”.

    Упражнение 3:

    Ладони перед собой, руки
    вперед. Дети повторяют за педагогом:
    “Я приветствую тебя, Вода!”.


    3. Самостоятельная работа “Исключи
    лишнее”

    Педагог:

    – Чтобы наши зубы были крепкими и
    здоровыми нужно беречь их с детства.

    (Раздается стук в дверь).

    – Ребята, кто это может быть? (Появляется
    почтальон, в руках с большим конвертом, в нем
    письмо для обучающихся 7-8 лет, на занятие по теме
    “Дорог каждый зуб”).

    – Давайте посмотрим? О, это письмо! От
    кого же оно? А кто же это на картинке? Правильно –
    это Бабка – Яга (см. приложение 1)

    – Что же она нам пишет? Давайте
    прочитаем:

    “Дорогие ребята! Посмотрите на мою
    фотографию, поглядите, какое у меня горе
    приключилось! Только я пряничек столетней
    давности отведать хотела, как сломала 5 зубов,
    только орешков каленых погрызть собралась, как
    выпало у меня еще 6 зубов, только начала косточки
    за ужином разгрызать, как еще 10 зубов потеряла.
    Попила молочка холодного, да чаем горячим запила
    так еще 10 зубов выпало. Без зубов я улыбаться
    перестала, стесняюсь очень. А все вокруг думают,
    что я такая злая. Помогите мне, несчастной!
    Помогите сохранить последний, единственный зуб!
    Посоветуйте, что мне делать!


    Педагог:

    – Бедная Баба-Яга, несчастная как же она теперь
    жевать-то будет?

    – Давайте составим меню для Бабы-Яги.

    Педагог:

    – Я предлагаю вам выполнить
    самостоятельную работу “Исключи лишнее”.

    – Ребята, я раздам вам карточки, в
    которых нужно выбрать и подчеркнуть только
    полезные для зубов продукты (см. приложение 2).


    4. Работа в группах “Правила ухода за
    зубами”.

    Педагог:

    – Что может помочь сохранить Бабе-Яге
    этот зуб? Давайте вспомним правила ухода за
    зубами, которые наверняка вам всем известны,
    запишем и пошлем бабушке в лес.

    – Ребята, сейчас мы разделимся на две
    группы. Каждая группа должна вспомнить и назвать
    правила ухода за зубами по очереди (педагог
    одновременно вывешивает правила на доску):

    1. Полощи рот теплой водой после каждого
      приема пищи.

    2. Чисти зубы утром и перед сном.

    3. Не грызи зубами твердые предметы
      (орехи, кости).

    4. Не ешь одновременно слишком горячую и
      холодную пищу

    5. Два раза в год посещай зубного врача–
      стоматолога.

    Педагог:

    – Чистить зубы надо тоже правильно.

    (Педагог показывает детям с помощью
    зубной щетки как правильно чистить зубы на
    муляже “Челюсти человека”)

    – А теперь давайте правила ухода за
    зубами сложим в конверт и отправим бабе-Яге в лес.


    5. Подведение итогов.


    Педагог:

    – Ребята, теперь мы знаем, что нужно
    делать, чтобы не остаться с одним зубом, как
    Баба-Яга: правильно ухаживать за зубами,
    соблюдать правила гигиены полости рта и зубов,
    есть полезные для зубов продукты. Тогда наши зубы
    будут здоровыми, и мы с вами сможем весело и
    приветливо улыбаться друг другу.

    – Наше занятие закончено.

    – До свидания, ребята! До скорой
    встречи!

    Список литературы:

    1. Мельничук В.М. “Дневничок – здоровячок”. –
      Сибирское университетское издательство.
      Новосибирск, 2002.
    2. Ротенберг Р. “Расти здоровым”. Детская
      энциклопедия здоровья. – М: Физкультура и спорт,
      1993.
    3. Тихомирова Л.Ф. “Уроки здоровья для детей 5-8 лет.
      Популярное пособие для родителей и педагогов. –
      Ярославль. Академия развития холдинг, 2003.

    Приложение




    Следующий: